Автор: Озерова Валерия Андреевна
Предмет: Вокал
Класс: Педагоги
Тип материала: Доклад
Краткое описание работы: Работа содержит сжатую информацию о принципах подбора вокального репертуара в классе академического вокала, эстетической ценности репертуара, требованиях, предъявляемых непосредственно к педагогу и, в целом, влиянии пения на жизнь учащегося.
Тезис о положительном влиянии музыки на развитие личности ребенка в современной науке давно не вызывает сомнений. К примеру, В. В. Емельянов, автор «Фонопедического метода развития голоса», считает, что обучение музыке необходимо для детей, так как оно оказывает прямое воздействие на общее развитие ребенка, его лидирование в других областях. Бил Гейтс при приеме на работу отдавал приоритет кандидатам с музыкальным образованием, а Кондолиза Райс, первая чернокожая женщина, которая заняла пост 66-ого государственного секретаря США, по первой специальности является пианисткой.
Термин «музыкальное воспитание» можно трактовать в двух смыслах: в широком – это формирование духовных ценностей, интеллекта, нравственных представлений, то есть воспитание личности; в узком – развитие способности к восприятию музыки, формирование культуры человека. [4] Именно в музыке раскрывается внутренний мир человека. В последствии, ученик не обязательно станет музыкантом, тем более великим, но то творческое начало, которое было заложено педагогом, окажет решающее воздействие на процесс становления личности.
Стоит отметить, что пение – наиболее доступный вид музыкального искусства, так как голосовой аппарат есть «инструмент», данный человеку от рождения и совершенствующийся вместе с его ростом и развитием. Кроме того, вокальная музыка тесно связана со словом, что помогает ученику более конкретно понимать смысл произведений. В свою очередь, грамотно подобранный репертуар является одним из главных условий развития личности ученика, а также его исполнительского совершенствования. Такой репертуар способствует нравственному и эстетическому воспитанию, формирует вкусы и взгляды, укрепляет чувство любви к Родине и народу. Однако, зачастую, именно при выборе репертуара появляется ряд проблем: слишком сложный или, наоборот, легкий репертуар, не соответствие содержания произведения возрасту ребенка и т.д. Несмотря на то, что четких критериев подбора ученического вокального репертуара не существует, в научной литературе выделяют несколько принципов, которым должен соответствовать репертуар:
1. Принцип технического и художественного развития певца,
2. Принцип последовательности и постепенности,
3. Принцип посильности,
4. Индивидуальный подход.
Не следует забывать и о количественной стороне репертуара: слишком обширный не даст возможности осуществить вдумчивую и тщательную работу, ограниченный же затормозит полноценное развитие и воспитание требуемых навыков. В данном случае, имеет значение возраст ученика, количество часов в неделю, цель и условия занятий.
Таким образом, репертуар должен подбираться исходя из уровня развития певческих навыков ученика, его интересов и индивидуальных особенностей, необходимо единство художественного и технического приемов. Нельзя допускать работу над произведением, для которого ученик еще не готов, которое не соответствует уровню его подготовки, так как можно нанести непоправимый вред неокрепшему детскому голосовому аппарату.
Технические задачи не должны влиять на художественный уровень произведения. Искусство на эмоциональном уровне заряжает своими идеями, ведь безэмоционального искусства, в том числе, и вокального, быть не может. Такие эмоции иначе называются художественными, они требуют высочайшей деятельности психики, напряженной мыслительной работы. В пении ученик может активно проявлять свое отношение к музыке. Выразительное исполнение вокальных произведений помогает более подробно, ярко и углублённо переживать их содержание, вызывать собственное эстетическое отношение как к музыке, так и к окружающей действительности в целом.
В данном ключе особо важен фактор психофизиологических возможностей детей определенной возрастной группы. Ученический репертуар должен включать в себя произведения современных авторов, русскую и зарубежную классику, народное творчество и старинную музыку. Их совокупность раскроет перед детьми свои наиболее характерные черты, обогатит их духовный мир, расширит музыкальный горизонт. На сегодняшний день педагогический репертуар постоянно обновляется. В него также должны входить произведения, не предназначенные для публичных выступлений, которые не выучиваются полностью. Возможно и ознакомление музыкального материала для закрепления какого-либо навыка. Расширение круга вокальных произведений должно происходить постоянно и, для достижения этой цели, нужно использовать все возможности.
