"Путешествие в прошлое музыкальных инструментов"


Автор: Светлана Викторовна Токарева

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Дети

Тип материала: Учебный материал

"Путешествие в прошлое музыкальных инструментов"

Краткое описание работы: Дети знакомятся с историей возникновения музыкальных инструментов

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Звёздочка»

Конспект занятия

по художественно-эстетическому развитию (музыка)

в подготовительной к школе группе

«Путешествие в прошлое музыкальных инструментов»

 

 

Подготовила: музыкальный руководитель

МДОУ д/с№6 «Звёздочка» Токарева С.В.

 

Петровск 2024г.

 

 Конспект занятия.

Возрастная группа: подготовительная.

Тема: «Путешествие в прошлое музыкальных инструментов»

Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитие (музыка)

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие.

 

Цель: развитие музыкальной эрудиции и культуры детей, их музыкальных предпочтений, удовлетворение потребности детей в эмоциональном и двигательном самовыражении.

 

Задачи:                                                                                                                            Образовательные задачи:  формирование представлений детей об истории возникновения музыкальных инструментов; развитие слуховых представлений, чувство ритма.

                                                                                                           

 Развивающие задачи: способствовать развитию музыкальных навыков. ритмического, фонематического слуха ; расширение словарного запаса, артикуляции; закреплять умение детей действовать согласованно.

 

Воспитательные задачи: способствовать созданию атмосферы доверия и радостного настроения,  воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, самостоятельность, внимание, организованность.

 

 Виды деятельности: слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах.

Формы организации: фронтальная

Форма проведения: совместная деятельность.

 

Методы и приёмы: а)методы словесной передачи: беседа, вопросы, художественное слово; б)методы наглядной передачи: презентация в)методы практической деятельности: игра на музыкальных инструментах, выполнение музыкально-ритмических движений г)эмоциональные методы: поощрения, игровой момент, сюрпризный момент.

Оборудование: мультимедийный проектор; на каждого ребенка: палочки, камешки, барабаны, трубочки, деревянные ложки, картинки музыкальных инструментов.

 

                                              Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

  1. I.                  Вводная часть

Музыкальная фея встречает детей в музыкальном зале.

Фея : Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада встречи с вами. Я музыкальная фея. Вам нравится узнавать что то новое?

Тогда я приглашаю вас в путешествие в прошлое музыкальных инструментов. Хотите?

В путешествие отправляются только знакомые люди, поэтому предлагаю познакомиться. Займите места. (Боди перкуссия «Назови ласково) Знакомиться мы будем так: каждый называет своё имя и прохлопывает его длинными  хлопками, а все вместе называем этого ребенка ласково - короткие шлепки по коленям .

Дети входят в музыкальный зал.

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

Дети занимают места . Ритмическое приветствие «Знакомство»

  1. II.               Основная часть

Фея: Умницы! Вот мы и познакомились. Отправляемся в путь. Закройте глаза (звучит волшебная музыка).  Обратите внимание на экран. (Слайд 1а)Что вы видите?  Мы отправились в прошлое музыкальных инструментов, а встретили руки? Почему?                                                                       Дело в том, что первым прообразом музыкального инструмента были руки человека. Вначале люди пели, прихлопывая в ладоши, которые и являлись как бы его музыкальным инструментом.   ( Слайд 1б) Затем люди стали брать в руки две палки, два камня, или две ракушки,  (Слайд 3) и вместо хлопков в ладоши, ударять друг о друга этими предметами, получая при этом различные звуки. Инструментарий людей во многом зависел от той местности, где они проживали. Если они жили в лесной зоне, то брали 2 палки, если жили у моря – 2 ракушки и т. д. Давайте попробуем извлечь звук с помощью рук( камешков, палочек). Получается, здорово!                                              

Однажды ударив по дупленому дереву, для того, чтобы выгнать от туда пчел и забрать у них мед, ( Слайд 4а) человек прислушался к необычно звуку, который, получается от удара и ему пришла в голову мысль  использовать это в своем оркестре. Потом люди поняли, что не обязательно искать дупленое дерево, а можно взять какой-нибудь пень и выдолбить в нем середину. Ну а если его обтянуть с одной стороны шкурой убитого животного (Слайд 4б), то получится инструмент очень похожий на барабан.

Предлагаю стать юными барабанщиками.

Музыкально-ритмическая игра «Юные барабанщики».  

