"Переложения для детского шумового оркестра"


Автор: Козеровская Галина Алексеевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое пособие

"Переложения для детского шумового оркестра"

Краткое описание работы: Переложения произведений композиторов - классиков для детского шумового оркестра

 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств №7 г. Магнитогорска

Г.А. Козеровская

Переложения для детского шумового оркестра.

Хрестоматия

Магнитогорск

Козеровская Г.А.

Переложения для  детского шумового оркестра. Хрестоматия. Магнитогорск , 2016

 

В данный сборник  для детей включены популярные произведения композиторов – классиков в переложении для шумового оркестра. Предлагается последовательная система ознакомления игры на музыкально-шумовых инструментах для коллективного музицирования на отделении  общего эстетического образования. Во второй части работы даются партитуры. Сборник адресован преподавателям ДМШ и ДШИ.    

 

Утверждено на заседании методического объединения эстетического отделения.

 

Рецензенты:

 

Оглавление

  Введение. 4

Прогнозируемые результаты и критерии оценки обученности. 5

Знакомство с музыкально-шумовыми инструментами. 6

Методические рекомендации при работе с музыкально-шумовым оркестром  8

Хрестоматия для шумового оркестра:

"Старинная французская песенка" П.И.Чайковский…………………………..

"Вальс - шутка" Д.Шостакович…………………………………………….

"Утреннее размышление" П.Чайковский……………………………………..

"Марш"С.С.Прокофьев…………………………………………………….......

"Жаворонок"М.И.Глинка……………………………………………………....

"Поэтическая картинка"Э. Григ……………………………………………… 

Список  литературы. 12

Введение

В современных условиях музыкальному воспитанию детей отводится особая роль. Независимо от их музыкальных способностей, музыке необходимо  обучать всех, так как создавая на уроке непринужденную, праздничную атмосферу, пробуждая их воображение, педагог не только учит, но и воспитывает музыкой. Одним из эффективных методов такой работы как раз и является форма музыкальной коллективной деятельности.  Наиболее ярко она проявляется в игре детского музыкального шумового оркестра. Использование музыкальных шумовых инструментов вызывает огромный интерес у младших школьников, вносит разнообразие в образовательный процесс, помогает развивать музыкальные способности учащихся через воспитание способности чувствовать эстетически, переживать музыку в движении, желание к передаче музыкальных образов

Данный сборник предназначен для работы с детьми младших классов,  от 7 до 9 лет отделения Общего эстетического образования (ОЭО) ДШИ на уроках шумового оркестра, с целью приобщения детей к миру музыки через самый доступный активный вид музыкальной деятельности. А также саморазвитие и развитие чувства прекрасного и формирования эстетического вкуса в  личности каждого ребёнка  через его собственную творческую деятельность.

В сборник включены произведения композиторов-классиков, которые вошли в сокровищницу русской музыки, исполняя их,  дети знакомятся с творчеством великих музыкантов уже в младших классах школы. Произведения, включенные в данный сборник,  предусматривают чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективного музицирования.

 

 

 

 

Прогнозируемые результаты и критерии оценки обученности.

Играя на элементарных музыкальных инструментах, дети, даже со слабыми музыкальными данными, включаются в активную работу, которая устраняет психологический барьер и вселяет веру в их творческие  возможности.  В конце каждого полугодия проводится контрольный урок с концертом для родителей, в котором исполняются 2-4 разученных произведения, показывающие приобретенные навыки юных музыкантов. Все дети обязательно оцениваются:

- за грамотное и точное исполнение нотного текста, если он играет на металлофоне или флейте, и ритмический рисунок;

-за музыкальность исполнения;

-за степень овладения инструментом;

-за умение играть цельно без ошибок и поправок.

Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеником исполнительского мастерства. По каждому учебному предмету существуют требования к уровню подготовки выпускников музыкальной школы, которые представляют собой краткую характеристику минимально необходимых результатов, которые должны быть достигнуты. Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в рабочей программе преподавателя и в индивидуальных  планах учеников. Оценка - часть образовательного процесса, в котором ученик выступает полноправным субъектом. Одна из задач педагога - обучение детей навыкам самооценки своего исполнения на музыкально - шумовых инструментах. С этой целью учитель всякий раз выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных задач. Оценку необходимо отличать от отметки. Оценка - это процесс, деятельность или действие по оцениванию; отметка - результат этого процесса. Оценка выражаться качественно, например, вербально; «У тебя получилось найти новый ритм или звукоизвлечение…», «Ты - молодец!»; символически: переходная игрушка, конфета и т.д.; эмоционально: улыбкой, одобрением, порицанием. Отметка же, как правило, выражается количественно: по пяти бальной шкале; но шумовой оркестр – это особенная «мастерская» юных музыкантов, и руководитель оркестра, зная способности своих исполнителей, подберет каждому  партию по его возможностям, чтобы каждый ребенок, выступая на сцене, выглядел достойно и получил отличную оценку.

Занятия в ДШИ по предмету «Шумовой оркестр» обладают рядом позитивных качеств. Прежде всего они формируют у детей чувство коллективизма, начальные навыки умения игры на инструменте соло, а также в ансамбле, помогают преодолеть неуверенность и робость, расширяют музыкальный кругозор, развивают природные способности (чувство ритма, музыкальную память, мышление, воображение и др.), умение слышать и исполнять свою партию в многоголосной фактуре, развивают художественный вкус, творческую инициативу детей, формируют начало музыкальной  и общей духовной культуры.

Особенности работы с шумовыми инструментами.

В современной музыкальной методике именно исследование звука, понимание и  познание через собственные прикосновения его природу, необыкновенно важно для развития тембрового слуха, учит юных музыкантов получать удовольствие от сравнения звуков при различных способах звукоизвлечения.

Основу детского шумового оркестра составляют элементарные детские музыкальные инструменты - игрушки, рассчитанные на начинающих исполнителей: всевозможные ударные инструменты - погремушки, ложки, треугольники, трещотки, бубенцы, маракасы, детские металлофоны и ксилофоны и т.д. Состав оркестра дополняется фортепиано, на котором играет концертмейстер.

   Изучение различных простейших музыкальных инструментов и практическая работа с детьми позволили определить следующую оптимальную структуру школьного инструментария:

- ударные инструменты с неопределенной высотой звука: палочки, маракас, кастаньеты, коробочка, барабан, бубен, треугольник, тарелки, трещотки;

- ударные, с определенной высотой звука: металлофон, ксилофон;

- клавишные инструменты: рояль, пианино;

- клавишно – пневматические: гармоника, баян, аккордеон;

- духовые с колеблющимся столбом воздуха: флейта, блокфлейта.

Подбор репертуара, распределение инструментов, степень  трудности исполнения партий в оркестре полностью зависят от  музыкальных данных юных музыкантов. Если дети справляются с ритмом остинато в данной партии, то его можно усложнить или предоставить ребенку, сочинить  «свой» ритм.

 

 

Методические рекомендации при работе с музыкально-шумовым оркестром

Для успешных результатов исполнения при игре на музыкально-шумовых инструментах необходимо учитывать специфику музыкального мышления младших школьников, которое определяется возрастными особенностями в развитии и восприятии детей. Свойственная им  конкретность мышления, непосредственность и эмоциональность в восприятии различных явлений окружающей жизни, являются  основой  обучения, где игровые моменты должны быть составной частью целой системой методов:  иллюстративных и репродуктивных.

Иллюстративные методы используются педагогом на начальном этапе: показ на инструменте, рассказ о произведении и композиторе, объяснение правил игры на том или ином детском инструменте, объяснение движения мелодии и так далее. Тут очень важно правильно подобрать слова, сочетания слов, чтобы ярко, образно, эмоционально передать ребёнку содержание произведения, добиться быстрого запоминания музыкального материала.

 Репродуктивные методы включаются в работу на следующем этапе: практическом. После запоминания, анализа музыкального произведения учащимися педагог контролирует их практическую деятельность по овладению музыкальными умениями. В том числе – игра наизусть. На этом этапе педагог рекомендует ритмические приёмы, облегчающие и ускоряющие заучивание, включает не только моторную (двигательную), но и часто музыкальную память (слуховую).

Детям младшего школьного возраста свойственна свободная творческая деятельность, которая проявляется интуитивно в играх, в движении под музыку, в фантазии и импровизации при выполнении различных заданий. Практические навыки, приобретенные в процессе интуитивной творческой деятельности, постепенно приведут детей к осознанному творчеству. Необходимо поощрять, направлять и одобрять проявление творческой инициативы детей.

