Конспект занятия с использованием инновационных технологий


Автор: Атяшкина Наталья Александровна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Конспект занятия с использованием инновационных технологий

Краткое описание работы: Конспект музыкального занятия по песням В. Я. Шаинского из мультфильмов. В вокально - хоровой работе применён фонопедический метод В. В. Емельянова.

 

Конспект музыкального занятия с использованием инновационных

технологий

Для подготовительной к школе группы

«Музыкальные портреты»

 

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие

Возрастная группа: Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Тема занятия: «Музыкальные портреты»

Тип занятия по содержанию: Тематическое

Цель: рассмотреть средства музыкальной выразительности, характерные для музыкальных «портретов» героев песен В. Я. Шаинского в мультфильмах, используя инновационные технологии.

Задачи:

Образовательные:

- закреплять умение петь коллективно, с музыкальным сопровождением;

- обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера;

- формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память;

- способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха;

Развивающие:

- развитие вокально – хоровых навыков: точное интонирование, артикуляция, дикция;

- развивать танцевально-игровое творчество; формировать навыки художественного исполнения различных образов;

- способствовать развитию творческой активности детей в музыкальной, исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т. п.);

- развивать речь детей с помощью артикуляции, соотносить движение с текстом в речевых играх;

- развивать у детей позитивную оценку действительности, с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей.

Воспитательные:

-воспитывать эстетический вкус в передаче образа;

Методы и приёмы:

Словесный (объяснение, беседа, анализ, сравнение, рассказ), наглядный, наглядно – слуховой, практический, музыкально – иллюстративный, эмоцмонально – смысловой, фонопедический метод В. В. Емельянова.

Материально – техническое обеспечение:

Наглядный материал:

- портрет В. Я. Шаинского;

- картинки – портреты героев мультфильмов: «Чебурашка», Мамонтёнок», «Крошка енот», « Антошка»;

Мультимедийные средства:

- ноутбук, колонки, проектор, экран;

Используемые технологии:

 - Фонопедический метод В. В. Емельянова

Интеграция образовательных областей:

 - речевое развитие;

 - художественно – эстетическое развитие;

 - познавательное развитие;

 - социально – коммуникативное развитие.

Взаимодействие специалистов:

 - воспитатели подготовительной к школе группы.

План занятия:

  1. Организационно – ориентировочный момент;
  2. Знакомство с музыкальными «портретами» героев песен В. Я. Шаинского в мультфильмах;
  3. Слушание песен В. Я. Шаинского из мультфильмов;
  4. Вокально – хоровая работа;
  5. Музыкальная игра «Озвучь мультфильм».

 

 

Методическое обоснование плана занятия.

Занятие начинается с организационно – ориентировочного момента – приветствия, в ходе которого благодаря доброжелательному и приподнятому тону музыкального руководителя создаётся положительная эмоциональная атмосфера в музыкальном зале. Организационный момент настраивает детей и музыкального руководителя на совместную работу.

Беседа о героях мультфильмов является связующей нитью всего занятия, его сюжетной канвой.

Слушание, просмотр и анализ песен В. Я, Шаинского практическое моделирование (отбор выразительных средств для создания музыкальных портретов героев песен Шаинского) позволяет закрепить знания детьми основных элементов музыкального языка и расширить их представления о выразительных возможностях музыки.

Занятие проектировалось с учетом тех знаний и умений, которые детям уже знакомы: слушание музыки, творческие задания, в которых дети могут самостоятельно использовать свои знания и умения, вокально – хоровая работа, в которой ярко выражается эмоциональный настрой.

Поскольку занятие связано с песнями В. Я. Шаинского, написанными для мультфильмов, все используемые виды работы связаны с этой темой: рассказ о жизни и творчестве В. Я. Шаинского, закрепление темы по песням Шаинского (игра), Слушание музыки («Песенка Мамонтёнка», и «Песенка Чебурашки»), вокально – хоровая работа (песня «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот» и песня из мультфильма «Антошка»).

Вокально – хоровая работа проводится по следующему плану:

 - работа над:

1. выразительностью исполнения;

2. дикцией и артикуляцией;

3. точным интонированием;

4. естественным и негромким звучанием голоса.

Игра даёт возможность отдохнуть, снять напряжение и переключить внимание.

В заключении занятия проводится обобщение по теме музыкального занятия, что способствует усвоению и закреплению новых знаний.

Ход занятия:

 

М. р.: Здравствуйте, ребята!

