«Развитие художественно-эстетического восприятия у обучающихся младшего школьного возраста через ознакомление с искусством пейзажной живописи»


Автор: Серафимович Елена Николаевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

«Развитие художественно-эстетического восприятия у обучающихся младшего школьного возраста через ознакомление с искусством пейзажной живописи»

Краткое описание работы: Учебно- методическая разработка предназначена для преподавателей живописи, занимающихся с детьми дошкольного возраста.

Содержание

1.Методический паспорт образовательного проекта

2. Проблема проекта

3. Актуальность проекта

4. Цели и задачи на которые направлен проект

5. Новизна поставленных задач

6. Описание проекта

7. Ожидаемые эффекты и результаты

8. Перечень оборудования и материалов, необходимых для реализации проекта

9. Смета расходов на выполнение проекта

 

Методический паспорт образовательного проекта

Предмет: изобразительное искусство

Класс: 4-й класс начальной школы.

Тема: образовательного проекта: «Развитие художественно-эстетического восприятия у обучающихся младшего школьного возраста через ознакомление с искусством пейзажной живописи»

Тип проекта: творческий.

Цель: выбор эффективных методов и приемов ознакомления обучающихся младшего школьного возраста с искусством живописи для развития художественно-эстетического восприятия

Задачи:

учебные – познакомить детей с искусством пейзажной живописи;

воспитательные - воспитание у детей интереса к пейзажной живописи, любовь к природе родного края;

развивающие – развивать умения и навыки к предмету, расширять кругозор, умение предъявить свою работу другим, развитие художественно-эстетического восприятия и творческих способностей через ознакомление с искусством пейзажной живописи.

Время работы над проектом: 1 учебный год

Формы работы: внеурочная.

Режим работы: 18 учебных часов.

Мотивация к познанию, работе: личный интерес детей к данной теме, самореализация, самомотивация от удовлетворения собственным трудом.

Информационно-техническое обеспечение: компьютеры с доступом в Интернет, учебная и учебно-методическая литература.

Проблема

В свете модернизации образования значительной проблемой является формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей. Без воспитания эстетически грамотных людей, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческого начала невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности. Исходя из психолого-педагогических характеристик, младший школьный возраст является благоприятным для развития творческой и познавательной активности, так как в этом возрасте дети чрезвычайно эмоциональны, любознательны, у них есть огромное желание познавать мир.

Основная проблема проекта состоит в том, что условия жизни современного общества изменяются, меняется и человек, его ценностные ориентации. Требуются новые подходы к решению проблемы художественно-эстетического воспитания младших школьников средствами искусства, в том числе средствами искусства пейзажной живописи.

 

 

Актуальность

Художественное образование и воспитание средствами искусства – неотъемлемая часть достойного образования. «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного». В этих словах Р. Тагора ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей.

   Но человек может остаться равнодушным к искусству, если с детства его не приобщали к прекрасному.

    Духовное развитие человека, включая эстетическое, начинается с раннего детства. Одна из отличительных особенностей ребенка младшего школьного возраста – способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений, произведений искусства, в том числе живописи. Ребенок открывает мир как радостное, прекрасное, полное красок целое.

    Исходя из этого, окружающие ребенка взрослые (родители и педагоги) должны объединить усилия для введения ребенка в мир искусства как можно раньше; необходимо так организовать предметно-развивающую среду и социокультурное окружение в образовательном учреждении, чтобы они способствовали выявлению особенностей эстетического отношения и развития художественно-эстетического восприятия у младших школьников, а так же их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывая доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, побуждая горячее чувство любви к своему краю.

Ребенок - художник наблюдает за природой, в творчестве выражает свое видение того, что в ней происходит. Педагог помогает ребенку «открыть глаза» на видимый им мир.

Природа может выступать в роли Художницы или прекрасной Волшебницы, которая творит видимый мир по законам красоты гармонии. Создать соответствующую замыслу атмосферу занятия поможет привлечение художественно-образных средств других искусств: музыки, живописи и литературы.

Художественный пейзаж раскрывает поэзию природы, учит видеть ее красоту, обогащает наши представления.

Искусство пейзажа никогда не было оторвано от жизни, ее социальных законов от человека. Богатство содержания, красота и разнообразие пейзажа нашей Родины делает его важным средством эстетического воспитания подрастающего поколения. Дети способны воспринимать образный язык искусства и чувствовать красоту природы. Но многое в формировании в выявлении переживаний зависит от того, как направляется и осуществляется их эстетическое развитие.

Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение, ее красоте, побуждает искренне, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество.

Дети и художники знают, что самый лучший портрет природы можно создать лишь в сотворчестве с ней.

Модернизация содержания образования способствовала созданию новых методических пособий по ознакомлению младших школьников с живописью, программ художественно-эстетического развития. Однако, наряду с высокой значимостью вышеперечисленных исследований, остро ощущается потребность в практических разработках, посвященных развитию эстетического восприятия посредством ознакомления с произведениями изобразительного искусства, направленных как на развитие искусствоведческого и образного словаря детей, так и на совершенствование их зрительской культуры. Таким образом, тема образовательный проект  «Развитие художественно - эстетического восприятия у обучающихся младшего школьного возраста через ознакомление с искусством пейзажной живописи» является актуальной.

 

Цели и задачи проекта

Цель проекта: развитие художественно-эстетического восприятия у обучающихся младшего школьного возраста через ознакомление с искусством пейзажной живописи.

Задачи проекта:

учебные – познакомить детей с искусством пейзажной живописи;

воспитательные - воспитание у детей интереса к пейзажной живописи, любовь к природе родного края;

развивающие – развивать умения и навыки к предмету, расширять кругозор, умение предъявить свою работу другим, развитие художественно-эстетического восприятия и творческих способностей через ознакомление с искусством пейзажной живописи.

Так же существуют задачи, которые должны решаться непосредственно на каждом занятии:

  • Создать условия для развития художественно-эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста;
  • Формировать у детей младшего школьного возраста представление о пейзажной живописи;
  • Научить использовать полученные знания в собственном творчестве, создавая выразительный пейзаж, используя соответствующий изобразительные материалы;
  • Проследить динамику формирования эстетических отношений, предпочтений детей, развития художественно-эстетического восприятия посредством искусства пейзажной живописи;
  • Познакомить детей с понятием «пейзаж», его изображением в живописи;
  • Развивать умение замечать и называть изменения, происходящие в природе. Уточнить представления детей о признаках разных времен года;
  • Развивать творческую фантазию у детей и научить их изображать природу различными изобразительными материалами и техниками;
  • Раскрыть содержание музейной деятельности; напомнить о правилах поведения в музее. Учить внимательно рассматривать картины, находить характерные детали, являющиеся частью изображения;
  • Разучивание стихотворений на темы разных времен года, для обогащения и разнообразя содержания детских рисунков через поэзию и рассказы о природе;
  • Научить детей заботься о птицах, приобщить родителей и детей к общественной деятельности;
  • Познакомить детей с творчеством художников, с жанрами их произведений;
  • Развивать художественно-эстетическое восприятие произведений живописи;
  • Развивать умение замечать и называть изменения, происходящие в природе;
  • Научить видеть главное в картине; отличать пейзажи от других видов живописи;
  • Развивать художественные навыки, умения замыслить пейзаж и найти средства выразительности для создания образа природы;
  • Развивать активность зрительного восприятия.
  • Приобщать к искусству и художественной деятельности

 

Новизна поставленных задач

Существует значительное число трудов, в рамках которых развитие эстетического восприятия выступает как «прямая» задача эстетического воспитания школьников (С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая, В.А. Разумный, Б.П.Рождественский, В.К. Скатерщиков и др.). В контексте теории эстетического воспитания основным средством эстетического развития является общение с искусством, которое не ограничивается «простым созерцанием», а обязательно предполагает включение в художественное творчество. Принцип «творческой самодеятельности» выступает определяющим (Б.Т. Лихачев, 1974). Наиболее полно и конкретно средства и формы эстетического воспитания представлены в опыте и описаны в работах C.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского.

Значительный пласт исследований посвящен изучению особенностей и условий художественного развития ребенка, в рамках которых рассматривается и эстетическое восприятие (Е.И. Игнатьев, С.Е. Игнатьев, Б.М. Неменский, В.Г. Горяев, B.C. Кузин, М.Д. Таборидзе А.И. Буров и др.). Ценность данных исследований безусловна, но авторы в основном рассматривают условия и механизмы развития художественных способностей детей на уроках и занятиях эстетического цикла.

Новизной проекта является совершенствование традиционных приемов и методов и поиск инновационных, более эффективных методов и приемов образовательной работы по формированию художественно-эстетических восприятий у детей младшего школьного возраста через ознакомление с пейзажной живописью, реализуемых в образовательном учреждении.

