Автор: Паринова Любовь Григорьевна
Предмет: Творческие работы и методические разработки
Класс: Педагоги
Тип материала: Лекция для родителей
Краткое описание работы: Колыбельные пели детям испокон веков. Этому общению матери с младенцем придавали важное значение. Наши предки считали, что колыбельные песни были лучшим оберегом для ребенка. Потому что, младенец, услышав нежный напев колыбельной, сосредотачивается, затихает.
«Песня матери — главная в мире,
начало всех человеческих песен».
Расул Гамзатов
Первые слова, с которыми сталкивается ребенок, приходя в этот мир – это речь матери, ее ласковый разговор с младенцем, колыбельная, которую она тихо напевает, укачивая малыша.
К сожалению, в наши дни не так часто встретишь маму, которая поет колыбельную своему ребенку. У современных мам все расписано по часам, и ребенок живет строго по расписанию. Сейчас, если родители и поют колыбельные своим детям, то только для того, чтобы уложить его спать. А иногда вместо колыбельной просто включают тихую музыку, или ребенок засыпает под звуки телевизора. Сегодня мало кто из мам понимает важность колыбельной песни как средства развития ребенка и общения с ним.
Ученые считают, что это отличное профилактическое средство против двигательных и речевых расстройств развития ребенка, что колыбельные могут повысить их иммунитет и способность к адаптации в обществе. Колыбельные пели детям испокон веков. Этому общению матери с младенцем придавали важное значение. Наши предки считали, что колыбельные песни были лучшим оберегом для ребенка. Потому что, младенец, услышав нежный напев колыбельной, сосредотачивается, затихает.
Русский исследователь фольклора А. Ветухов писал, что «Сон в колыбельных представляется усталым путником, ищущим покоя и места для отдыха, но не во всякой избе, а там, где есть малютка. Это друг и покровитель детей: присущими ему чарами он убаюкивает дитя».
Начиная работу по данной теме, поставила перед собой цель: помочь детям и родителям увидеть жизненное содержание, воспитательный потенциал колыбельных песен. Было проведено анкетирование родителей.
Родителям было предложено ответить на следующие вопросы: «Пели ли вам в детстве колыбельные песни?», «Много ли вы знаете колыбельных?», «Поёте ли вы колыбельные песни дома, когда укладываете ребёнка спать?», «Быстрее ли засыпает ваш ребёнок, когда вы поёте колыбельные песни?». По результатам анкетирования было определено, что каждый день поют колыбельные песни детям в возрасте 2-4-лет – 40%, 5-7 лет –18%. Таким образом, пришли к выводу, что чем старше становится ребенок, тем меньшее количество родителей ежедневно укладывают малыша с помощью колыбельных песен.
При поступлении детей в детский сад, каждой маме был предложен для изучения буклет, в котором рассказывалось когда и как петь колыбельные малышу, а также представлены тексты песенок.
В группах оформлены папки-передвижки, посвящённые колыбельным песням, где поясняется, как влияют колыбельные песни на развитие речи детей, и что они определяют самые сильные эмоции и чувства, такие как ласка, любовь, забота. А детям, которым не поют колыбельных, вырастают более эгоистичными. Пока ребёнок одевается, мама может выбрать понравившуюся ей колыбельную.
Были изготовлены два стенда и размещены в группах. Стенды легкие, мобильные, что удобно при перемещении и хранении. На стенде разместили информацию следующего содержания: ссылки на сайты Интернета, где можно получить более подробную информацию о колыбельных песнях, пообщаться на форумах, узнать мнение различных специалистов о влиянии колыбельных песен на человека.
В младших группах было проведено родительское собрание: «Играют дети, играем вместе». Перед собранием родителям предложили написать колыбельную песню. На собрании родители презентовали свои…..
Мама Павла Яханова написала такую для сына:
«Баю-бай, баю-бай!
Спи, мой ангел, засыпай.
Скоро станешь ты большой,
По земле пойдешь родной.
Ключики от всех дверей
в сердце и руке твоей.
Ты любую отопрешь,
счастье и любовь найдешь.
Баю-баю, мой родной,
буду я всегда с тобой».
А папа Артёма Петрова рассказал, что он поёт колыбельную, импровизируя просто на слова «Баю - бай» до тех пор, пока сын не уснёт.
Мама Еникеевых Кристины и Ксюши рассказывала, что, укладывая младшую, старшая тоже идет раньше спать, только для того, чтобы послушать мои колыбельные песни, которые я пою из мультфильмов и телепередач: «Умка», «Спи, моя радость, усни!», «Спят усталые игрушки».
Колыбельные включаем в детские праздники: «Международный женский день», «День матери», «День пожилого человека».
Детям очень нравится игра «Колыбельная для мамы», которую они поют на празднике, посвященному 8 Марта. Правила игры: пять мам сидят в кругу, прикрыв глаза, дети делают вокруг мам большой круг и поют вместе:«Зажигаются огни
Мама, мама отдохни!
Отложи свои дела,
Видишь, ночь уже пришла.»
До кого дотронется воспитатель, тот ребёнок поёт:
«Баю-бай, баю-бай,
Мамочка, отдыхай!» (2 раза)
Мама угадывает своего ребёнка.
Нами сделана подборка классических колыбельных песен на СД-диск, где поместили самые известные:
«Спят усталые игрушки» (слова З. Петровой, муз. А. Островского),
«Спи, моя радость, усни!» (слова С. Свириденко, музыка В.А. Моцарта)
«Колыбельная медведицы» (из мультфильма «Умка»)
«Колыбельная для девочки»
«Колыбельная для мальчика» и др. В каждой группе нашего дошкольного учреждения в дневной сон ребята слушают колыбельные песни, записанные на СD-диски .
Было проведено доминантное музыкальное занятие: «Пение колыбельных песен» в средней группе. Дети пели сольно и хором; с аккомпанементом и а-капельно. Более активны были девочки, почти каждая спела «своей дочке» колыбельную песню.
В развлечении о русском народном фольклоре в водной части говорилось, что колыбельная одна из малых фольклорных форм. В основной части был проведён конкурс «Колыбельная песня», где дети вместе с родителями вспоминали и исполняли их. А в заключительной части
все вместе пели колыбельную песню:
«Баю, баю, байки»
Баю – баю – байки,
Прилетели чайки,
Стали крыльями махать,
Наших деток усыплять. На развлечении поставленная цель: воспитать у детей чувство любви к родному языку, русской национальной культуре, ее народу, малой родине, была достигнута.
Педагогическое наблюдение показало в работе положительную динамику. Дети стали чаще исполнять колыбельные песни, играя в игру «Дочки-матери» при укладывании кукол. У родителей появилось желание петь своим детям колыбельные песни. Родители наиболее активных детей отмечают, что колыбельные песни действительно успокаивают ребёнка.
Спокойного сна, здоровья и удачи вам и вашим малышам!
Литература.