Цикл В.И.Ребикова "Игрушки на Ёлке"


Автор: Дубограева Галина Леонидовна

Руководитель: Дубограева Галина Леонидовна

Должность руководителя: преподаватель

Место работы руководителя: МБУ ДО ДШИ им. В.П.Силина

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

Цикл В.И.Ребикова "Игрушки на Ёлке"

Краткое описание работы: описание цикла,всех частей

Мир детства запечатлели на своих полотнах художники, воссоздали на страницах писатели и поэты, музыканты-композиторы воплотили трогательную тему детства в звуках.

Ребиков Владимир Иванович внёс свой вклад в тему детства своими сборниками фортепианных и вокальных пьес. «Игрушки на ёлке» без опуса цикл из 14 пьес, которые посвящены ёлочным игрушкам.

 Пьеса № 1 «Дети вокруг ёлки»

«Дети водят хороводы их глаза горят восторгом»

Тональность соль-мажор, простая трёхчастная форма, разделы А-16т, Б-7т, А-16т. В среднем разделе ми-минор, в тт 16-21 включение пентатоники, жанр – танец. Аналогии: Р.Шуман «Новогодняя» из «Альбома для юношества», Франц фон Штук «Хоровод».

 № 2 «Танцующий гном»

«Кто живёт под потолком? Гном. У него есть борода? Да!»

Разделы А-12 тактов, Б-4т, А-8т, тональность фа-минор. Жанр- танец-шествие. Гармонические особенности: тт13 по 16 – целотоновые построения. Аналогии: М.П.Мусоргский «Гном», Э.Григ «В пещере горного короля», «Кобольд», «Танец эльфов», Гартман «Гном».

 № 3 «Музыкальный ящичек» (Изобрели в 1880 г. «Симфонион», «Мелодион» с диском вместо валика). Разделы: А-16т Б-16т А 16т. Тональность соль-мажор, жанр –механический вальс. Аналогии: В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке», А.С.Даргомыжский «Табакерочный вальс», А.К.Лядов «Музыкальная табакерка» 1893 г.

№ 4 «Медведь»

«Мишка, попляши. Попляши в лесу густом. Песню затяни и пропой для нас»

Разделы: Вступление – 2т, А-8т, А-8т, А-8т. Тональность до-мажор, жанр –характерный танец-песня. Гармонические особенности: тт 11-14 движение по целотоновому звукоряду, проведение темы в терцию. Аналогии: Д.Д.Шостакович «Медведь», Г.Г.Галынин «Медведь», Шишкин «Утро в сосновом лесу», А.Толстой сказка «Три медведя»

№ 5 «Кукла в сарафане»

«Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток.

Куклу сделаю сейчас из лоскутов пёстрых»

Тональность ре-мажор, разделы: А-16т, Б-8т, А-реприза сокращена. Жанр – русский танец. Гармонические особенности: в разделе Б – ре-минор, хроматические элементы, параллелизм, варьирование. Аналогии: В.Г.Короленко «В дурном обществе», Д.В.Григорович «Гуттаперчивый мальчик», Тропинин «Девочка с куклой», Поль Сезанн «Девочка с куклой», И.Борткевич цикл «Марионетки», «Русская крестьянская девочка», Д.Мийо «Кукла в лохмотьях», Ц.Кюи «Куколки».

№ 6 «Ангел» или «Юноша»

«Ангел, в доме у меня есть тебе местечко»

Тональность соль-мажор, разделы: А-16т, Б-16т на контрастной теме основывается, А-16т. Жанр – песня хорального склада. Гармонические особенности: применение доминанты и двойной доминанты. Аналогии; Р.Шуман «Хорал», П.И.Чайковский «В церкви», Эдвард Бёрн Джонс «Ангел играющий на флейте», Врубель «Падший ангел», Кучерова И. Притча «Ангел на плече»

№ 7 «Деревянная лошадка»

«Первыми и любимыми игрушками у нас с младшим братом были деревянные лошадки-качалки» (Игнатьев А.А. «%0 лет в строю»)

Тональность соль-мажор, разделы: А-16т, Б-16т, А-16т. Жанр – танец. Гармонические особенности: в крайних разделах применение пентатоники. Аналогии: А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге», Л.Н.Толстой «Анна Каренина», Михаил Мункачи «Мальчик с деревянной лошадкой» 1870г., К.Монэ «Жан Монэ на лошадке» 1872г., П.И.Чайковский «Игра в лошадки», Р.Шуман «Смелый наездник», А.Гречанинов «Моя лошадка».