 

Описание проекта

Реализация проекта частично должна осуществляться в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего социума (экскурсии, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела). В перспективе работа над данным проектом будет усложнена и продолжена.

Комплексная работа по теме проекта включает в себя следующие направления:

Объект взаимодействия

Цель

Форма работы

Дети

Прививать любовь к прекрасному;

обогащать духовный мир;

развивать воображение;

воспитывать эстетическое

отношение к окружающей действительности

Специально организованные занятия, игры, наблюдения,

экскурсии, рассматривание репродукций,

чтение художественной литературы, художественное творчество.

Педагог

Повышение педагогической компетентности в данном направлении, поиск путей реализации задач

Организация развивающей среды, консультации, практикум,

подбор развивающего

инструментария (игры,

литература, упражнения, репродукции картин)

Родители

Педагогическое просвещение и приобщение к совместной творческой деятельности с детьми

Консультации, беседы с родителями о важности данной проблемы, оформление

папок - передвижек, открытые занятия

с детьми, выставки

детского творчества, семейное творчество.

 

Для реализации проекта «Развитие художественно-эстетического восприятия у обучающихся младшего школьного возраста через ознакомление с искусством пейзажной живописи» был создан следующий план, рассчитанный на 1 учебный год.

 

Месяц

Тема

Цели

Задачи

Дидактический материал

сентябрь

Пейзажная живопись

 

Знакомство с пейзажной живописью

 

Познакомить детей с понятием «пейзаж», его изображением в живописи

Репродукции картин «Золотая осень»И.Левитана, «Рожь»И.Шишкина и т.д.

сентябрь

Экскурсия в парк

 

Наблюдение за природой в осеннее время года

 

Развивать умение замечать и называть изменения, происходящие в

природе. Уточнить представления детей о признаках осени.

 

Октябрь

«Осенняя сказка»

Создание пейзажной композиции на тему «Осенняя сказка»

Развивать творческую фантазию у детей и научить их изображать осеннюю природу акварелью

 

Репродукции картин «Золотая осень»И.Левитана, «Рожь»И.Шишкина и т.д.

Октябрь

Экскурсия в краеведческий музей

Знакомство с музеем и его ролью в жизни общества

Раскрыть содержание музейной деятельности; напомнить о правилах поведения в музее. Учить внимательно рассматривать картины, находить характерные детали, являющиеся частью изображения

 

Произведения искусства

 

Ноябрь

«Собери пейзаж»

 Учить по собственному замыслу составлению осеннего пейзажа

Знакомство с художественной литературой

Аппликации пейзажей

Ноябрь

«Осенняя поэзия»

Обогащать и разнообразить содержание детских рисунков через поэзию и рассказы о природе

 

Разучивание стихотворений на осеннюю тематику

Стихотворения В.Авдиенко «Осень», А.Плещеев «Скучная картина...», И.Бунин «Листопад». Чтение рассказа М. Соколов- Микитов «Осень в лесу».

Декабрь

Экскурсия в парк

 

Наблюдение за природой в зимнее время года

 

Развивать умение замечать и называть изменения, происходящие в

природе. Уточнить представления детей о признаках зимы.

 

 

Декабрь

 

«Зимние забавы»

Создание рисунка на тему «Зимние забавы»

Развивать творческую фантазию у детей и научить их изображать зимнюю природу гуашью

Репродукции картин Н. Богданов-Бельский «Дети на санках», В. Поленов «Ранний снег», К. Крыжицкий «Лес зимой»

 

Январь

Забайкальские художники

 

Знакомство детей с творчеством

Забайкальских художников-пейзажистов

 

Познакомить детей с творчеством художников, с жанрами его произведений.

Развивать художественно-эстетическое восприятие произведений живописи

 

Произведения Забайкальских художников (Н.Орлов «Багульник», «лето в Забайкалье»)В.Скроминский «Ольхон»

 

Январь

Работа с родителями. Дискуссия-размышление «Художественная мозаика»

 Убедить родителей в необходимости и значимости произведений искусства в художественном развитии детей.

Приобщить родителей к художественно-эстетическому восприятию произведений пейзажной живописи

Репродукции картин

Февраль

«Дремлет лес под сказку сна»

Создание аппликаций на темы: «Дремлет лес под сказку сна»; «Какая она, зимушка - зима?»

Развивать художественные навыки, умения замыслить пейзаж и найти средства выразительности для создания образа природы.

