В гости к Весне


Автор: Давыденко Тамара Витальевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Дети

Тип материала: Открытый урок

В гости к Весне

Краткое описание работы: Музыкальный руководитель предлагает детям пойти на прогулку. Прослушать музыкальные звуки и определить место прогулки.

Конспект открытого музыкального занятия в старшей группе

                              «В гости к Весне»

 

Муз. руководитель: Давыденко Тамара Витальевна.

 

 Цель:  Формирование и систематизирование знаний детей о характерных признаках весны, о народных традициях (Масленица)  в разных видах музыкальной деятельности.
Задачи:

Образовательные: Обогатить детей музыкальными и литературными впечатлениями.

Развивающие: Развивать способность к импровизации, развивать чувство ритма, словарный запас.

Воспитательные: Воспитывать в детях чувство красоты к природе, поэтическому слову, музыке; способность откликаться на прекрасное и доброе.

 

Методы:

  • Словесный
  • Наглядный
  • Практический

Оборудование: презентация; аудиоаппаратура; фортепиано; музыкальные инструменты (металлофон, треугольник, свистульки, ложки, барабан, маракас, кастаньеты).

 

 

 

 

Музыкальный материал :

 

1.« Музыкальное приветствие» (слова Е. Кошкаровой).

2.«Звуки весеннего леса»
3. «Тропинка» - муз.Усачёва.

4.Озвучивание сказки – шумелки «Весна – красна»

5. Развитие чувства ритма «следы зверей»

6.Слушание музыки «Ёжик» Д.Б.Кабалевский.

7. Пальчиковая игра «Ёжик на дорожке» (с шариком Су – джок)

8. Упражнение на развитие голоса «Жучок»

9. Пение «Кончается зима» муз. Т.Попатеко

                «Блины» р.н.п.

10. Игра  «Гори, гори ясно» р.н.и.

 

 

                                    Ход занятия.

Ход I. Вводная часть.

Дети входят в зал, где их встречает музыкальный руководитель.

Муз. рук: Здравствуйте, мои друзья! Я сегодня хочу вас спросить вот о чем. Когда вы приходите в детский сад, что вы говорите тем, кого встречаете? (ответы детей) Правильно, все воспитанные люди при встрече желают друг другу здоровья – говорят: «Здравствуйте!». А сегодня я предлагаю вам поприветствовать друг друга  музыкально.


1.« Музыкальное приветствие» (слова Е. Кошкаровой).

Муз. рук.: Ну, здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Муз. рук.: Как ваше настроение?
Дети: Очень хорошо!
Муз. рук.: Пора нам заниматься!
Дети: Да – да – да!

Муз. рук.: Мы будем все стараться!
Дети: Так же ,как всегда!
Все вместе: Будем танцевать,
                     И песни распевать.
Муз. рук.: Прошу ребята вас,
                  За мной всё повторять!

 

Муз. рук.: Сегодня к нам на занятие пришли гости, я предлагаю поздороваться с ними жестами: «Здравствуйте, гости».  (Приложить руки к груди, затем поднять их вверх).
Молодцы! Вот мы и поприветствовали друг друга и всех, кто присутствует в зале! А теперь отгадайте загадку:

Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла…
Дети: Весна!

 

Муз. рук.: Что вы знаете о весне?

                    Какой сейчас месяц? (март)

                    Какое небо весной? (голубое, чистое, ясное, безоблачное).
                    Какое солнце? (Яркое, тёплое, весеннее, ласковое)
                    Что происходит со снегом? (снег темнеет, тает, становится
                                                                         рыхлым).
                    Какие птицы вернутся к нам скоро? (грачи, скворцы, ласточки).
                    Как их называют? (перелётные). МОЛОДЦЫ!

Муз. рук.: Я предлагает отправиться на прогулку, пожалуйста, прислушайтесь к звукам и определите  место прогулки.


2.«Звуки весеннего леса»

Ребята, какие звуки вы слышали,? (пение птиц, шум ручья). Как вы думаете, куда мы пойдём сейчас? (в лес). А судя по звукам, какое время года в этом лесу? (весна). Молодцы! Все готовы? Тогда в путь!

 

3. Музыкально – ритмические движения:

 «Тропинка» - муз.Усачёва.

 - дети идут по залу «змейкой», пружинящим, осторожным шагом, хороводным, приставным, бегут легко на носочках.

 

Слайд 1.– весенний лес. Мы пришли в весенний лес, сколько он таит чудес…

 

Слайд 2 - Весна.

Весна (запись) : Здравствуйте, дети! Добро пожаловать в мои владения. С приходом весны природа оживает: птицы прилетают, поют свои звонкие песни, снег тает, ручейки журчат, появляются первые весенние цветы.
 А всем нужно обязательно тепло, которое дает нам солнышко. Но только что-то солнышко сегодня долго спит. Помогите мне его разбудить.

 

Муз. рук: Ребята, поможем разбудить солнышко? (ответы детей). А помогут нам в этом музыкальные инструменты. С их помощью мы озвучим сказку. Выбирайте каждый для себя инструмент и располагайтесь на нашей лесной полянке (на ковре).

 

4. Озвучивание сказки – шумелки «Весна-красна».

 

Слайд 3. Пришла Весна, зажурчали ручейки. (металлофон)

 

Только солнышка все нет, спит оно, не просыпается и не пригревает землю.

 

Слайд 4. А тут еще набежали тучки, и закапал дождик. (треугольник)

 

Слайд 5. Весна - красна подумала, а может ветерок разгонит тучки и поможет разбудить наше солнышко. (подуть)

 

Нет, не выглядывает солнышко. Решила Весна разбудить солнце с помощью птичек и зверюшек. Стала их всех звать.

