" Формирование и развитие навыков самостоятельной работы у учащихся в классе фортепиано"


Автор: Милосердова Надежда Трофимовна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

" Формирование и развитие навыков самостоятельной работы у учащихся в классе фортепиано"

Краткое описание работы: Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая - в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

 

 Методическая работа « Формирование и развитие навыков самостоятельной работы у учащихся в классе фортепиано»

Преподавателя Милосердовой Н. Т.

1 Организация самостоятельной работы обучающихся, руководство ею - это ответственная и сложная работа каждого преподавателя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача ставится перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности. Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая - в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач. В музыкальном творчестве складываются наиболее благоприятные предпосылки для самовыражения ребенка. Здесь он пробует свои первые силы и совершенствует свои способности. Педагог должен быть готов к тому, чтобы помочь ребенку открыть в себе музыкальность, развить способности, которые помогут ему стать Личностью, научить мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе. Но бывает, что преподаватель вместо того, чтобы обучать ребенка, занимается «натаскиванием», учащийся слепо подражают своему педагогу, механически следует его указаниям. В самостоятельной работе этих учеников обнаруживается полнейшая беспомощность. Такое положение нельзя признать нормальным. Способность, активное стремление к приобретению навыков, умений, знаний развивается, прежде всего, в самостоятельной работе учащегося. Что же представляет собой этот процесс? Самостоятельная работа учащегося, обучающегося игре на любом музыкальном инструменте – это часть учебного процесса, состоящая из двух разделов: самостоятельная работа учащегося музыкальной школы непосредственно на самом уроке и домашняя работа над выполнением заданий, полученных на уроке. К этому следует добавить, что оба раздела этой работы тесно взаимосвязаны. Чем интенсивней самостоятельная работа учащегося на уроке, тем эффективней она в домашних условиях и наоборот. Решающим условием продуктивной и качественной самостоятельной работы учащегося является ясная постановка задач, стоящих перед ним. От того, насколько четко педагог сформулирует их, определит последовательность выполнения и конкретизирует, зависит успех домашних занятий ученика. Важно помнить, что, во-первых, учить навыкам самостоятельной работы следует на уроках, во-вторых, любое новое задание, предлагаемое для самостоятельной проработки, должно опираться на усвоенное ранее, под руководством педагога. «Все занятия должны располагаться таким образом, чтобы последующее всегда основывалось на предшествующем, а предшествующее укреплялось последующим» (Я.Каменский). На уроках нам необходимо воспитывать в ученике настойчивость, стремление овладевать стоящими перед ним задачами. Если ученик не

научится систематически и правильно работать сам, преподаватель не сумет добиться в занятиях с ним хороших результатов. Научить ребенка заниматься самостоятельно и не навредить ему при этом – первоочередная задача преподавателя. Музыкальное обучение детей – это ответственное и сложное дело, требующее профессиональных данных педагога. Что для этого нужно? Простое, открытое, дружелюбное отношение педагога раскроет душевный мир ребенка, что является необходимым условием успешной работы. В преподавании очень важно вселить в ученика веру в то, что задание обязательно получится, сформировать устойчивость интересов обучающихся. 2

