Статья на тему "Проект "Музыкальная Гостиная", как форма взаимодействия ДШИ и ДОУ".


Автор: Овчинникова Елена Сергеевна

Предмет: Иное

Класс: Педагоги

Тип материала: Исследовательская работа

Статья на тему "Проект "Музыкальная Гостиная", как форма взаимодействия ДШИ и ДОУ".

Краткое описание работы: Предоставление многолетнего опыта работы в статье о взаимодействии Детской школы искусств и дошкольного образовательного учреждения


ПРОЕКТ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ»,

как форма взаимодействия ДШИ и ДОУ.

 

                                                                                         Е. С. Овчинникова

 

     Замысел создать «Музыкальную гостиную» родился несколько лет назад. Причин было несколько. Во-первых, в последние годы изменился взгляд родителей на обучение детей в музыкальной школе. Если раньше ученик должен был добросовестно, из месяца в месяц, ходить в школу, посещать занятия, постепенно овладевая игрой на музыкальном инструменте, и только 2-3 раза в год выступать на академических концертах и родительских собраниях, то теперь ситуация изменилась. Родители ориентируют детей на публичные выступления, причем хотят видеть результат обучения (т.е. умение играть «на сцене») уже в первые полгода занятий.

В связи с чем произошел такой поворот в сознании родителей и учеников? Одна из причин - средства массовой информации, в частности, телевидения и интернета, где показывают поющих, играющих 3-х - 6-ти летних малышей. Вторая причина - в школах искусств повсеместно открываются хореографические отделения, в которых дети овладевают первыми навыками танцевальных движений и уже через несколько месяцев со сцены демонстрируют свои таланты. И это, конечно, прекрасно. Заинтересованы дети, довольны родители, умиляются бабушки, можно похвастаться родным и близким. Появляется соперничество - а мой в 4 года уже танцует!». И все это как будто легко и просто.

Игра же на музыкальном инструменте требует ежедневной кропотливой работы. Маленький ребенок, а сейчас в школу приводят детей с 4-х лет, и это уже никого не удивляет, самостоятельно с этой сложной «наукой» овладеть не может, нужна помощь родителей, и, надо отдать должное, многие с этой трудной задачей успешно справляются, постигая с ребенком азы музыкальной грамотности. И как итог такого огромного труда - родители, конечно, мечтают как можно скорее увидеть свое чадо на сцене.

Это стало второй причиной для создания постоянной концертной площадки для выступлений. В-третьих, родители стали больше интересоваться проблемами, делами детей, они чаще заглядывают в школу, приходят на уроки, помогают делать домашние задания, покупают аудио и видеопособия, живо откликаются на просьбы преподавателя о помощи в подготовке внеклассных мероприятий, шьют костюмы, разучивают стихи и песни.

Четвертая причина создания «Музыкальной гостиной» заключается в самих детях, т.к. и для них одной из главных радостей занятий являются концертные выступления. Какой радостью вспыхивают глаза ребенка при словах: «Завтра будешь выступать на Музыкальной гостиной»!

- А что я буду играть?

А как мне нарядиться?

- А перед кем я буду выступать?

- А можно пригласить бабушку?

И так далее...

Не секрет, что в последние два десятилетия престиж профессии музыканта, мягко говоря, снизился. И если в прошлые годы в музыкальную школу шли по большей части одаренные дети, с перспективой выбрать в дальнейшем судьбу профессионального музыканта, то сейчас дети в большинстве своем учатся «для себя», что тоже, конечно, неплохо для общего развития. Поэтому большой процент обучающихся в музыкальной школе составляют обычные «средние» дети с обычными музыкальными данными, по большей части очень сильно загруженные уроками в общеобразовательной школе, да еще занимающиеся помимо музыкальной школы еще в дополнительных кружках или секциях.

Родители говорят нам, педагогам: «Мы учимся «для себя», нам нужно получить только начальное музыкальное образование и достаточно». При этом, опять же, повторюсь, участвовать в концертах хотят все и откровенно «слабые» учащиеся, и крепкие «середнячки», и музыкальные «звездочки».

Так как же сделать так, чтобы все были довольны? Где найти такую сцену, такую аудиторию, которая бы с интересом слушала первые, еще не совсем совершенные музыкальные шаги юных исполнителей?

И вот нами найдены такие благодарные слушатели. Ими стали воспитанники подготовительных и старших групп детского сада. Поскольку наша школа располагается в одном из корпусов дошкольного учреждения и связана с ним архитектурно, проблем с приходом детей на концерты нет. Но мы не ограничиваемся исключительно дошколятами, а приглашаем на свои «гостиные» детей и из других детских садов, а также младших школьников из находящихся поблизости образовательных школ. Учителя с удовольствием идут на концерты «Музыкальной гостиной». Во-первых, бесплатно, что сейчас большая редкость, во-вторых, это ценное внеклассное мероприятие, обладающее большой актуальностью для классных руководителей.

Таким образом, здесь наша идея «Музыкальной гостиной» попала точно «в десятку». В одном проекте успешно решается множество задач: и педагогических, и психологических, и воспитательных. Перечислим эти задачи:

1. Дети знают, что есть возможность выступить на сцене, стремятся к этому.

