Открытый урок по вокалу.Тема: Ритм.Канон. Двухголосие.


Автор: Грязнова Марина Николаевна

Предмет: Вокал

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

Открытый урок по вокалу.Тема: Ритм.Канон. Двухголосие.

Краткое описание работы: Углубленное изучение таких понятий как канон, двухголосие

 

Тема: Ритм. Канон. Двухголосие. 

Цель:Развивать ритмический слух;

 Формировать навыки пения каноном;

закрепить умения двухголосного пения

Задачи:

Образовательные:

- развивать ритмический слух

- формировать навыки пения a-capella;

-добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха;

- вырабатывать умение четко проводить свою партию при одновременном звучании другой;

- добиваться сознательного усвоения музыкального произведения.

Развивающие:

- развивать гармонический слух;

- закреплять навык сольфеджирования по партиям;

- развивать умение слышать и слушать себя и партнеров во время исполнения канона.

Воспитательные:

- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку;

- воспитывать желание исполнять канон в самостоятельной деятельности;

- воспитывать интерес к ансамблевому пению.

ТипЗанятие – закрепление знаний полученных на предыдущих занятиях и работа над новым материалом

Предмет: Вокальный ансамбль.

Форма: Практическое занятие.

Формы работы с обучающимися: коллективная, работа в подгруппах, индивидуальная.

Методы обучения:

- наглядный (слуховой и зрительный);

- словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);

- проблемно-поисковый;

- объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом педагога, видео канона в исполнении учащихся).

Методы и приемы:

- творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

- побуждение обучающихся к самоконтролю и самооценке в процессе работы;

- вариативность заданий при повторении песенного материала и упражнений;

- вокализация песен на слог и сольфеджирование;

- одобрение, поощрение успехов с целью стимуляции их интереса к занятиям.

Словарная работа:

 двухголосие,  ритм, канон

Психологические условия на занятии :

- психологически-комфортная атмосфера, эмоциональное удовлетворение;

- личностно-ориентированное общение, учет уровня музыкального развития;

- учет индивидуальных особенностей;

- дифференцированный подход.

Оборудование:  синтезатор, ноутбук, звуковое оборудование

Планируемый результат занятия :  канон как целостное музыкальное произведение на две партии; работа над произведением и двухголосьем

План занятия :

  1. Организационный момент.
  2. Римические упражнения

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Упражнения на развитие певческого дыхания.

4. Упражнения для распевания.

5. Канон. Работа над русской народной песней песней «Во поле береза стояла».

6. Работа над двухголосьем  в песне « Много лет без войны»

6. Заключительная часть. Подведение итога.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Цель:

-настроить учащихся на работу, сконцентрировать внимание;

 

1. Что такое ритм,канон.

Педагог: Сегодня мы  на занятии повторим, что такое ритм, канон. Поработаем над качеством звука

Начнем мы с ритмического рисунка, с музыкальным сопровождением.

Давайте вспомним, что вообще означает слово ритм?( чередование коротких и длинных звуков)

( выполнение упражнений)

  1. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

 Короткий вдох через нос по руке педагога и длинный замедленный выдох на букву «С» со счетом: раз-два-три-четыре-пять… При каждом повторении упражнения выдох удлиняется.

Дикция, артикуляция – правильное формирование гласных. Согласные при пении должны произноситься предельно кратко. Гласные должны звучать полно, широко. Активная работа всех органов в полости рта. Язык при пении должен двигаться свободно.

Каждое упражнение произносится 5-7 раз.

 

Скороговорки (проговариваются на одном дыхании 2-3 раза)

 

Жили-были три китайца: Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,

И ещё три китайки: Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.

Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,

Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.

Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой – Шах,

У Як-Цидрака с Цыпой-Дрипой – Шах-Шарах,

У Як-Цидрака-Цидрон-Цидрони с Цыпой-Дрипой-Лампомпони – Шах-Шарах-Шарах-Шарони.

 

3. Упражнения на развитие певческого дыхания

Дыхание – мягкая атака звука.

Во время работы над правильным дыханием контролирую и проверяю обучающегося насколько он понимает, как правильно брать дыхание, показываю на себе.

Цель всех распеваний – подготовить голосовой аппарат к активной работе и довести до автоматизма основные вокально-хоровые навыки.

Каждое упражнение имеет свою конкретную задачу, которую дети должны понять. Начинать упражнения со звуков примарной зоны, двигаясь постепенно по полутонам вверх и вниз по всем звукам диапазона.

 

4. Канон. Русская народная песня «Во поле береза стояла»

Этапы работы:

 

1. Поем в унисон «Во поле береза стояла»,

 

Канон – правило или пение по правилу.

2. Задания:

- дети поют первую партию, педагог вторую (отхлопывают сильную долю каждой музыкальной фразы);

- педагог поет первую партию, дети вторую (отхлопывают);

- дети делятся на две группы, поют;

5. Работа над музыкальным произведением « Много лет без войны»

Работаем над звукопроизношением, двухголосьем

6. Заключительная часть. Подведение итога.