. Задача преподавателя – помочь организовать самостоятельные занятия ученика, направить работу в нужном направлении, стимулировать творческий подход к домашней работе, научить ученика внимательно и вдумчиво работать над произведением, научить творческому отношению, ясному представлению художественной цели. Г.Г. Нейгауз писал: «Сознание ученика должно быть на уровне его практических действий, поэтому я считаю, что с первых шагов ученика надо приучать его понимать, что он играет». Приходится признать, что лишь немногие учащиеся занимаются дома осмысленно, большинство утомляет себя формальной игрой. В начале своей педагогической деятельности некоторые педагоги допускают ошибку, стремясь сразу поставить на уроке много задач. Ученик теряется от обилия замечаний и неспособен справиться с домашним заданием. Свои указания педагог должен распределить так, что на каждый урок их оказалось небольшое количество, и чтобы ученик был в состоянии их выполнить дома. Домашние задания учащегося определяется содержанием урока, поэтому все требования, предъявляемые к домашней работе должны выражаться в строгой, определенной форме. Важным условием для развития у детей музыкальных способностей является организация интересной содержательной жизни ребенка в музыкальной школе и семье, обогащение его яркими музыкальными впечатлениями, обеспечение эмоционально – интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения в процессе самостоятельной работы дома. Очень важно чтобы ребенка окружала красота, чтобы он видел красивые отношения между людьми, слышал красивую речь и т. п., то он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму. Умению заниматься дома нужно учить в классе и посвящать этой теме специальные уроки или часть урока. Занятия с учениками ведутся по разным направлениям. Например, иногда частью домашнего задания для ученика является расстановка динамических оттенков в данном произведении. Такую творческую работу мы сравниваем с работой художника-графика, пишущего свои картины в карандаше и художника работающего с акварелью. Так музыка с правильно расставленной динамикой будет ярче, выразительнее, как и картины в цвете. Такая работа помогает ребенку включить свои чувства, понимание того, как эта пьеса должна звучать. Трудясь над техникой надо иметь ввиду художественную цель. Для музыканта звук – творение, обладающее огромной палитрой красок. В напряженной домашней работе необходимо чередовать кантиленные эпизоды с быстрыми, технически сложными, что предполагает меньшее утомление. Чтобы «не засыхать» над фактурой в медленном темпе, В.Х. Разумовская советовала иногда проигрывать произведение в естественном движении. Технически трудные пассажи рекомендовала учить в медленном темпе, «на тормозах» с подчеркнутой динамикой. Ученики В.Х. Разумовской вспоминали: «Успех зависит от того, насколько сосредоточенно и «включенно» учащиеся будут работать. Дома не надо

себя жалеть! Нужна предельная включенность. Нельзя терять время, сидя у рояля!» В.Х. Разумовская требовала, чтобы работа дома проходила с предельным эмоциональным и духовным напряжениям: «Чувства должны быть «вмонтированы в процесс занятий, а надеяться на то, что они появятся во время выступления нельзя. Они должны быть продуманы и оправданы заранее». Интересны соображения Н.И. Голубовской об интенсивности и продолжительности домашней работы за инструментом: «Когда ученик садится за рояль, он должен работать так, будто располагает большим запасом времени, не должно быть торопливости – лучше сделать меньше, но тщательно, качество важнее количества. Каким бы кратким ни было занятие, оно должно протекать с максимальной интенсивностью». А.Д. Артоболевская считает очень важной в домашней работе помощь родителей. «Родители ежедневно прорабатывают со своим ребенком задания педагога. Хорошо, если они хоть немного сведущи в музыке, чаще же бывает, что они только любят музыку, но начинают учиться одновременно со своим сыном или дочкой. «Мы входили в страну музыки, плотно взявшись за руки – родители и ребенок». В музыкальном обучении самостоятельная домашняя работа приобретает особый вес в силу того, что на нее уходит больше времени, чем на классные уроки. Только повседневный труд формирует усидчивость, прилежание, упорство в достижении поставленной цели. Практическое владение исполнительскими и слуховыми навыками требует постоянной серьезной работы. Учиться музыке трудно. «Труден первый шаг и скучен первый путь» - вспоминает Сальери о своем музыкальном детстве (А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»). И далеко не каждому ребенку удается безболезненно приспособиться к такому режиму, тем более что результаты усилий, когда можно почувствовать всю радость от общения с музыкой, сказываются не сразу. Большая нагрузка у детей, обучающихся в двух школах, ограничивает время, которое можно отдавать домашним занятиям. В таких условиях как раз и возрастает значение качества самостоятельной работы, умения правильно заниматься. Что же важно для организации правильной и плодотворной домашней работы учащегося музыкальной школы? Успех ее в значительной степени зависит от целенаправленности урока. Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним их составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически. Методически правильно построенный урок способствует активации внимания детей, обеспечивает успешное выполнение поставленной задачи. Педагог должен объяснить и показать ученику способ достижения поставленных задач, добиться частичного выполнения их на уроке и дать конкретное задание для самостоятельной работы. Если ребенок осознал цель, к которой надо стремиться, способ продвижения к этой цели, освоил первоначальные навыки работы и имеет желание добиваться результата, то можно сказать, что домашняя работа будет плодотворной. В то же время для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний и навыков в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача и каким образом будет проверяться

ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению. Очень важно, чтобы задания, предлагаемые для самостоятельной работы, вызывали интерес учащихся. Ученику интересно, если преподаватель увлекает новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания. Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество, как создание человеком объективно и субъективно нового. Разучивая новое музыкальное произведение, ребенок создает для себя субъективно новое. Работая над новой пьесой, ученик приобретает знания, уточняются и углубляются его представления о распределение рабочего времени. Ленинградская пианистка и педагог Н.Голубовская говорила: «Люди, которые играют по десять часов в день, - самые большие лентяи. Играть по десять часов с полным напряжением внимания – доступно лишь единицам. Обычно же подобная «усидчивость» есть ни что иное, как стремление подменить работу сознания механическим действием, не требующим целенаправленного внимания». Для повышения эффективности самостоятельной домашней работы учащегося, мы сначала на уроке обговариваем и распределяем время, которое ученик должен затратить на каждый вид домашнего задания. Например: гаммы – 20,30мин., этюды – 30,40мин., художественный материал – 1час. Такое распределение времени занятий весьма условно. В конечном итоге оно определяется учебным материалом, его трудностью и рядом других причин. Кроме этого распределение времени зависит от индивидуальных потребностей и способностей ученика. При недостатках в технической оснащённости больше времени следует уделить гаммам, упражнениям и этюдам. И наоборот, достигнув необходимого технического уровня, можно усилить занятия над пьесами. Время, отведённое для самостоятельного обучения, целесообразно делить на две части, например, пополам. Заниматься непрерывно больше одного часа не рекомендуется. Наблюдения показывают, что разнообразие работы – важнейшее средство, предотвращающее утомление. Нужно избегать продолжительной работы над однородными упражнениями и однообразными пьесами. Наряду с работой с учениками я веду разъяснительную работу и с их родителями: довожу до них как важно их участие, помощь и контроль и как они могут это осуществить. Чтобы ребенок с удовольствием занимался самостоятельно ему важно иметь дома хороший музыкальный и н с т р у м е н т . На первых порах родители учащегося могут напоминать ему о том, что наступило время занятий, и следить за тем, чтобы ученик действительно занимался в течение предписанного ему времени. В дальнейшем ребёнок должен сам помнить об этом. В часы занятий на фортепиано следует соблюдать тишину; ничто не должно отвлекать ученика. Домашним необходимо помнить, что занятия музыкой требуют большого внимания, которое нелегко выработать. В своих беседах с родителями ученика педагог всегда будет прав, подчёркивая всю важность создания необходимого режима домашних занятий. В конечном итоге такое распределение времени должно дисциплинировать, организовать учащегося и дать положительный результат. Процесс самостоятельной работы учащегося должен быть максимально осознан. Необходимым условием его должно быть наличие слухового самоконтроля, «самокритики» и незамедлительного устранения замеченных недостатков. «Во время своей игры, - говорила выдающаяся русская пианистка и педагог А.Н.Есипова, - всё время к ней прислушивайтесь, как б у д т о в ы с л ы ш и т е ч у ж у ю и г р у и д о л ж н ы к р и т и к о в а т ь е ё » . Прежде чем приступить к занятиям, учащемуся всегда необходимо представить, как должен звучать тот или иной отрывок изучаемого произведения или сочинение целиком. Приступать к работе непосредственно за инструментом, минуя этот этап, «всё равно, что начать