При первоначальном знакомстве с произведением преподаватель должен интересно рассказать об эпохе, в которой жил композитор, познакомить с его самыми яркими сочинениями, вспомнить современников, которые творили в это время в других жанрах.

Начинать надо с самых простых, но ярких характерных пьес. К каждому произведению вместе с ребятами можно сочинить рассказ и суметь передать его при помощи шумовых эффектов, «оживить» каждый инструмент, сделать его действующим лицом, создать «образ», который пробудит интерес и творческую фантазию.

Например, вот  что услышали ребята в произведении   «Утреннее размышление» П.И.Чайковского. С первого такта композитор рисует картину  раннего тихого деревенского утра. Надо рассказать ребятам о том, что в то время, когда жил П.И.Чайковский, часов у крестьян не было, все просыпались, начинали работать, кушать, ложились спать - все по звону колокола. Партию колоколов в нашей пьесе исполняют треугольники, а партию просыпающегося яркого солнца – металлофон, стук коробочки говорит о том, что  начал работать кузнец в кузне. В конце пьесы слышен гул большого колокола из соседней деревни, его исполняет барабан. При работе над этим произведением особое внимание надо уделить первому такту, чтобы металлофон, первые треугольники и концертмейстер вступили одновременно, в одном темпе, поэтому есть необходимость перед вступлением продирижировать «пустой» такт, настраивая детей на исполнение. Если барабанам трудно будет вступить в 16 такте, тогда они могут вступить на такт позже после того как услышат пульсацию восьмыми нотами в басах.

«Вальс – шутка» Д.Д.Шостаковича - яркая зарисовка танца двух фарфоровых статуэток из музыкальной шкатулки: партию балерины исполняют колокольчики, партию принца - треугольники, глиссандо у металлофонов изображают « полет»  балерины в высоком прыжке в воздухе. Это произведение можно взять уже на первых уроках, в донотный период, так как в нем нет партии для инструментов с определенной высотой звука.

«Старинная французская песенка»  П.И.Чайковского. Композитор, в основе этого произведения, использовал народную французскую песню - рассказ сестры о своей непростой доли. Мы слышим ее грустную тихую песню, ее исполняет металлофон. В средней части слышно как тикают часы - это время, которое всегда неумолимо идет вперед (исполняет коробочка), а в песне девочки появляется надежда (исполняют треугольники). В третьей части звучит первоначальная тема у металлофона. В «Старинной французской песенке» можно упростить партию металлофона, если ребенок не справляется в первом такте: вместо поступенного  движения мелодии вверх достаточно будет взять одну ноту « соль».

«Марш» С.С.Прокофьева – это зарисовка из жизни сказочного леса. Начинают барабаны – это зайцы идут по лесу и сзывают всех на цветочную поляну. Сначала их услышали маленькие зверушки, букашки – зашуршали травой, листвой, посмотреть кто же там так громко барабанит (шорох листвы исполняют маракасы) и поспешили за своими друзьями на праздник. К ним присоединились птицы (треугольники), жаворонки взлетели в небо (глиссандо у металлофона), старый ворон играет на своей позолоченной трубе (флейта), кузнечики играют на колокольчиках, сверчки – на бубне. Все сегодня в лесу идут на веселый праздник!  Если трудность возникнет вначале исполнения вступления, барабанам можно начать играть  с третьего такта, после вступления концертмейстера. При втором проведении темы вступают маракасы – этот инструмент не очень удобен для детей: при малейшем изменении положения инструмента, он начинает «шуршать» раньше времени, что требует от исполнителя большой аккуратности.

«Жаворонок» М.И.Глинки – яркая природная зарисовка. В ней очень хорошо слышатся трели в партии флейты, партия треугольника изображает звон летнего утра,  а в партиях двух металлофонов - дуэт двух маленьких певчих птичек. Если флейтист недостаточно «виртуозен», вместо исполнения октав, можно играть по одной ноте в удобной тесситуре.

«Поэтическая картинка» Э.Грига - это волшебный танец журавлей, где в партии коробочки слышна имитация характерного постукивания клювами птиц.

Конечно, рассказы могут быть разные, самое главное, чтобы детям было понятно содержание и доступно исполнение произведения.