"Формирование концертного репертуара в хоровом классе"


Автор: Ольга Александровна Михайлова

Руководитель: Ольга Александровна Михайлова

Должность руководителя: преподаватель

Место работы руководителя: МБУ ДО ДШИ им. В.П.Силина

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

"Формирование концертного репертуара в хоровом классе"

Краткое описание работы: влияние репертуара на весь учебно-воспитательный процесс

Обобщение исторического и научного опыта, а также практические наблюдения показали, что проблема репертуара одна из наиболее актуальных проблем современного детского хорового исполнительства. Репертуар, как совокупность произведений, исполняемых  тем или иным хоровым коллективом, составляет основу всей его деятельности, находится в непосредственной связи с различными формами и этапами работы хора, будь то репетиция или концерт, начало или вершина творческого пути коллектива. Репертуар влияет на весь учебно-воспитательный процесс, на его базе складывается  художественно-исполнительское  направление хора, вырабатываются вокально-хоровые навыки, накапливаются музыкально-теоретические знания. Особое значение репертуар имеет в детском хоровом исполнительстве, так как здесь закладывается фундамент музыкальной культуры детей. Разучивание и исполнение произведений оказывает многосторонее воздейсвие на психику ребёнка, развивая его внимание, память, обостряет его способность к наблюдениям и обобщениям, делает более тонким и восприимчивым его слух, воспитывает ощущение формы, гармонии. Репертуар оказывает непосредственное влияние на воспитание эстетического вкуса, на формирование художественных взглядов и представлений детей и определяет творческое, исполнительское лицо детского коллектива. В  умело подобранном репертуаре, наиболее полно прослеживается единство воспитания и обучения, единство процесса овладения знаниями, навыками и умениями и систематического, целенаправленного воздействия на духовное развитие личности. Только  в таком репертуаре будет решаться его главная задача - неуклонное развитие и совершенствование музыкально-образного мышления участников хора, их творческой заинтересованности и активности. А также обогоащение интонационного слушательского опыта, расширение общественной «музыкальной памяти».

Решение проблемы репертуара не сводится к факту выбора понравившихся хоровых произведений. Этот процесс охватывает целый комплекс проблем, без учёта которых невозможно воспитание детского творческого коллектива. Процесс выбора произведения глубокий и сложный: с одной стороны, в нём фокусируется педагогический и музыкальный опыт руководителя хора, с другой, - характер отбора обусловлен спецификой музыкального материала, особенностями тех, кто его усваивает.

Главный критерий в отборе репертуара – его художественная ценность, где основными составляющими этого понятия является глубина содержания произведения и совершенство его музыкальной формы. Принцип художественной целесообразности, художественной ценности произведения особенно важен в детском коллективе, где преодоление трудностей не должно лишать учасников хора ощущения художественной цели, ощущение самих себя творцами. В выборе сочинений для детского хора следует обращать особое внимание на простоту, прозрачность фактуры, ритмическую изысканность при внешней неприхотливости, удобство тесситуры, ясное голосоведение, лаконизм, строгую определённость хорового письма, глубоко продуманную экономию выразительных средств, т.е. на вокальное удобство данного произведения.

Немаловажным критерием  в отборе сочинений для детского хора является понятие доступности, трактуемое как динамично развивающееся понятие, отражающее исполнительский уровень конкретного хора. Выделим три главных компонента этого понятия:

1.Доступность по уровню художественного восприятия, которое представляет единство познания и оценки, носит глубоко личностный характер, приобретает форму эстетического переживания и сопровождается формированием эстетических чувств и художественного вкуса. Поэтому в определении данного уровня доступности важен культурный уровень маленьких певцов, их музыкальный опыт, духовная обстановка в работе хора, а также качество преподнесения того или иного музыкального материала.

2.Доступность по уровню технической подготовленности хора, определяемая степенью музыкальной грамотности певцов и качеством приобретённых технических навыков.

3.Доступность по уровню вокальных возможностей хористов, что прямо связано с их возрастом и степенью владения вокально-хоровыми навыками.

Данные три критерия относятся к выбору конкретного, единичного произведения. Но репертуар – это совокупность сочинений, изучаемых и исполняемых хором. Поэтому изложем основные принципы репертуарной политики в целом:

- так как репертуар – основа учебно-воспитательной и исполнительской работы, он должен содействовать расширению музыкального кругозора, знаний, как детей, так и слушателей в области музыки вообще и непосредственно хоровой литературы;

-  репертуар детского хора должен быть разнообразным, так как любая ограниченность ведёт к обеднению исполнительских возможностей коллектива и к снижению интереса детей;

-  исходя из главного критерия отбора – художественной ценности произведения, репертуар должен воспитывать вкус детей и духовно обогащать их;

- как сочетание учебной и исполнительской деятельности детского хора, репертуар должен быть направлен на достижение определённых исполнительских навыков и расширение выразительных возможностей детей;

-  как репертуар именно детского хора, обусловленный его особенностями, в нём обязательно должен соблюдаться баланс между количеством сложных и простых сочинений.