 

Слайд 6. «Эй, птички-невелички, слетайтесь скорее, да спойте позвонче». Прилетели птички, стали петь свои песенки. (свистулька)

 

Не слышит солнце, не выглядывает из-за тучек.

 

Слайд 7. «Эй, зайчата, постучите, солнце наше разбудите». Прискакали зайки - побегайки и давай барабанить. (барабан)

 

Слайд 8. Прибежали ежики, зафыркали. (маракас)

 

Слайд 9. «Дятел, дятел, помоги, своим клювом постучи». (ложки)

 

Слайд 10. И лягушки все проснулись, к солнцу спинкой повернулись. «Солнышко, ты нас согрей». И начали весело петь свои песенки квакушки. (кастаньеты)

 

А солнышко все спит. А давайте все вместе попробуем его разбудить. (играют все).

 

Слайд 11. Услышало солнце и проснулось. Протянуло свои лучики и стало всем тепло и весело.

 

Слайд 12 – полянка со зверями.

 

МР: Солнышку рады все: и люди, и звери, и растения. На полянку прибежали лесные жители. А когда они разбежались по своим домам, на земле остались их следы.

 

5. Развитие чувства ритма.

 

Ритмическая игра «Следы зверей».

Слайд 13, 14 – ритмические последовательности.

 

МР: Посмотрите, следы разного размера: большие и маленькие. Это же ритмические загадки для нас. Надо нам их правильно воспроизвести хлопками. Большие следы – это долгие звуки, мы их будем исполнять медленно, «ТА – ТА». Маленькие следы – короткие звуки, их надо исполнять быстрее «ти – ти».

 

По ритмическим записям дети с помощью педагога воспроизводят ритм хлопками короткие звуки и  долгие звуки.

 

6. Слушание музыки: «Ёжик» Д.Б.Кабалевский.

 

Муз. рук.: Ребята, на нашу полянку кто- то вышел, послушайте, кто бы это мог быть? (Ёжик). Как вы догадались? Конечно, музыка нам рассказала: она похожа на самого ёжика – звуки отрывистые, колкие, резкие. А как вы думаете, настроение у ёжика какое? (весёлое).Музыка может выражать не только настроение, но и кого – нибудь. Д.Б.Кабалевский изобразил в этой пьесе самого ёжика. Да вот он.(раздаю шарики Су – джок)


7. Пальчиковая игра: «Ёжик на дорожке» (с шариком Су – джок).

 

По тропинке, по дорожке          (катаем шарик по ладошке)
Топают к нам чьи – то ножки.   («топаем» шариком по ладошке)
Это ёж – колючий бок,                (показать шарик на ладошке)
По грибам большой знаток!        (надавить поочерёдно на каждый польчик)

(упражнение выполнять сначала на правой руке, затем на левой).

 

8. Упражнение на развитие голоса. «Жучок».

 

Слайд 15 - жучок

 

Педагог обращает внимание детей на жучка , которого они встретили на прогулке и предлагает спеть песенку про него.

Зазвенел в траве жучок,
И кузнечик взял смычок,
Сколько музыки кругом,
Ди- ли – ди – ли – ди – ли – дон!
Ди – ли – ди – ли – дон!.

 

Разучить слова и мелодию попевки. Дети определяют направление мелодии. Поют попевку, показывая рукой направление мелодии. Педагог следит за плавным пением, четкой дикцией у детей.

 

7. Пение: «Кончается зима» муз. Т.Попатенко.

                   «Блины».р.н.п

 

Слайд 17 – веснний лес.

 

МР: Дети, предлагаю за гостеприимство для  Весны утроить концерт.

Споём песню « Кончается зима» муз. Т.Попатенко. Будем петь, сначало все вместе дружно, затем цепочкой.  А ещё,  так как всю неделю мы празднуем Масленицу, сегодня 4 –й день  - Широкий четверг, я предлагаю спеть русскую народную песню  «Блины».

 

С каким настроением надо исполнять эту песню? (весело, задорно, радостно)

 

8. Игра  «Гори, гори ясно».

 

Муз. рук.: А завершить нашу прогулку предлагаю игрой «Гори, гори ясно»,
в старину на Масленицу любили играть в эту игру. Дети образуют круг. Водящий (ребенок) под речевку ходит внутри круга. Дети все вместе говорят речёвку: Гори, гори ясно,
                Чтобы не погасло.
                Посмотри на небо,
                Птички летят,
                Колокольчики звенят.
                Раз, два, три! Беги!

Как только заканчивается речёвка, водящий подходит к детям, взмахивает платочком между двумя детьми, как бы их разделяя. Эти два ребёнка бегут в разные стороны, обегая круг снаружи. И возвращаются к своему месту и ведущему.

 

III. Заключительная часть. Рефлексия.
М. Р. - Наше путешествие подошло к концу. Помогли мы весне разбудить солнышко? Что самым интересным для вас показалось? Скажите, а что-то новое вы сегодня узнали? А вам было трудно? А какое задание было самое трудное для вас? Какие впечатления сложились у вас об этой прогулке?

 

Весна (запись) : Дети, благодарю вас за то, что помогли мне разбудить солнышко, порадовали меня своими песнями и играми. Желаю вам расти здоровыми, умными, талантливыми, творческими! Буду ждать вас в гости к себе. До свидания!

Дети прощаются с Весной. Под музыку «змейкой» выходят из зала.