При индивидуальных занятиях необходимо обращать внимание и на нервно-психологические нагрузки, падающие на каждого ребенка. В целом, при грамотном подходе у ученика улучшается общее дыхание, кровообращение, а перенапряжение, в свою очередь, может оказать отрицательное влияние на сердечно-сосудистую систему. [4]
Особенно важным для нас является вопрос эстетического воспитания ученика с помощью вокального репертуара. Наиболее удачным и полезным для ученика будет то произведение, в котором для него будет понятен поэтический текст, общий смысл, а, значит, ребенок сможет донести художественный образ до слушателя. Со стороны ученика необходимо активное и сознательное освоение изучаемого материала, ведь именно в деятельности происходит совершенствование восприятия, памяти, мышления, воображения, приобретаются новые навыки и знания, формируются новые потребности и интересы, развиваются способности. А любая деятельность, в свою очередь, должна быть осознанной и целенаправленной.
Конечно, вопросы охраны детского голоса также требуют особого внимания. Учеников необходимо обучать бережному обращению с голосом, избегать крика, простуды, следить за дыханием, дикцией.
Одна из актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров, что включает в себя также и снижение уровня музыкальной культуры. Именно поэтому процесс воспитания необходимо развернуть к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечению нравственного воспитания. Через правильно подобранный репертуар педагог может не только выполнять учебные задачи, но и формировать хороший музыкальный вкус. Немаловажен и тот факт, что сознание ученика формируется в процессе совместной деятельности как со сверстниками, так и со взрослыми. Они приобретают личный опыт, учатся оценивать себя и других, познают окружающий мир. Именно сотрудничество педагога и ученика является основой музыкальной педагогики, поэтому вопрос их психологической совместимости является также особо важным. Художественный и личный контакт – первооснова успешного учебного процесса и, наоборот, расхождение в вопросах индивидуальности и художественных взглядов препятствует плодотворной работе. Чаще всего, если педагог отдает на занятиях со своими учениками все свои мысли, лучшие пожелания, проще говоря, любит свое дело, то и личный контакт происходит легко. Ведь передавая ученику свои профессиональные знания, педагог, вместе с тем, передает свои жизненные взгляды, позиции, свое отношение к собственной деятельности. Эмоциональный тон, атмосфера положительной взволнованности и насыщенности на занятиях имеет решающее значение в процессе обучение. [5]
Педагогу необходимо помочь ученику найти себя, сформировать свою точку зрения по определенным жизненным вопросам, научить самостоятельно искать решение в сложных ситуациях, пробудить фантазию и воображение ребенка, раскрыть его внутренний мир. То есть, ученика необходимо научить мыслить самостоятельно, а для этого необходимо понять детскую психологию, выявить его индивидуальность, интересы и уникальные способности.
Таким образом, педагог должен быть не только хорошим музыкантом и преподавателем, но и психологом. Он должен понимать, что наиболее характерно для учеников, знать их основные интересы, потребности и, исходя из этого, составлять вокальный репертуар. Чем богаче внутренний мир педагога, обширнее его знания и навыки, ярче музыкально-исполнительское дарование, тем ценнее и плодотворнее педагогическая работа.
Подрастающее поколение нуждается во внимании, атмосфере добра, поддержке, вере педагога в их силы и способности. В этом заключается основная задача личностно-ориентированного ориентированного обучения, которое предполагает уважение к подрастающей личности, формирование самостоятельности ученика, установление гуманных отношении по линии педагог - ученик. Этому, в свою очередь, способствует усвоение социального опыта учеником.
Академическое пение – это, помимо воспитания голоса, своеобразный процесс гармонизации личности, сильнейший фактор формирования музыкальной культуры. Именно в классе сольного пения можно развивать гибкость голоса, кантилену и другие виды звуковедения, умение понимать и воплощать в своем исполнении композиторский замысел, различать музыкальные стили, разбираться в вопросах фразировки и распределения смысловых акцентов и т.д. Говоря об воспитательной стороне пения, стоит отметить, о его влиянии на нравственную сферу жизни в двух ключевых аспектах:
1. Определенное содержание, конкретный смысл, моральные установки и нравственные идеалы, содержащиеся в вокальных произведениях.
2. Душевные переживания ученика, способность переживать настроения и состояния другого человека, отраженные в произведении.
Кроме того, словарь учеников значительно обогащается образными выражениями, редкими словами, передающими чувства и эмоции, используемыми в изучаемом произведении.