В репертуар, прежде всего, нужно включать русскую народную песню. Народная песня – лучшее средство развития основных музыкальных способностей учащихся. Такие качества народной песни, как чёткость ритмического рисунка, повторность небольших по размерам мотивов, куплетность и вариационность форм делают её исключительно ценным материалом в музыкальном воспитании учащихся рвзличных возрастов. Русская народная песня, с её, не отличающимися сложностью музыкальными образами, доходчива и проста для восприятия. (Приложение №1)

Огромнейшие фонды классической музыки могут стать одним из значительных источников формирования репертуара. Произведения русской и зарубежной классики отличаются глубоким содержанием и могут значительно обогатить художественный вкус хористов, а также повысить интерес к занятиям. Классика – это проверенная временем, лучшая школа воспитания участников коллектива и слушателей. (Приложение №2)

Русская духовная музыка – один из интереснейших разделов необъятного и разнообразного хорового репертуара; это удивительный источник мудрости и красоты, соединяющий в себе непреходящие идеи церковных постулатов, высокохудожественные тексты, отобранные многовековой практикой, и музыкальное совершенство классических композиций русских мастеров – знаменитых и безымянных. Это уникальная школа хорового пения a capella, базирующаяся на естественности звукообразования, вокальном удобстве, плавности и певучести звучания; и наконец, это культура и история России. Произведения духовной музыки пополнят репертуар детских хоров, станут интересны и полезны хормейстерам, любимы и понятны детям. Ведь эта музыка несет в себе высокую нравственность, любовь к окружающему миру, любовь и сострадание к человеку, учение о добре, чувство красоты, гармонии, внутреннего покоя и сосредоточенности, дисциплины мыслей и чувств. А изучая и исполняя ее, мы постигаем глубины хорового искусства, вечно живого и недосягаемо совершенного.

Обязательно нужно включать в работу с хоровым детским  коллективом песни современных авторов. Хорошим дополнением будут произведения в оригинальной обработке или переложении, также написанные в стиле эстрадной музыки с использованием нестандартных гармоний, мелодических оборотов,  и т.п. Такие произведения вызывают сильный эмоциональный отклик учащихся, так как обладают красивой мелодикой и оригинальным гармоническим строем и самое главное они популярны и на слуху. Эти номера всегда пользуются популярностью в концертах. Зрители с большим удовольствием слушают выступление, а участники хора с интересом разучивают эти произведения. (Приложение №3)

В репертуаре детского хора необходимо сочетать как произведения a cappella, так и с сопровождением, причём в этом случае желательно использовать различные виды исполнительских составов (хор и фортепиано, хор и оркестр, хор и другие музыкальные инструменты и т.п.) Использование различных исполнительских составов значительно обогащают звучание детского хора, расширяет рамки его репертуара, играет важную познавательную роль, служит источником радости и вдохновения, как для маленьких исполнителей, так и для их слушателей.

Не следует брать сложные и объёмные произведения. Для детей, которые будут петь это, может оказаться неразрешимой задачей, и это обязательно скажется на продуктивности в их работе, и может повлечь за собой утомление, безинтересность к делу которым он занимается, в некоторых случаях даже отчуждение от хорового пения вообще (зависит от характера ребёнка). В то же время большое количество лёгких произведений  в репертуаре должно быть ограниченно, так как лёгкая программа не стимулирует профессиональный рост.

Исполнителькая деятельность является естественной частью жизни детского хора. Анализ концертных программ отечественных и зарубежных хоров, а также обобщение практического и научного опыта показали, что сущность составления концерной программы состоит в осознании цели, которой подчинена исполнительская деятельность хора, и глубоко продуманному отношению к внешним и внутренним предпосылкам успешного проведения концерта, где свобода творчества обуславливается наличием разнообразного и универсального репертуара.

Концертное выступление – это результат напряжённого творческого труда дирижёра и хористов; это творческий акт, стимулирующий дальнейший рост хорового коллектива; это реализация глубоко связанного триединства: композитор-исполнитель-слушатель. Без концертирования невозможно существование музыкального искусства; это сотворчество, которое объединяет исполнителя и слушателя в едином процессе наслаждения музыкой, познания музыкального произведения как фактора культуры. При таком понимании сути концертно-исполнительской деятельности детского хора становится очевидна огромная роль, отводимая выбору репертуара и составлению концертных программ хора.

 К внешним предпосылкам автор относит объективные условия данного концерта: вечернее или дневное выступление; публика концерта; время его проведения в зависимости от времени учебного года; собственное, сольное выступление или участие в общем концерте с небольшой программой; зал и его акустические свойства и т.д. Внутренние предпосылки складываются из возможностей и желаний субъекта, т.е. исполнителя: художественная форма концерта; его стилистическое направление; творческий уровень хора; исполнительские составы, участвующие в данном выступлении.

Наряду с общепринятой концертной программой детского хора, состоящей из хоровых миниатюр, достойное место в репертуаре хора должны занимать произведения крупной формы: кантаты и оратории, циклы и сюиты, вокально-симфонические и другие сочинения, в том числе и такие, где наряду с оркестром и смешанным хором непременным участником является детский хор. Именно в крупномасштабных композициях возможно выражение значительных замыслов, глубоких философских концепций. Изучение и исполнение таких сочинений подымает детский хор на новый уровень и сам образ концерта, где присутствует произведение крупной формы, приобретает более возвышенную, соответствующую содержанию форму.

При составлении концертной программы также следует учитывать направление концерта: гастрольная поездка, авторский концерт, конкурсное выступление, юбилейный концерт. Эти примеры наглядно иллюстрируют применение рассматриваемых принципов и подтверждают важность глубоко продуманного отношения к составлению концертной программы хора, где разнообразный, широкий репертуар позволяет добиться определённых исполнительских высот и где работа по собиранию и накоплению репертуара становится постоянной работой руководителя детского хора.