музыка в формировании нравственно-патриотических качеств детей дошкольников


Автор: Ирина Николаевна Абаимова

Предмет: Иное

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

музыка в формировании нравственно-патриотических качеств детей дошкольников

Краткое описание работы: работа музыкального руководителя по нравственно-патриотическому воспитанию цели, задачи, направления и виды

Выступление на педагогическом совете на тему:

«Музыка в формировании нравственно - патриотических качеств детей дошкольников»

 

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня хочется подробнее остановиться на теме «Музыка в формировании нравственно - патриотических качеств детей дошкольников»

 

Слайд2

 

Статья 64 Федерального закона Российской Федерации об образовании в Российской Федерации гласит, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры и развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

 

Поэтому, занимаясь непосредственно музыкально-образовательной деятельностью, считаю выбранную тему чрезвычайно актуальной, ведь она определяет весь последующий строй жизни ребёнка, его взаимоотношения в коллективе, любовь к малой родине.

Слайд3

Для того, чтобы достичь поставленных целей формирования нравственно-патриотического воспитания дошкольников, огромное значение имеет совместная работа музыкального руководителя с другими педагогами, воспитателем, учителем-логопедом, инструктором по физической культуре и педагогом-психологом.

Слайд4

 

Задачи, которые я ставлю в работе по данной теме, как музыкальный руководитель, вы можете увидеть на данном слайде. Там очень подробно они перечислены.

Слайд5

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию должна охватывать все виды деятельности – пение, слушание музыки, игры на детских музыкальных инструментах, танцевальное творчество. Это очень важно, так как они требуют от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции и организованности.

Слайд6

В своей работе по данной теме я охватила сразу несколько направлений. Они представлены на данном слайде.

Слайд7

Возникновение патриотического чувства у ребёнка – это результат длительного целенаправленного воспитательного процесса. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка. Дом, где он живёт, двор, где играет – это детский сад и его воспитатели, друзья.

 

Нравственное воспитание ребёнка-дошкольника — это, прежде всего, воспитание любви и уважения к маме. Также я использую музыку при ознакомлении детей с образом Родины. Большое внимание заслуживает творчество таких признанных композиторов, как Струва, Соснь, Филипенко, Зарицкая. Это песни о родном крае, родной природе, о Родине, о детском саде.

 

Слайд8

Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, сценировок, хороводов, плясок. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые в слушании и ритмической деятельности ребят, обладают высокой познавательной ценностью. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем их чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Слайд9

Мы знакомим детей с народными праздниками, обрядами, масленицей, Пасхой, святками и так далее. При подготовке к ним дети знакомятся с музыкальным материалами, историей, обычаями, костюмами, бытом, устным народным творчеством. В народных праздниках, обрядах и играх нет зрителей, там все участники. Интонационное достоинство песен позволяет детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков, у детей младшего возраста, ну а в старшем они очень эффективны в качестве распевания.

Слайд10

Русская классическая музыка – это великое достояние России. Поэтому классическая музыка должна звучать на музыкальных занятиях, начиная с младших групп. Работа по патриотическому воспитанию дошкольников не оставляет без внимания такой раздел музыкальной деятельности, как знакомство детей с великими классиками русской музыки.

 

Дети знакомятся с произведениями Чайковского, детский альбом слушают. Из альбома времена года слушают произведения таких композиторов, как Прокофьев, Гречанинов, Свиридов, Кабалевский. Частично знакомятся с их биографией. Русская музыкальная классика – это богатейшая сокровищница, достояние России.

Слайд11

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитники Отечества». Эта тема очень любима детьми. Дети поют песни, читают стихи. Содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины. Проводятся тематические мероприятия, День Победы, Планета Земля, День Единства. Эти мероприятия развивают чувство ответственности, гордости за свою Родину, формируют толерантность, чувство уважения и дружбы к людям других национальностей. Их традициям расширяют представления о своей стране.

Слайд12

Большое внимание уделяется теме «Великая победа». На музыкальных занятиях я стараюсь раскрыть детям величие подвига советского солдата, знакомлю их с песнями тех времен. Дети получают знания о музыке, о войнах нашей армии, о символике России. Красочно-торжественное оформление зала к празднику тоже играет огромное значение.

Слайд13

На тематических мероприятиях мы ставим небольшие постановки, в которых обыгрываем события, произошедшие в годы войны. На этих праздниках дети поют военные патриотические песни, выполняют различные торжественные перестроения.

слайд

В разделе «Слушание музыки» программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы. Чайковский времена года, Вивальди цикл времена года, Сен-Санс карнавал животных и множество других пьес, музыкальных произведений для детей. Но я стараюсь как можно больше красивых песен, красивой музыки, танцев ввести в репертуар нашего родного края.

Слайд танцы и игры

Незаменимую роль в патриотическом воспитании дошкольника имеют музыкально-ритмические игры и танцы. Эти виды музыкальной деятельности развивают эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают память, чувство, ритма, умение правильно передавать мелодию через движение, а также художественный образ движений. Ребята нашего детского сада с удовольствием принимают участие во всех танцах.

Слайд праздников

Организация и проведение праздников — основное воспитательное средство, в котором можно реализовать все виды музыкальной деятельности.

Слайд космос

Праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со своими сверстниками.

 

Слайд праздников

Праздник — это всплеск положительных эмоций.

Слайд

Мы в своей работе всегда должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь, мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

Ведь каждый ребенок – это чье-то счастье. И это большая честь быть причастным к формированию личности маленького счастливого человека.

Слайд

Спасибо за внимание.