Д.: Здравствуйте!

М. р.: Ребята, как вы думаете, о чём эти слова? Как вы их понимаете? «Поделись улыбкою своей, и она ещё не раз к тебе вернётся».

Д.: (Ответы детей).

М. р.: Да, конечно. Улыбка на лице человека говорит о том, что у него хорошее настроение, что у человека всё хорошо. И когда мы видим человека, который улыбается, нам тоже хочется улыбнуться. У нас тоже улучшается настроение. Улыбаясь, человек делится с окружающими своим хорошим настроением. Ребята, вы знаете песенку, в которой есть эти слова? «Поделись улыбкою своей, и она ещё не раз к тебе вернётся».

Д.: (Ответы детей).

М. р.: Конечно, это песня «Улыбка». Давайте мы сейчас её вспомним, но для того чтобы хорошо исполнить песню нам нужно разогреть наши голоса, распеться.

(Упражнения по методу В. В. Емельянова)

М. р.: Молодцы, ребята. Теперь исполним песню «Улыбка».

(Исполнение песни)

М. р.: Молодцы! Но ведь у нас песня про улыбку. Давайте улыбнёмся друг другу и исполним её нежно и ласково.

(Повторное исполнение)

М. р.: Композитор, который написал музыку к этой песне, зовут Владимир Яковлевич Шаинский.

 (Показать портрет)

М. р.: Его песни на протяжении уже многих лет поют и взрослые и дети. В них есть особая доброта и свет. Они передают радостное настроение каждому, кто их слышит. Эти песни и их мелодии очень легко запоминаются. Как вы думаете, легко ли писать такие песни? Каким нужно быть человеком?

Д.: (Ответы детей)

М. р.: Чтобы писать такие песни, нужно быть очень добрым человеком, жизнерадостным. И любить детей. В. Я. Шаинский был именно таким человеком. У него был весёлый характер, он никогда не сидел на месте. Он любил прогулки, рыбалку. Когда он писал песни, он писал их так, чтобы ребятам было удобно их петь. И не случайно, что В. Я. Шаинский очень много песен написал к мультфильмам, таким как «Антошка», «Мама для мамонтёнка», «Катерок», «Крошка Енот», «Чебурашка и крокодил Гена» и многим другим. А вы смотрели какие – нибудь из этих мультфильмов?

Д.: (Ответы детей)

М. р.: Молодцы – кто смотрел, а кто не смотрел, не переживайте. Сегодня я расскажу вам о песнях Шаинского, которые он написал для героев мультфильмов. И мы с вами рассмотрим, как же композитор создаёт их музыкальные портреты. А что такое портрет? Вы знаете?

Д.: (Ответы детей)

М. р.: Да, портрет – это изображение внешности. Посмотрите на портрет этого героя. Что вы можете сказать о нём?

(Показать иллюстрацию Мамонтёнка из мультфильма «Мама для мамонтёнка»)

Д.: (Ответы детей)

М. р.: Да, это маленький мамонтёнок. Посмотрите, у него грустные, печальные глаза. Он потерял маму. А сейчас мы посмотрим фрагмент из мультфильма с этим героем.

(Просмотр фрагмента с песней мамонтёнка без звука).

М. р.: Вам было интересно смотреть? Было что – нибудь необычное? Вас всё устроило в этом просмотре?

Д.: (Ответы детей)

М. р.: Чего – то не хватает. Не всё понятно. Не хватает музыки. Сейчас мы ещё раз посмотрим, может быть что – нибудь изменится.

(Повторный просмотр со звуком)

М. р.: Конечно, песня, которую исполняет герой, помогает нам понять, что он чувствует. Благодаря песни, мы понимаем, что, не смотря на невзгоды и неприятности, он не сдаётся. Он твёрдо уверен, что найдёт свою маму. Мамонтёнок верит в это. Всё это нам помогает понять песня. Скажите, а какая у него песня? Радостная или печальная?

Д.: (Ответы детей)

М. р.: Радостная. А что в ней самое важное?

Д.: (Ответы детей)

М. р.: Конечно, мелодия. А какая мелодия в этой песне: плавная, скачкообразная, она движется вверх или вниз, она спокойная или взволнованная, настойчивая?

Д.: (Ответы детей)

М. р.: Вы правы, мелодия настойчивая. Наш герой плывёт на льдине по морю, поэтому мы слышим движение то вверх, то вниз. Это движение напоминает нам волны. Маленький мамонтёнок поёт о своих переживаниях. Это нам помогает понять музыка. Как вы думаете, можно сказать, что эта песня является отражением чувств маленького мамонтёнка?