постройку дома, не располагая его проектом». Для того чтобы ученик мог представить звучание произведения, я на уроке проигрываю пьесу и вместе с ребёнком разбираем характер каждой части и всего сочинения, как, в конечном итоге, ученик должен будет его исполнить. В самостоятельной работе очень важно непрерывное «общение» с текстом изучаемого материала. Изучая музыкальный текст, ученик постепенно осмысливает характер, содержание и форму произведения. Анализ нотной записи пьесы во многом определяет и ход дальнейшей работы над ней. «Я предлагаю ученику, - пишет Г.Г.Нейгауз, - изучить фортепианное произведение, его нотную запись, как дирижёр изучает партитуру – не только в целом, но и в деталях, разлагая сочинение на его составные части – гармоническую структуру, полифоническую, отдельно просмотреть главное – например, мелодическую линию, «второстепенное», - например аккомпанемент… ученик начинает понимать, что каждая «подробность» имеет смысл, логику, выразительность, что она является органической «частицей целого». Работая над деталями произведения в медленном темпе, никогда нельзя забывать его образно-эмоциональную сторону. Проще говоря, основной темп и характер. В противном случае будет потерян главный критерий, направляющий работу над деталями. Интересно замечание А.Б.Гольденвейзера относительно воспроизведения нотного текста. Он пишет: «Общее свойство множества людей, играющих на фортепиано, - от учеников музыкальных школ до зрелых пианистов, выступающих на эстраде, - то, что они с большой точностью берут ноты там, где они написаны, и с такой же неточностью снимают их. Не у т р у ж д а ю т с е б я и и з у ч е н и е м д и н а м и ч е с к и х у к а з а н и й а в т о р а » . Подобные высказывания выдающихся педагогов заставляют нас задуматься над важностью правильной, тщательной работы над музыкальным текстом. Особое внимание в самостоятельной работе следует уделять ритмической дисциплине. Учащийся должен знать, что ритм – это первооснова, определяющая живую жизнь музыки. А.Н.Римский-Корсаков подчёркивал, что «музыка может быть без гармонии и даже без мелодии, но без ритма – никогда». Обращаем внимание учащихся на ряд истин, о которых следует помнить в работе над ритмом:

- в начале работы над произведением текст необходимо поставить на точные ритмические «рельсы». В противном случае неизбежна ритмическая неустойчивость;

- «Надо почувствовать в себе текучесть, ритм движения и, только ощутив его, начать исполнение пьесы. Иначе сперва обязательно получится ряд беспорядочных звуков, а не живая линия».- Гольденвейзер А.;

- следует помнить мудрый совет Э.Петри: «Играйте конец пассажа так, будто вы хотите сделать ritenuto, - тогда он выйдет точно в темпе»

- в кульминационных моментах торопливость недопустима;

- пауза – не всегда разрыв звучания, она может означать молчание, задержанное и взволнованное дыхание и т.д. Её ритмическая жизнь всегда зависит от характера произведения, его образного строя. Продолжительность паузы обычно дольше длительности аналогичной ноты. Динамические указания всегда нужно рассматривать в органическом единстве с другими выразительными средствами (темпом, фактурой, гармонией и др.) это поможет глубже понять и вникнуть в образно-смысловое содержание

