150 лет со дня рождения А.Н. Скрябина


Автор: Остапенко Ксения Алексеевна

Руководитель:

Должность руководителя:

Место работы руководителя:

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Реферат

150 лет со дня рождения А.Н. Скрябина

Краткое описание работы: 6 января 2022 года исполнилось ровно 150 лет со дня рождения знаменитого русского композитора Александра Скрябина. Композитор вошел в русскую музыку как исключительная, ярко одаренная личность. Смелый новатор, «гениальный искатель новых путей», по словам Н. Мясковского

150 лет со дня рождения А.Н. Скрябина

 

   “Хотел бы я родиться мыслью, облететь весь мир и наполнить собою всю Вселенную. Хотел бы я родиться чудной мечтой молодой жизни, движением святого вдохновения, порывом страстного чувства…» - Александр Скрябин.

   6 января 2022 года исполнилось ровно 150 лет со дня рождения знаменитого русского композитора Александра Скрябина. Композитор вошел в русскую музыку как исключительная, ярко одаренная личность. Смелый новатор, «гениальный искатель новых путей», по словам Н. Мясковского

   В пять лет Скрябин уже играл на фортепиано. Подростком проявил интерес к композиции. Однако по семейной традиции был отдан в кадетский корпус. Окончив его, поступил в Московскую консерваторию в классы фортепиано и композиции. Через некоторое время Скрябин был отчислен из класса композиции из-за неуспеваемости. Тем не менее он блестяще окончил курс по фортепиано с малой золотой медалью. 

   Музыка Скрябина очень индивидуальна и своеобразна. В ней отчётливо чувствуется нервность, импульсивность, тревожные настроения не чуждые мистицизма.

   Скрябина очень привлекали образы, связанные с огнём. Это проявлялось и в названиях его сочинений, и в цветомузыкальных экспериментах и исканиях. Поиски получили концентрированное воплощение в самом грандиозном произведении композитора – поэме «Прометей» («Поэма огня») для большого симфонического оркестра и фортепиано с органом, хором и световой клавиатурой.

   Из всех сочинений Скрябина «Прометей» больше всего поразил современников тем, что в партитуре симфонической поэмы композитором была предусмотрена партия света («Luce») для несуществующего инструмента со светомузыкальной клавиатурой.

   По замыслу композитора, пространство концертного зала должно окрашиваться в разные тона, в соответствии с меняющимися звуками. Но в то время чисто технически осуществить это оказалось невозможным. Скрябин стал первым в истории композитором, использовавшим в концертном музыкальном произведении цвет.

Последнее незаконченное произведение «Мистерия» была замыслом Скрябина, мечтателя, романтика, философа, обратиться ко всему человечеству и вдохновить его на создание нового фантастического миропорядка, соединение Вселенского Духа с Материей.

   150 лет со дня рождения великого русского композитора Александра Скрябина отмечалось во всём музыкальном мире. Торжественный концерт прошёл в Московском международном Доме музыки с участием народного артиста Владимира Спивакова и возглавляемого им Национального филармонического оркестра России. По словам маэстро Спивакова, музыку Скрябина можно сравнить с планетой, которая затягивает своей гравитацией по мере приближения к ней. И сегодняшнему слушателю еще только предстоит в полной мере открыть ее для себя.

…Собравшие в роскошном Светлановском зале ММДМ зрители и слушатели как раз и попытались принять и понять уникальные сочинения Скрябина, в которых отразились философские и эстетические концепции Серебряного века. Композитор считал, что искусство должно стать импульсом к преобразованию человека и Вселенной. Эта идея, выраженная в звуках и музыкальных символах, воплощена и в «Поэме экстаза», и во Второй симфонии — сочинениях, которые Владимир Спиваков выбрал для концерта-посвящения в Доме музыки.

   Так же этому событию уделила огромное внимание Казанская консерватория им. Н. Жиганова. Профессора и студенты восстановили несостоявшийся концерт композитора. Мероприятие прошло в зале Казанского дворянского собрания (сегодня это колонный зал Казанской ратуши) – именно здесь в 1915 году должен был играть свой сольный концерт Александр Николаевич Скрябин.

  В концерте приняли участие заслуженный артист России, народный артист Татарстана, заведующий кафедрой специального фортепиано Казанской консерватории Евгений Михайлов и его воспитанники, студенты Тагир Камальтдинов и Ван Юйцянь. 

   Программу концерта составили фортепианные сочинения Скрябина разных лет: Первая и Девятая сонаты, Прелюдия и ноктюрн для левой руки, семь прелюдий соч.11, две мазурки es-moll и gis-moll, «Листок из альбома», «Гирлянды» и «Темное пламя» соч. 73, «Поэма к пламени».

«Этот гениальный композитор несколько раз был в Казани. И последний его концерт, к сожалению, не состоялся. Мэрия города сделала консерватории огромный подарок, разрешив нам провести концерт в зале Дворянского собрания, где и должен был тогда играть Скрябин. То, что мы смогли осуществить этот концерт практически из тех же произведений, которые были заявлены самим Скрябиным – я считаю уникальным событием», – отметил Евгений Михайлов.

    150 лет со дня рождения А. Скрябина действительно стал знаменательным событием для всего музыкального общества. Везде, в каждом уголке мира говорили о Скрябине, проводили лекции, концерты, фестивали. И таким образом композитор стал центром объединения людей, которые вновь смогли насладиться его творчеством, узнать о нём что-то новое и навсегда оставить в своём сердце частичку великого творца Александра Николаевича Скрябина.