"Роль и развитие гармонического слуха в воспитании юного музыканта посредством хорового пения"


Автор: Ольга Александровна Михайлова

Предмет: Вокал

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

"Роль и развитие гармонического слуха в воспитании юного музыканта посредством хорового пения"

Краткое описание работы: разновидности слуха и его развитие на занятиях хора

Содержание

  1. 1.     Введение
  2. 2.     Музыкальный слух и его виды
  3. 3.     Гармонический слух
  4. 4.     Развитие гармонического слуха посредством хорового пения
  5. 5.     Список использованной литературы

 

Введение

На современном этапе развития общества все более осознается важность гуманитарной сферы образования, провозглашается приоритет культурных ценностей, ориентация на духовно-нравственное развитие личности, эмоционально-творческое отношение к миру.

Большая роль в развитии духовной культуры подрастающего поколения отводится учреждениям дополнительного художественного образования, призванным приобщать детей к эстетическим ценностям, развивать творческие способности, формировать позитивные аксиологические ориентиры. Огромным духовно-нравственным потенциалом обладает музыка как вид искусства, который, являясь формой эстетического освоения бытия, отражает в звуковых образах многообразие жизненных явлений и таким образом способствует художественному познанию мира.

Музыкальная деятельность отличается особой спецификой и предполагает наличие целого ряда качеств, необходимых для ее осуществления: природных музыкальных задатков, эмоциональной чуткости и восприимчивости, развитой психомоторной сферы и пр. По мнению большинства музыкантов-педагогов, успешность музыкальной деятельности во многом зависит от наличия музыкального слуха, поэтому изучению данного феномена уделяется пристальное внимание в научной музыкально-психологической и педагогической литературе.

Музыкальный слух и его виды

Когда мы говорим о музыкальных способностях, мы имеем ввиду три основных его составляющих: слух, ритм, память. Однако в современной методике к музыкальным способностям относят:

 музыкальный слух и слуховые представления

 чувство темпа, метра и ритма

 музыкальная память

 эмоциональная отзывчивость на музыку

 физическая предрасположенность к игре на том или ином инструменте

 

Музыкальный слух – это не просто способность, а совокупность способностей, сформировавшихся в процессе развития музыкального искусства, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки.

Музыкальный слух можно рассматривать как многофункциональную систему, обладающую продуктивной (способности создавать что-либо), репродуктивной (способности воспроизводить что-либо) и оценочной функциями. Все компоненты слуха взаимодействуют друг с другом и, вполне естественно, функции «переплетаются».

В педагогической практике часто можно наблюдать, что одни и те же приёмы развития какого - либо слуха могут быть применимы по воспитанию двух, трёх или более видов слуха. Это происходит потому, что, все виды слуха взаимосвязаны между собой.

Музыкальный слух развивается в процессе обучения – важно отметить, что к развитию слуха ведёт разнообразие поставленных задач.

Известно, что «слушать» музыку и «слышать» её – разные вещи. Другими словами, нужно уметь адекватно воспринимать исполняемое. Решающим моментом здесь оказывается направленность внимания. Слышишь лучше, когда знаешь, что надо слушать. Тогда получается, что слышишь ткань музыкального произведения лучше, если её хорошо знаешь. Важно рациональное, интеллектуальное осмысление услышанного. Оно приходит, если есть сочетание знаний и музыкального опыта:

1) нужно знать выразительные средства музыка и их художественные возможности (семантику музыкального языка, способы формообразования, стили и жанры);

2) знать возможности исполнительских выразительных средств (артикуляция, агогика, динамика, педализация, фразировка и т.д.);

3) знать специфику фортепианного интонирования и уметь ею пользоваться;

4) уметь почувствовать особенности данного инструмента и приспособиться к нему.

В результате возникает слуховое управление двигательной техникой, способность предвидеть то, что будет сыграно, умение слушать и слышать себя

как бы со стороны, из зала, слышать акустику зала и владеть ей. Современные технические средства аудио и видеозаписи во многом облегчают решение.

В музыкальной практике известно не мало видов музыкального слуха: архитектонический слух, внутренний слух, относительный слух, метроритмический слух, интонационный слух, мелодический слух, вокальный слух, ладовый слух, тембровый слух, интервальный слух, динамический слух, фактурный слух, полифонический слух, гетерофонический слух, стилевой слух, абсолютный слух, гармонический слух.  

Гармонический слух

Сегодня речь пойдёт о гармоническом слухе. Работа над развитием гармонического слуха является важной частью всего процесса обучения в детской школе искусств. Гармония обостряет интонацию, воспитывает и развивает музыкальный слух детей, дает им массу ярких впечатлений. Хорошо развитый гармонический слух помогает учащимся более осмысленно и эмоционально играть на уроках специальности, лучше слышать гармонические краски аккордов в произведениях, которые они слушают на уроках музыкальной литературы. Изучение разнообразных гармонических созвучий дает возможность к концу обучения в детской школе искусств сформировать у детей разносторонний гармонический слух, освоить навыки в подборе аккомпанемента. 