музыки. Нужно помнить, что основой динамической выразительности является не абсолютная сила звука (громко, тихо), а соотношение силы. Типичным является неумение показать разницу между p и pp, f и ff, у некоторых детей f и p звучит где-то в одной плоскости, в усреднённой динамической зоне. Отсюда серость, безликость исполнения. Подчёркивая важность соотношения силы звука, Н.Метнер говорил: «Потеря piano есть потеря forte и обратно! Избегайте инертного звука; mezzo forte – симптом слабости и утраты владения звуком». При заучивании произведения наизусть играть нужно непременно медленно, во избежание технических трудностей, отвлекающих внимание от главной цели. В каждый данный момент нужно учить на память не то, что трудно, а то, что легко, а для того, чтобы было легко, следует учить медленно. Нужно учить на память то, что можно до конца охватить сознанием и что не представляет препятствий. Ни в коем случае нельзя техническую работу производить по нотам. В преодолении технических трудностей память слуха и пальцев играет подчас решающую роль. Не владея в достаточной степени текстом произведения, не следует «подключать» эмоции, так как кроме примитивного «полуфабриката», «черновика с переживаниями» вы ничего не получите. Работая над пьесами кантиленного характера, пианисту следует позаботиться о сохранении идеи вокальности. Необходимо стремиться воспитать в себе ощущение вокальной упругости, напряжённости мелодических интервалов. В моторных произведениях, где обе руки играют в одинаково быстром темпе необходимо одну из них (желательно левую) ощутить как бы «ведущим колесом». Прежде, чем приступить к детальному изучению полифонического произведения, чрезвычайно важно тщательно выучить каждый голос. Подготовку к концерту даже повторного репертуара необходимо обязательно проводить по нотам. Такой вид занятий позволит избавиться от неточностей и небрежности, которыми обрастает со временем произведение, и обнаружить, почувствовать новое «дыхание» музыкального образа. Необходимо запомнить, что выступить случайно плохо можно, а сыграть случайно хорошо нельзя. Это призывает к постоянному самосовершенствованию. Довольно часто в предконцертный период перед учащимся возникает вопрос: должен ли иметь место жёсткий самоконтроль на эстраде? Конечно же, присутствие самоконтроля на эстраде необходимо, но характер его должен быть скорее «регулировочным», направляющим музыку. Итак, мы рассмотрели основные условия, способствующие развитию навыков самостоятельной работы у учащихся фортепианного класса

. Для любого типа учеников важнейшую роль играет выбор репертуара. Нужно подобрать пьесы, близкие им по духу, вызывающие интерес и стремление их освоить. Я проигрываю произведение, чтобы ученику было понятно, как оно должно звучать. Вместе с учащимся мы делаем план, по которому он будет работать дома. Этот план будет являться своеобразным опорным пособием для развития самостоятельности в домашней работе ученика. Для начала приведу общий план работы:

1. Определяем тональность, размер, смотрим знаки и находим их на клавиатуре, какие используются приёмы игры, динамика, темповые и характерные термины, находим образ.

2. Находим части, сколько их, каждую часть делим на предложения и фразы.

3. Определяем, в какой руке идёт мелодическая линия, а в какой – аккомпанемент. Если это полифоническое произведение – разбираем его по голосам, находим главную тему, подголоски и т.д.

4. Точно просчитываем и прохлопываем ритм в трудных местах, таких как пунктирный ритм, несовпадение долей в каждой руке, синкопы, залигованные ноты.

5. Если существуют аккорды, определяем какие это функции и их построениее.

6. Просматриваем аппликатуру и выясняем её удобство, если её нет в нотах – ставим свою, находим места, где есть поступенное движение вверх или вниз движение по трезвучиям, скачки на октаву.

7. Начинаем разбор каждой рукой, со счётом вслух, в медленном темпе, при этом стараемся соблюдать штрихи и аппликатуру. Очень важно постоянно контролировать качество звучания, для этого я призываю ребёнка всё время внимательно слушать свою игру, осуществлять самоконтроль.

8. Когда ученик будет хорошо знать текст в каждой руке, приступаем к соединению обеих рук по фразам, затем по предложениям, по частям и целиком, не забывая выполнять всё выученное ранее, точно выдерживая длительности и точно снимать руки на окончаниях фраз.

9. Когда текст будет играться достаточно уверенно - можем подключать динамику, эмоции, образность, работу с темпом.

10. Начинаем учить наизусть и готовить к выступлению. Когда мы с учеником прорабатываем этот план, когда становится понятна поочерёдность действий, тогда я задаю самостоятельную работу на дом. Постепенно ученик привыкает к такому порядку и работает уже без плана – самостоятельно. Если ученик ещё маленький и ему трудно охватить такой большой объём работы, можно задавать самостоятельную работу помалу, например можно задать работу с аппликатурой или разделить произведение на фразы или предложения и т.д.