 

Февраль

Домашнее задание «Помоги птицам»

 

Научить детей заботься о птицах, приобщить родителей и детей к общественной деятельности

 

Совместно с родителями изготовить кормушки для птиц

 

 

Март

«Весенняя капель»

Создание рисунка на тему «Весенняя капель»

Развивать творческую фантазию у детей и научить их изображать весеннюю природу гуашью или акварелью

Репродукции картин Васнецов «Грачи прилетели», Левитан «Март», К. Ф. Юон

"Весенний солнечный день"

 

Март

Стихи о природе. «Весна пришла»

 

Обогащать и разнообразить содержание детских рисунков через

поэзию и рассказы о природе

 

Разучивание стихотворений о весне

А.Плещеев «Травка зеленеет...»А.Пушкин «Гонимы вешними лучами...»;

Ф. Тютчев «Весенние воды»; А.Майков «Весна».

Чтение рассказа В. В. Волина «Голубые потоки весны».

 

Апрель

Игра «Галерея картин»

Развивать память, внимание, мышление.

Видеть главное в картине; отличать пейзажи от других видов живописи

Картины художников с разными жанрами изобразительного искусства

Апрель

Художественный

труд

Изготовление пейзажной

композиции из природного

материала и пластилина «Времена года»

Развивать творчество, фантазию, воображение детей. Учить задумывать

сюжет, считаться с мнением других.

 

 

Май

Экскурсия в парк

Наблюдение за природой весной

Развивать умение замечать и называть изменения, происходящие в природе. Уточнить представления детей о признаках весны.

 

 

Май

Итоговое занятие

Закрепление знаний детей о живописи

Развивать активность зрительного восприятия.

Приобщать к искусству и художественной деятельности

 

Репродукции картин художников в жанре пейзаж

 

 

Ожидаемые эффекты и результаты

Основной целью данного проекта является развитие художественно-эстетического восприятия у обучающихся младшего школьного возраста через ознакомление с искусством пейзажной живописи, т.е. ожидаемым эффектом является выполнение основной цели образовательного проекта

В процессе работы над данным проектом дети будут заниматься продуктивными видами деятельности, направленными на развитие художественно-эстетического восприятия через ознакомление с искусством пейзажной живописи, на основе средств развития мелкой моторики: лепкой, аппликацией, рисованием. Создавая коллективный проект, дети должны приобрести различные знания; уточнить и углубить представления об окружающем мире. В процессе работы детям постоянно демонстрировались пейзажи разных художников, которые к завершению проекта обучающиеся смогут отличить и назвать авторов.

В ходе работы дети приобретут знания, умения, которые способствуют усвоению конкретных сведений о растениях, птицах, явлениях природы, позволяющие привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. У детей сформируются навыки исследовательской деятельности, разовьется познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.

Все это способствует не только познанию красивого в природе, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому, интерес к окружающему миру, природным явлениям; понимания уникальности живого, практические умения гуманного с ними обращения.

Использование метода проектов в работе с младшими школьниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок будет ощущать себя значимым в группе сверстников, увидит свой вклад в общее дело, будет радоваться своим успехам и успехам своих сверстников.

Таким образом, развивающая предметная среда образовательного учреждения, координация усилий педагогов, родителей, социума, четкое планирование работы педагогов по ознакомлению детей младшей школьной группы с пейзажной живописью должны повысить уровень художественно-эстетического восприятия у обучающихся.

 

Перечень оборудования и материалов, необходимых для реализации проекта

  • Мультимедиа проектор
  • Компьютер
  • Репродукции картин художников
  • Пластилин
  • Бумага цветная
  • Ножницы
  • Клей ПВА
  • Гуашь
  • Акварель
  • Кисти
  • Баночки для воды
  • Палитры
  • Альбомы для рисования
  • Карандаши
  • Ластики

 

Смета расходов на выполнение проекта

Наименование

Количество

Цена (за 1 шт)

Цена(общая)

Поездка в краеведческий музей

 

Экскурсия

 

 

 

 

 

12 детей+1 учитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Альбомы для рисования

12

30 р.

360 р.

Пластилин

12

50 р.

600 р.

Цветная бумага

12

36 р.

432 р.

Ножницы

12

40 р.

480 р.

Гуашь

6

125 р.

750 р.

Акварель

12

60 р.

720 р.

Палитры

12

36 р.

432 р.

Кисти разных номеров

36

25 р.

900 р.

Клей ПВА

12

15 р.

180 р.

Карандаши разной твердости

36

7 р.

252 р.

Ластики

12

12 р.

144 р.

 

 

 

Итого: 5 250 р.