   По определению Бориса Михайловича   Теплова, гармонический слух представляет собой способность воспринимать множество звуков как единое целое. Практика показывает, что работу развитием гармонического слуха надо начинать с первых этапов обучения. Это период накопления звуковых впечатлений, заполнение «кладовых мозга» юного музыканта. Большую сложность представляет собой работа над воспроизведением услышанного многоголосия. Как известно, внутренние представления в начальном периоде бывают слабыми и неясными. Для полноценного развития гармонического слуха необходимо работать над всеми сторонами восприятия. Для формирования слухового багажа очень важно с первых же занятий играть мелодии разучиваемых песен с гармоническим сопровождением. Надо ярко и образно рассказать детям о значении аккомпанемента, дать почувствовать разницу в звучании мелодии с сопровождением и без него. В дальнейшем обращать внимание на фактуру сопровождения в произведениях различных жанров (полька, вальс, марш, колыбельная и т.д.), так как очень часто именно гармоническое сопровождение в совокупности с характером произведения подскажет учащимся, произведение какого жанра исполняется педагогом.

 Очень полезно и целесообразно пение в хоре, игра в ансамблях, гармонизация мелодии и другие формы работы. Главная задача в работе над созданием многоголосия - воспитание чувства строя, умение подстроиться, найти свое место в хоре или ансамбле и является основой чувства строя. Ученики начинают ощущать строй уже при исполнении одноголосных мелодий хором.

Развитие гармонического слуха посредством хорового пения.

Хор - это оркестр, состоящий из голосов-инструментов. В многоголосии сама суть искусства хорового пения. Исполнение многоголосных произведений требует большой кропотливой работы и определённого уровня мастерства певцов. Многоголосием нужно заниматься с самых первых репетиций, сочетая многоголосное пение с унисоном. Если юные певцы не освоят начальные навыки многоголосия в младшем хоре, то впоследствии ребята вряд ли сами запоют на три или более голоса. В младшем хоре это лишь начальный этап работы, но он крайне важен. Нужно придумать и продумать простые упражнения, чтобы они были полезны, интересны, пробудили у детей интерес к работе в хоре, к многоголосному исполнению.

Многоголосное пение – стройное, слаженное – является высшей художественно-исполнительной формой в хоровом искусстве. Работа над многоголосием должна вестись последовательно. Каждый певец в детском хоре должен понимать, что многоголосие — это несколько звучащих одновременно унисонов. В работе над унисоном необходимо обращать внимание на тембровое сочетание голосов партии; умение слушать себя и своего соседа; не быть солистом среди певцов своей партии; петь как можно больше без сопровождения (не исключается гармоническая поддержка на инструменте); уметь чисто интонировать следующие интервалы, аккорды, звукоряды (мажорный пентахорд; мажорный и минорные звукоряды; петь полутона в гамме; интервалы б.3, ч.5, ч.4, ч. 8, б. 2, м. 2; работать над частным ансамблем). Многоголосное пение, способствует повышению общей музыкальной культуры; оно определяет в музыкальном воспитании обучающихся более высокие, новые формы музицирования.

  Многоголосная музыка обладает доступными для восприятия младшего школьника средствами музыкальной выразительности. При этом необходимо иметь в виду, что в современной музыке «чистые» виды многоголосия встречаются не часто: обычно разные типы фактуры тесно между собой переплетаются, поэтому все доступные восприятию детей элементы многоголосной музыки должны активно использоваться в педагогическом процессе.

Для того чтобы знать, как голосоведение может влиять на музыкальное развитие детей в начальный период их обучения, целесообразно опереться на физиологические закономерности. С физиологической токи зрения, любой процесс воспитания и обучения рассмотрен, как направленное развитие высшей нервной деятельности ребёнка. Следовательно, и в решении проблемы обучения двухголосному пению, немалую роль играет учет физиологических данных о развитии отделов высшей нервной деятельности, которые связаны с пением и слушанием музыки. Физиология говорит о том, что ребенок активно реагирует на раздражители, которые играли большую роль в его предшествующей жизни.

Физиологами установлено, что при образовании условного рефлекса на одновременные или последовательные раздражители получается сложная комбинация, при которой компоненты комплекса вызывают разную степень раздражения и влияют друг на друга. Сильный резко подавляет слабый, а слабый, хотя и оказывает влияние на сильный, но в значительно меньшей степени. В связи с этим, сильный раздражитель воспринимается активно, произвольно, а слабый – пассивно, непроизвольно. В многоголосной музыке сильным компонентом является мелодия, слабым – сопровождающие голоса. Итак, может ли помочь какая-либо определенная последовательность использования различных видов многоголосия преодолеть инерцию восприятия? Двухголосная песня является комплексом с близкорасположенными раздражителями (мелодии близки друг другу по интонации, регистру, ритму, их звучание близко по тембру). Следовательно, она не может быть исходным материалом для обучения. Для начала необходима музыка, представляющая комплекс далеко друг от друга расположенных раздражителей, контрастных по мелодии, ритму и другим средствам музыкальной выразительности. Этой задаче может соответствовать инструментальная музыка и песни, исполняемые в сопровождении инструмента, многоголосные ритмические упражнения.