Успех самостоятельной работы – привычка к самоконтролю. Следует развивать бережное отношение к тексту, внушать, что без точного выполнения указаний композитора нельзя добиться точного авторского замысла. Важно, чтобы ученик не только умел слушать себя, но и знал, что во время работы нуждается в проверке, чаще всего возникают фальшивые ноты, неточности голосоведения, не уместны изменения темпа. Очень полезно время от времени выучивать самостоятельно небольшое произведение без помощи педагога. Это способствует улучшению качества самостоятельной работы ученика. С самых первых шагов юный музыкант должен делиться с окружающими тем, что приобрёл – в любой форме, какая ему доступна: играть знакомым, родным, играть на прослушиваниях и концертах, причём так играть, чтобы чувствовалась максимальная ответственность за качество исполнения. И надо, чтобы ученик сам чувствовал эту ответственность.

Итак, что же способствует развитию самостоятельности учащегося ? Это умение читать с листа, подбирать, транспонировать, играть в ансамбле, аккомпанировать. Замечательно, если ученик будет пробовать сочинять и записывать свои сочинения.

Музыкальная педагогика – искусство, требующее от людей посвятивших себя этой профессии, громадной любви и безграничного интереса к своему делу. Учитель должен не только довести до ученика так называемое «содержание» произведения, не только заразить его поэтическим образом, но и дать ему анализ формы, гармонии, мелодии, полифонии. Одна из главных задач педагога – сделать как можно скорее и основательнее так, чтобы быть ненужным ученику, то есть привить ему ту самостоятельность мышления и методов работы, которые называются зрелостью, за которым начинается мастерство.

Развитию беглости чтения музыкальных произведений служит также игра в ансамбле с педагогом, потом с товарищем. Необходимость считаться с партнёром требует быстроты реакции и стимулирует сообразительность. В самом деле, педагоги знают, что игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, совершенствует умение читать с листа, является незаменимой с точки зрения выработки технических навыков и умений необходимых для сольного исполнения. Ансамблевое музицирование учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению, это искусство вести диалог с партнёром, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать. Если это искусство в процессе обучения постигается ребёнком, то можно надеяться, что он успешно освоит специфику игры на фортепиано.

Игра на фортепиано в четыре руки – это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом, который приносит ни с чем не сравнимую радость совместного творчества.

Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой.

Заключение Важно, чтобы активность педагога стимулировала активность самого ученика: если ученик творчески пассивен, то первая задача педагога состоит в том, чтобы пробудить его активность, научить его самого находить и ставить перед собой исполнительские задачи. Все эти общие пожелания в работе с разными учащимися реализуются по-своему с каждым индивидуально.

Список использованной литературы:

1. Барсукова С.Б. Весёлые нотки 1 кл. сборник пьес для фортепиано. [Ноты]: (Ф.Жан, К.Жан Инвенция на два голоса)/

С.Б.Барсукова. – Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2006. – 43с.

2. Коган Г. Работа пианиста. Г.Коган. – Учебное пособие. – М.: Музыка, 1979. – 256с.

3.Метнер Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. Н.К.Метнер. – Учебнометодическое пособие. – М.: Музыка, 1963. -157с.

4. Натансон В.А. Вопросы музыкальной педагогики. В.А.Натансон, Л.В.Рощина. – Методическое пособие. – М.: Музыка. 1984. – 133с.

5. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. Г.Нейгауз. – Методическое пособие. – М.: Музыка, 1988. – 187с.

6.Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. Е.М.Тимакин. – Методическое пособие. – М.: Советский композитор. 1989. – 143с.

7. Халабузарь П.В. Методика музыкального воспитания. Е.М.Халабузарь, В.С.Попов,

8. Добровольская. Н.Н. – Учебное пособие. – М.: Музыка. 1990 – 173с.

9. Щапов А.П. Фортепианная педагогика. А.П.Щапов. – Методическое пособие. – М.: Советская Россия, 1960. – 169с.

10. Ковалева Т.М. Инновационная школа. Аксиомы и гипотезы.

11. Майкапар С. Музыкальное исполнительство и педагогика.

12. С. Грохотов С. От урока до концерта.

13 Бочкарев Л. Психология музыкальной деятельности.