У меня есть барабан, ба-ра-бан, он играет бам да бам,  бам, бам, бам ( показывают на барабан, стучат палочкой)

Палочка лежит, лежит, лежит, барабан молчит, молчит ( положить палочку на барабан, пальчик к губам)

В руку палочку возьми, громко погреми, бам, бам, бам, бам, заиграл мой барабан бам, бам, бам! ( берут палочки, стучат)

Фея: Как здорово у вас получилось! Молодцы! Займите свои места.

Таким образом, появляются инструменты, звук на которых извлекается посредством  удара, поэтому такие инструменты называют ударными. Какие ударные инструменты вы знаете? (Слайд 5)

 

 Фея: Замечательно, ребята! А сейчас, закройте глаза (звучит волшебная музыка). Посмотрите на экран. Где мы свами очутились?  (Слайд 5).

Однажды охотясь, человек вышел на берег озера. Дул сильный ветер и вдруг человек услышал какой-то звук. Вначале он насторожился, но прислушавшись понял, что звучит сломленный тростник.  (Слайд6) Тогда человек подумал: «А что если самому сломить тростник, и вдувая в него воздух, попробовать заставить его звучать?». Успешно проделав это, люди научились извлекать звуки посредством вдувания воздуха. Предлагаю и нам попробовать заставить звучать вот эти трубочки.

Очень хорошо и у вас получается!

Еще позже люди поняли, что в  трубке  можно проделать несколько отверстий, и зажимая их определенным образом, извлекать различные звуки.

   О запевшем тростнике сложено много легенд и песен. Послушайте как звучат духовые инструменты и как об этой истории написал великий поэт М.Ю. Лермонтов. ( Чтение стихотворения под слушание звука духовых инструментов)

Сидел рыбак веселый

На берегу реки,

И перед ним по ветру

Качались тростники.

Сухой тростник он срезал

И скважины проткнул,

Один конец зажал он,

В другой конец подул.

И будто оживленный, Тростник заговорил-

То голос человека

И голос ветра был.

 

Фея: Друзья, какую по характеру музыку вы услышали?

Таким образом возникла вторая группа музыкальных инструментов, которые называются духовыми. Какие духовые инструменты вам знакомы? (Слайд 7)

 

Фея: Закрываем глаза и двигаемся дальше. (Звучит волшебная музыка). Внимание на экран. (Слайд 8)  Знакомы ли вам эти инструменты?

Это группа  струнных инструментов, а вот как появились они, я предлагаю вам узнать самостоятельно дома и затем поделиться своими находками. Договорились?

 

Фея: Ребята, а у меня для вас есть сюрприз.                 ( подходит к ларцу) . Подходите, посмотрите, что я вам принесла. Ложки это русский народный инструмент. Как вы думаете, к какой группе они относятся?

Верно. Характерной особенностью русских народных ударных инструментов является то, что некоторые из них были предметами быта. Предлагаю с ними потанцевать. Согласны?  (Танец с ложками)

 

Закрывают глаза (звучит волшебная музыка). 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

Извлекают звук с помощью рук ( камешков, палочек)

 

 

 

 

 

 

 

Сидят на полу , барабан перед ребенком.

 

 

 

 

 

 

Ответы детей: барабан, бубен, треугольник, тарелки

Закройте глаза (звучит волшебная музыка).

 

 

 

 

Дети подходят к столу, на котором лежат трубочки, дуют в них.

 

Занимают свои места.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ детей.

Ответы детей: дудочка, труба, губная гармошка.

Закрывают глаза (Звучит волшебная музыка).

Дети перечисляют инструменты, которые видят на слайде.

 

Подходит к ларцу, заглядывают внутрь, разбирают ложки.

 

Исполняется танец с ложками.

  1. III.           Заключительная часть

Фея: Отлично! Мне очень понравилось сегодняшнее путешествие! А вам? Что для вас было увлекательнее всего? Что вы узнали нового?  С какими трудностями столкнулись? Как вы думаете, пригодятся вам знания, полученные сегодня? Где? Я предлагаю вам выбрать картинку с вашим любимым музыкальным инструментом и поместить её на красное поле, если вам наше путешествие понравилось. На зелёное, если что то понравилось, что то нет. На синее, если путешествие не понравилось.

А я прощаюсь с вами и буду рада новой встречи .

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

Рефлексия.

 

 

Прощаются и проходят в группу.