На начальном этапе восприятия многоголосной музыки важно создать условия для совершенствования слухового внимания. Внимание выражается в направленности и сосредоточенности психической деятельности, без которой невозможно решение ни одной педагогической проблемы. При обучении детей одноголосному пению вырабатывается умение быть внимательным к исполнению мелодии. При двухголосном пении этого недостаточно, необходимо распределить внимание на две звучащие одновременно мелодии. Облегчает распределить внимание совмещение таких видов деятельности, один из которых доведен до степени навыка. Например, пение хорошо выученной мелодии с развитым аккомпанементом, исполнение двухголосных песен дуэтом с руководителем, поющим верхний голос.

За многие годы работы с хоровым коллективом младшего школьного возраста был выявлен ряд многочисленных и разнообразных проблем в обучении детей перехода с одноголосного пения в двухголосное: 1) отсутствие унисона; 2) слабая координация слуха и голоса; 3) неразвитое чувство ритма; 4) неразвитый артикуляционный аппарат; 5) неразвитый голосовой аппарат; 6)плохая дикция; 7) не эмоциональность; 8) застенчивость и комплексы.

Современные сельские дети лишены возможности посещения музыкального театра, но и дети, проживающие в городах, не слушают классическую хоровую музыку или в недостаточной мере слушают и не имеют элементарного слухового представления об академической манере исполнения.

Все проблемы в том, что мы стали терять традицию домашнего музицирования, забывать народные песни, попевки, на которых воспитывалось не одно поколение. Матери перестали петь перед сном своим детям колыбельные. У большинства детей изобилие различных гаджетов, которые «вычищают» все свободное время играми и развлечениями. Телевидение и интернет транслируют пение современных певцов, которые навязывают «плохой вкус» нашим детям. А ведь ребенок не в состоянии, в силу полного отсутствия опыта и знаний, отличить «плохую» музыку от «хорошей». Все это приводит к огромным пробелам в вокально-хоровом развитии у детей.

 

 

Итак, процесс обучения двухголосному пению сложный и требует последовательного формирования определенных навыков. Навыком принято считать автоматизированное в результате учебы целенаправленное действие, следовательно, формирование навыков представляет собой процесс создания многоэтапной структуры начального обучения. На стадии музыкального воспитания младших школьников главной задачей хоровых занятий является развитие и укрепление интереса и любви детей к музыке. В связи с этим большое значение придается музыкально-слуховым представлениям о музыке и её исполнителях, воспитанию умений быстро осваивать музыкальное произведение, о средствах художественной выразительности, о правилах пения. С возрастом и приобретением творческого опыта эти знания и умения углубляются, расширяются.

 

  Важнейшей задачей является также подбор репертуара, благоприятного для развития гармонического слуха у детей подросткового возраста. Репертуар в художественно -образном отношении должен представлять интерес для подростков, легко запоминаться, способствовать формированию позитивной мотивации к учебной деятельности, содержать в себе источник стремления для учащихся и предполагать постановку исполнительских задач, доступных для решения детьми с несформированным гармоническим слухом. Именно художественный репертуар должен стать основой для формирования ладоинтонационных упражнений. Такой подход наиболее эффективен в процессе работы с подростками ввиду их возрастных психофизиологических особенностей. 

Для достижения развитого гармонического слуха так же полезно:   

1. слушать аккорды, как от звука, так и в тональности;

2. определение песни по аккордам (это может быть не только песня, но и мелодия знакомой арии, хоровой партии);

3. гармонический анализ музыкального произведения, а затем вслушивание в звуковые вертикали по ходу исполнения в медленном темпе;

4. последовательное пение различных аккордовых тональных цепочек в мелодическом изложении как снизу вверх, так и сверху вниз;

       

 

 

         Список используемой литературы:

    1. Тюлин Ю.Н. Учение о фактуре и мелодической фигурации 1980.

     2. Самойлова Л.В. Роль эмоционально-образного восприятия в процессе     музыкально-теоретического обучения учащихся ДШИ М.1983

     3. Самойлова Л.В. Развитие гармонического слуха на начальном этапе музыкального обучения М. 1984.

     4. Назайкинский Е.В. Психология музыкального восприятия. М. 1972.

     5. Незванов Б. Некоторые вопросы воспитания гармонического слуха. 

  1. Островский А. Л. Методика теории музыки и сольфеджио М. 1992.
  2. Первозванская Т. Теория музыки для маленьких музыкантов. СПб. 1999.
  3.  Синяева Л. Развитие гармонического слуха. М. 1995.
  4. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей М. 1947. 
    1.  Бодрова Е.В. и др. Актуальные проблемы развития творческих способностей в обучении и воспитании// Вопросы, психологии. - М,- 1989.№1.
    2.  Бондаревская Е.В Педагогическая культура как общественная и личная ценность.- Педагогика.-1999.-№3 .
    3.  Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов -на - Дону: Изд-во Ростов, пед. ун-та.-2000.
    4. Борзов Н., Борзова Л. Развитие творческих способностей у детей, -Самара. - 1974.
    5.  Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.:ИПРАН 1997.