"Забавное сольфеджио"


Автор: Маркова Ольга Михайловна

Руководитель: Маркова Ольга Михайловна

Должность руководителя: преподаватель

Место работы руководителя: МАУ ДО ДШИ с. Возжаевка

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

"Забавное сольфеджио"

Краткое описание работы: игра соревнование между командами, закрепление материала

 

Цель: активизация интереса учащихся к предмету сольфеджио

Задачи:

Образовательная: актуализация знаний учащихся по предмету сольфеджио;

Развивающая: создать условия для развития устойчивости внимания при выполнении заданий, творческого воображения учащихся;

Воспитательная: воспитать любовь к музыке, вызвать интерес к предмету

Оборудование: бланки жюри для оценивания команд, карточки с заданиями, цветные карандаши, листочки;

Содержание мероприятия:

Организационный момент. Приветствие, учащиеся делятся на 2 команды.

Задание 1.

Придумать  название команды.

Задание 2 . 

Разминка.

Ведущий задаёт вопросы, отвечает та команда, участник которой первым поднимает руку (за каждый правильный ответ команды получают по одному баллу)

1.      Знак, указывающий на повышение звука на полтона. 

2.      Расстояние между двумя звуками.

3.      Начальный неполный такт музыкального произведения. 

4.      Интервал, охватывающий 8 ступеней. 

5.      Знак молчания в музыке. 

6.      Строка из 5 горизонтальных линий, служащая для написания нот. 

7.      Название первой ступени лада 

8.      Знак увеличения ноты или паузы наполовину. 

9.      Знак, отменяющий повышение или понижение звука. 

10.  Интервал, в котором 0 тонов 

11.  Какой интервал образуется между  1 и 3 ступенями мажора? 

12.  Интервал, охватывающий 7 ступней.

13.  Расположение звуков по высоте от тоники до тоники другой октавы.

14.  Какая ступень мажора является тоникой параллельного минора? 

15.  Интервал в котором 2 тона

16.  Как называются 1,3 и 5 ступени лада? 

17.  Минорный лад с повышенной 7 ступенью. 

18.  Как называются мажор и минор с одинаковыми знаками? 

19.  Одновременное звучание 3 и более звуков. 

20.  Скорость движения в музыке 

21.  Знак, выставляемый в самом начале каждой строки нотоносца 

22.  Знак повторения в музыке.

Задание 3. 

Шарады (за правильный ответ команда получает 1 балл)

Ведущий: зачитывает шарады поочерёдно каждой команде. Если команда не отвечает, можно дать возможность ответить другой команде. 

1. Начало мое – нота,

Потом - краса оленья,

А в целом это место

Оживленного движенья.

(дорога) 

2. Первый слог мой нота,

И второй слог тоже.

Вместе оба слога

На бобы похожи.

 (фасоль)          

3.Первая половина слова - громко,

  Вторая половина - тихо,

  А в целом музыкальный инструмент.

  (фортепиано) 

4. Начало-голос птицы,

Конец на дне пруда,

А целое в музее

Найдешь ты без труда.

(картина)

Задание 4.  

Верите ли вы?

 Ведущий: зачитывает утверждения поочерёдно каждой команде. Если утверждение, по мнению команды, неверно, то учащиеся должны дать правильный ответ (за каждый правильный ответ команда получает 1 балл)

1.      В малой терции 2 тона. 

2.      Третья ступень минора является тоникой параллельного мажора. 

3.      В октаве 8 ступеней.

4.      Пятая ступень гаммы называется субдоминанта. 

5.      В гармоническом миноре повышается 6 ступень. 

6.      В ре миноре при ключе фа диез.

7.      Ля мажору параллелен фа минор. 

8.      Второе обращение трезвучия называется секстаккорд. 

Задание 5.

Объяснялки.

Ведущий: зачитывает поочерёдно каждой команде определения терминов. Если учащиеся назвали правильное слово после первого предложения, команда получает 3 балла, если после второго-2 балла, после третьего-1 балл 1.Это греческое слово означает пение, напев.

Ее можно спеть или сыграть на каком – либо инструменте.

Она лежит в основе любого музыкального произведения и является, как часто говорят, душой музыки.

(мелодия) 

2.Это греческое слово означает соразмерность, стройность.

 Этим словом называется чередование звуков различной длительности.

 Короткие звуки сменяются более длинными, слабые доли- сильными.

(ритм) 

3.Это французское слово означает управлять.

Так называют музыкантов- руководителей инструментальных ансамблей, оркестров, хоров.

Он показывает инструментам когда вступать.

(дирижер)

4. Это слово в переводе с латинского означает знак.

Придумал эти знаки монах Гвидо из итальянского города Ареццо.

Он придумал линейки, на которых удивительно просто и наглядно разместились эти знаки, указывающие движение мелодии.

(нота) 

 Задание 6.  

Прочитайте стихи используя названия нот.  Командам раздаются листочки с четверостишиями, в которых пропущены слоги и вместо них написаны ноты разных октав в басовом  и скрипичном ключе (за каждое правильно прочитанное стихотворение команда получает 1 балл). 

Задание 7.

Решите музыкально-математические примеры. Каждой команде даются листочки с примерами (команды получают по одному баллу за каждый правильно решённый пример).  

Задание 8. 

Занимательные интервалы. Учащимся раздаются 2 комплекта карточек - на одних написаны названия интервалов, на других построены интервалы от разных звуков. Задание - соединить название интервала с его построением.  

 Задание 9.

Собери мелодию. Каждой команде раздаётся записанная нотами мелодия известной песни. Мелодия разрезана по тактам. Команда, которая без ошибок первой соберёт мелодию, получает балл (педагог предварительно проигрывает и поёт мелодию песни 2 раза). 

Жюри подводит итоги игры и оглашает результаты. Обычно, побеждает дружба!!!