№ 8 «Оловянные солдатики»

«Среди любимых игрушек были оловянные солдатики. У нас был большой стол для игры в них…» (Игнатьев А.А. «%0 лет в строю»)

Тональность соль-мажор, разделы: А-8т, Б-8т, А-8т. Жанр – марш игрушечных солдатиков. Гармонические особенности: квартовые интонации фанфар, чёткий ритм, высокий регистр, в разделе Б – ре-мажор. Аналогии: А.И.Дмитриев-Мамонов Рисунки «Бородинское сражение», Л.Н.Толстой «Война и мир», р.н.п. «Солдатушки, браво, ребятушки», р.н.п. «Соловей-пташечка», П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков», Р.Шуман «Солдатский марш».

№ 9 «Паяц» - персонаж народной итальянской комедии масок

«За струнной изгородью лиры живёт неведомый паяц»

Тональность фа-мажор, разделы: А-8т, Б-8т, А-8т. Жанр – танец. Гармонические особенности: секвенционные построения, в крайних разделах секвенционные обороты (плагальные и автентические). Аналогии: Леонкавалло опера «Паяцы», рисунок Артур Рэкхем «Девочка в магазине игрушек», И.Борткевич «Арлекин».

 

№ 10 «Волчок»

«Куклы вальс танцуют старый,

Пара кружится за парой.

А юла, юла, юла

Пары так и не нашла»

Тональность соль-мажор, разделы: 2т вступление, А-8т, А-4т, А-8т. Двухчастная репризная форма. Жанр – маленькая токката. Гармонические средства: тремоло на интервале в 1 тон (большая секунда) на протяжении всей пьесы, лидийский лад. Аналогии: Питер Брейгель старший «Девочка с дрейдлом (4х-гранный волчок) в руке» 1560г., Ж.Бизе «Волчок» из ф-ной сюиты «Детские игры».

№ 11 «Севрская статуэтка»

«Сюрту де табль», «Французский фарфор»

«Я статуэтка севрского фарфора, мой хрупкий стан белее алебастра» (Таша Калита)

Разделы: А-8т, Б-8т, А-8т. Простой трёхчастной формы. Жанр – менуэт в стиле ро-ко-ко. Аналогии: Статуэтки «Возрождение добродетели» 1776г.,

«Нимфа, бегущая от стрел амура» 1774г., Моцарт «Мальчик играющий на скрипке» 1900г.

№ 12 Пряник «Макс и Морше» по сказкам В.Буша»

Ёлочная выпечка: пряничные домики, фигурки сказочных героев из теста, сахарной пудры, леденцов. Съедобные игрушки. Их срывали с ветвей в конце праздника. Разделы: А и Б двухчастная композиция. Гармонические особенности: пентатоническая основа в материале пьесы, октавные дублировки. Аналогии: Г.Гофман 10 назидательных стихотворений «Стёпка-растёпка», Д.Хармс «Детские стихи», Д.Лурье пьесы «Бяка», «Бука».

№ 13 «Китайская фигурка» (стиль шиноузри «китайщина» в декоративно-прикладном искусстве)

«Лицо его мило, улыбка как мёд, игривая сила в нём тайно живёт». С.Хабаров

Простая трёхчастная репризная форма. Жанр – песня. Тональность до-мажор, основана на китайской гамме от до, и от Ля бемоля,выдержанная квинта в левой руке. Аналогии: Народная китайская песня «Мо ме хуа», «Цветок жасмина», Д.Пуччини опера «Турандот», композиция из фарфора «Музицирующая пара», Джихеи «Зонт».

№ 14 Пряник «Танцующий крестьянин» завершает цикл пьес.

«И руками, и плечами шевелит. А его гармонь пилит, пилит, пилит».

Простая трёхчастная форма, жанр – русский танец. Дорийский лад. Аналогии: р.н.п. танец «Камаринская», П.И. Чайковский «Камаринская», гравюра 1514г,

Альберт Дюрер «Танцующие крестьяне», Питер Брейгель старший «Крестьянский танец»

 

 

Использованная литература:

  1. Логинова В.А. «О музыкальной композиции начала ⅩⅩ в: к проблеме авторского стиля (В.Ребиков, Н.Черепнин, А.Станчинский)
  2. Берберов М. «Ребиков»
  3. Шинтяпина И.В. «Незабываемые страницы забытого творчества» к 150-летию со дня рождения В.И.Ребикова
  4. Томпакова О.М. «Очерк жизни и творчества Ребикова В.И.»
  5. Титова С.С. «Ф-ная сюита «Игрушки на ёлке»