2. Преподаватели, зная о стремлении детей выступать, решают свои педагогические проблемы, быстрее добиваются поставленных исполнительских задач.

3. Родители радуются предстоящим выступлениям, покупают платья, костюмы, приглашают близких на концерты, волнуются вместе с детьми.

4. Дети с удовольствием слушают музыку, эмоционально реагируют на нее.

5. Концерты «Музыкальной гостиной» становятся стартовой площадкой для «обыгрывания» новых программ,  особенно перед более важными выступлениями и конкурсами.

6. Появляется возможность выступить у самых «средних» детей,

у начинающих подготовишек.

7. Дошколята, посетив 2-3 концерта и увидев на сцене таких же маленьких детей, как и они сами становятся потенциальными учащимися музыкальной школы. Таким образом, в проекте «Музыкальной гостиной» органично соединились интересы родителей и детей, успешно решаются задачи преподавателей.

А теперь более подробно о проекте «Музыкальной гостиной». «Музыкальная гостиная» это цикл концерта, который мы проводим ежемесячно, а именно, в последний четверг каждого месяца. Каждый концерт имеет название, план работы «Музыкальной гостиной» составляется еще летом, подбирается тематика, которая была бы близка для восприятия детьми дошкольного возраста. Тематику этих концертов можно разделить следующим образом:

календарные праздники;

тематические концерты;

театрализованные представления;

музыкальные сказки.

Вот названия некоторых концертов:

«Снежный балл»;

«Музыкальный паровоз»;

«Новогодний карнавал»;

«Весны улыбки теплые»;

«Мелодия весны»;

 «Праздник Белого месяца»;

 «Осенние посиделки».

Тематические концерты:

«Сказка о марше»;

«Три кита в музыке»;

«Его величество вальс»;

«По дорогам сказок»;

«Старинные танцы»;

«В стране Музыкальных инструментов»;

«Я люблю тебя Россия»

«Мы помним, мы гордимся» и др.

 

К каждому концерту пишется сценарий, подбирается музыкальный материал, используется методическая литература. Практически любое музыкальное произведение можно «подстроить» под тематику концерта, «обыграть», придумать стихи, яркий образ — это интересно и ребенку, и преподавателю.

Отдельно хочется сказать о зрителях «Музыкальной гостиной». Изначально, концерты предназначались для воспитанников детских садов. Но каково же было наше удивление, когда на первом же концерте мы увидели много взрослых — это были и школьные педагоги, которые пришли послушать своих учеников, и воспитатели с нянями, которые привели детей на концерт, и, конечно же, родители юных музыкантов, причем не только мамы, но и папы, сестры, бабушки. Сначала нам было несколько неловко, ведь сценарии концертов, язык, стилистика были рассчитаны на детскую аудиторию, но мы увидели в глазах взрослых зрителей не меньшую заинтересованность, чем у малышей, а также нашли в них благодарных слушателей и активных участников концертов. Активных в том смысле, что на проводимых нами концертах зрители не являются пассивными слушателями, а активно включаются в творческий процесс: отгадывают стихотворные и музыкальные загадки, отвечают на вопросы.

Очень часто в середине концерта мы проводим какую-либо музыкальную игру, ритмические минутки. Так взрослые при этом с удовольствием включаются в наши игры, хлопают и топают вместе с детьми, участвуют в викторинах. Иногда у нас возникает вопрос: «А может быть, взрослым людям эти концерты даже в большей степени нужны, нежели малышам?». Так «Музыкальная гостиная» расширила границы своей аудитории. Порой бывает, что взрослых в зале находится не меньше, чем детей.

Таким образом, мы считаем проект «Музыкальной гостиной» очень актуальным, объединяющим звеном в работе педагогов, детей, родителей. «Музыкальная гостиная» просуществовав уже 15 лет,  является центром внеклассной работы всей школы искусств, всего педагогического коллектива учащихся и родителей. Достигнута главная цель искусства — нести радость людям, делиться своими эмоциями и чувствами посредством музыки. «Музыкальная гостиная» – доступная и познавательная форма творческого сотрудничества и взаимодействия в воспитании, которая развивает гармоничную личность ребенка, приобщая его к музыкальному искусству.

 

 

 

 

Список использованных источников

Головина В.Г., Иванова С.Э., Маловичко Ю.В. «Встречи в музыкальной гостиной» Мурманск, 2004.

Куприянова Л.Л., Русский фольклор. – М.: Вента, 2002. – 111с. – ил.

Кудряшов А.В., Песни для детей: Настольная книга музыкального руководителя.- Ростов: Феникс, 2011.

Курушина Т.А., Творческое развитие учащихся. Волгоград: Учитель, 2009.

Новикова Т. А., Смотрина И. В., Солодовникова Е. А. Музыкальные семейные гостиные «Дружат взрослые и дети!» // Молодой ученый. — 2017. — №34.1. — С. 58-62. — URL https://moluch.ru/archive/168/45498 /