Д.: (Ответы детей)

М. р.: Конечно, можно. Эта песня является музыкальным портретом главного героя. Ребята, чем музыкальный портрет отличается от нарисованного?

Д.: (Ответы детей)

М. р.: Музыкальный – показывает то, что мы не видим на картинке: переживания героя, его характер. А какой у него характер?

Д.: (Ответы детей)

М. р.: Конечно, решительный, смелый. А сейчас ещё один музыкальный портрет. Может быть, вы сразу догадаетесь, кому он принадлежит.

(Сыграть припев из песни «Антошка»)

Д.: (Ответы детей)

М. р.: Молодцы, конечно, это музыкальный портрет «Антошки».

(Показать иллюстрация из мультфильма «Антошка»)

М. р.: Какого вы видите героя на рисунке?

Д.: (Ответы детей)

М. р.: У него лукавые глаза, он рыжий, конопатый, с большой ложкой в руке, смешной. А каким нам его показывает музыкальный портрет? Давайте посмотрим фрагмент из мультфильма.

(Просмотр фрагмента из мультфильма «Антошка»)

Д.: (Ответы детей)

М. р.: Да, музыкальный портрет нам его показывает лентяем, который ничего не хочет делать, а только любит поесть. А можно сказать, что этот герой злой?

Д.: (Ответы детей)

М. р.: Конечно, нет. Он добрый, можно сказать, что «Антошку» высмеивает автор. Шутит над ним. Молодцы, ребята. А сейчас мы повторим песню этого героя. Мы посмотрели мультфильм, кто её там исполняет? Один Антошка?

Д.: (Ответы детей)

М. р.: Да, исполняет Антошка и ребята, которые его зовут или просят. Какие интонации у ребят?

Д.: (Ответы детей)

М. р.: Конечно, просящие, зовущие. А у Антошки?

Д.: (Ответы детей)

М. р.: Вы правы, весёлые, смешные. Давайте, теперь исполним именно с такими интонациями.

(Повторное исполнение песни из мультфильма «Антошка»)

М. р.: Молодцы, ребята. У нас так замечательно получилось. А давайте попробуем исполнить вместе с героями мультфильма.

(Включить фрагмент из мультфильма «Антошка», исполнение песни)

М. р.: Молодцы! Замечательно! И вот теперь мы можем поиграть в игру «Озвучь мультфильм». Давайте разделимся на две команды, и выберем тех, кто будет озвучивать Антошку. Есть желающие?

(Выбор солистов)

М. р.: Смотрим мультфильм, я выключаю звук. Будьте внимательны.

(Игра)

М. р.: Хорошо, молодцы. Обе команды справились. Ребята, посмотрите ещё раз на портреты героев. Сегодня мы их увидели не только на этих иллюстрациях. Что мы ещё о них узнали?

Д.: (Ответы детей)

М. р.: Да, вы правы, ребята, сегодня мы рассмотрели их музыкальные портреты. Музыка помогла нам узнать их лучше. И хоть они герои мультфильмов, музыка показала нам, что они переживают и верят, как маленький Мамонтёнок, смеются и радуются, как Антошка. Музыка передаёт и чувства и переживания, делает мир ярче. «Поделись улыбкою своей, и она ещё не раз к тебе вернётся». Эти слова спел тоже герой мультфильма. Давайте последуем его примеру, будем делиться своими улыбками. До свидания, ребята!

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Алиев, Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе) / Ю. Б. Алиев – Воронеж, 1998. – 315 с.
  2. Емельянов, В. В. Развитие голоса. Координация и тренаж / В. В. Емельянов. – СПб. : Лань, 1997. – 41 с.
  3. Емельянов, В. В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыка / В. В. Емельянов. – Новосибирск: Наука, 1991. – 41 с.
  4. Методика музыкального воспитания младших школьников: учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов / М. с. Осеннева, Л. А. Безбородова. –М. : Издательский цетр «Академия», 2001. – 368 с.
  5. Музыкальная психология: учебное пособие для студентов и преподавателей / В. И. Петрушин. – М. : ВЛАДОС, 1997. – 384 с.
  6. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 6 – 7 лет: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / Сост. Г. М. Орлова, С. И. Бекина. – М. : Просвещение, 1988. – 143 с. : нот.