Репертуар - это отражение творческих взглядов педагога, показатель его основных художественных принципов и эстетических вкусов. Для ученика – это путеводитель в мире вокального искусства. Так, драматически насыщенные произведения, требующие от исполнителя повышенной эмоциональности, неуместны в детском репертуаре, так как они провоцируют на форсированное пение. А. Варламов говорил: «Важно давать петь молодым ученикам только такие музыкальные пьесы, которые соразмерны с их голосом и которые от больших и продолжительных усилий не подвергают их опасности лишиться хороших способностей к пению». Он являлся основоположником раннего приобщения к правильной вокализации, а также считал, что если учить ребенка правильно петь с детства, то его голос приобретет гибкость и силу, которые даются с определенными трудностями даже взрослым. [2]
Репертуарный план – это своеобразный прогноз развития ребенка. То есть, он подвержен определенным коррективам в ходе работы с целью перенаправления индивидуального развития в нужном, с точки зрения педагога, направлении, так как ученик является еще только развивающейся личностью.
Если на начальном этапе в учебном репертуаре доминируют произведения, рисующие образы природы, сказочных и игрушечных персонажей, то в подростковом возрасте появляется лирика, открывающая ученикам мир взрослых чувств. Соответственно, усложненная программа требует большего внимания и проникновения. Конечно, не стоит полностью отказываться от современных произведений, но, одновременно, необходимо учитывать, что поп-культура нашего времени, в большинстве случаев, не способствует личностному росту ученика. Педагог же может предоставить высокохудожественный материал, обогащающий духовную жизнь и нравственные идеалы подрастающего поколения.
Для успешности образовательного и воспитательного процесса немаловажно, чтобы детям было интересно то, что они поют и о чем. Так, особое значение имеет текст вокального произведения, затрагивает ли его содержание учеников, интересен ли им смысл. Необходимо избегать равнодушного исполнения, игнорирования смысла фраз. В современной музыке довольно частым явлением являются песни с поверхностным текстом. Нередко такие произведения одновременно в себе сочетают и красивую мелодическую линию. Или наоборот, текст может плохо или совершенно не сочетаться с музыкой: поэтический текст – для младшего школьного или дошкольного возраста, а музыкальный – требующий развернутого диапазона или, например, многоголосного исполнения. Для педагога же важно подобрать программу, в содержании которой вокальные произведения будут нести высокую нравственную установку, а также быть технически доступными для исполнения. [1]
Кроме того, педагогу при подборе репертуара, необходимо следовать принципу усложнения задач, учитывая также и психофизиологические возможности учеников. Так, если на первоначальном этапе вокальные навыки воспитываются в элементарном виде, то в ходе дальнейшей работы они постепенно углубляются и совершенствуются. Работа над вокальными произведениями должна способствовать раскрытию всех эмоционально-творческих ресурсов каждого ученика, воспитывать и формировать нравственные и художественные взгляды, высокий эстетический вкус, развивать музыкальный слух, память, эмоциональную отзывчивость. [4] При работе над вокальным произведением педагог может использовать методы сравнения, проведения аналогий. Для этого необходимо выявить те особенности представления учеником художественного образа, которые помогут раскрытию его индивидуальности, развитию личности. Так, для учащихся, у которых преобладает образное мышление, эффективно использовать метафоры, образные сравнения, большую роль играет высокохудожественный педагогический показ.
При подборе вокального репертуара также интересен метод свободного выбора учениками произведений, которые они хотели бы исполнить. Так проявляются творческие взгляды и идеи детей, уровень их слушательской культуры, накопленные ранее знания. Совместная деятельность по подбору репертуара открывает возможности для наибольшего раскрытия таланта, проявления таких чувств как любовь к Родине, семье, поэтическому тексту. Ученики не только начинают ощущать ответственность и серьезность своего выбора, но и могут проявить себя в импровизации и даже сочинении музыки. [5]
Таким образом, ученический вокальный репертуар должен иметь идейную направленность, нести художественную ценность и эстетическую значимость вокальных произведений, быть доступным для исполнения, а также обладать педагогической целесообразностью. Соответственно, исходным положением, определяющим задачи в овладении вокальными навыками, является художественность, содержательность и эмоциональная направленность учебного музыкального материала.
«Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Развивая чуткость ребенка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления… Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство.» [3]
Список использованной литературы
1. Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия. М.: Просвещение, - 1990, 207с.
2. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики [Текст]: учеб. Пособие для муз. вузов / Л.Б. Дмитриев, - М.: Музыка, 1963. - 643 с.
3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1972. С.52-54
4. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания: Учеб. пособие. - М.: Музыка, 1989. - 175 с., нот.
5. Цагарелли Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. Учебное пособие. Издательство «Композитор - Санкт-Петербург». 2008