Дополнительная общеразвивающая образовательная программа в области музыкального искусства для детей с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ)


Автор: Косова Светлана Алексеевна

Предмет: Вокал

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое пособие

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа в области музыкального искусства для детей с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ)

Краткое описание работы: Музыкальное искусство издавна признавалось важным средством формирования духовного мира человека. Современное образование признает незаменимое влияние музыкального искусства на воспитание в ребенке общечеловеческих ценностей: Добра, Истины, Красоты, развитие личностных качеств, направленных на уважение и признание духовных и культурных ценностей других народов, формированию эстетических потребностей и чувств. Актуальность предлагаемой программы заключается в художественно- эстетическом развитии детей с ОВЗ, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях с ОВЗ разносторонних способностей. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии.

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цель и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II. Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III. Требования к уровню подготовки учащихся

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V. Методическое обеспечение учебного процесса

VI. Список литературы и средств обучения

- Методическая литература

- Учебная литература

- Средства обучения

I. Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Музыкальное искусство издавна признавалось важным средством формирования духовного мира человека. Современное образование признает незаменимое влияние музыкального искусства на воспитание в ребенке общечеловеческих ценностей: Добра, Истины, Красоты, развитие личностных качеств, направленных на уважение и признание духовных и культурных ценностей других народов, формированию эстетических потребностей и чувств.

Актуальность предлагаемой программы заключается в художественно- эстетическом развитии детей с ОВЗ, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях с ОВЗ разносторонних способностей. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии.

Педагогическая целесообразность

Данная дополнительная образовательная программа, предназначенная для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в ДШИ, имеет общехудожественную направленность, способствует музыкально-эстетическому воспитанию учащихся, расширяет их общий музыкальный кругозор, формирует музыкальный вкус. Художественное образование подрастающего поколения - необходимый компонент в сложной системе воспитания личности на сегодняшний день.
В коррекции РДА (раннего детского аутизма) занятия музыкой будут способствовать повышению уровня психологической и умственной координации, поскольку музык – эффективное средство в деле обучения и общего развития ребёнка. Если у ребёнка с аутизмом появится в дальнейшем тяга к музыке, это будет свидетельствовать о том, что он стал развиваться как личность. Музыка ускоряет и обогащает периоды детского развития.

Основное направление работы – социально-психологическая реабилитация дезадаптированнных детей и их интеграция в общество путем индивидуального развития положительных коммуникативных навыков каждого с последующим включением в совместную деятельность со здоровыми сверстниками в условиях открытой социальной среды. Работа с детьми с ОВЗ идет по линии физического, эмоционального и интеллектуального развития учащихся и создания оптимальных условий для их социализации

Нормативно-правовые основания программы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 17-26-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Срок реализации учебного предмета

Данная программа рассчитана на трёхлетний курс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (расстройствами аутистического спектра, ментальными нарушениями, задержкой психического развития, ДЦП, соматическими заболеваниями, синдромом Дауна, нарушениями зрения, сложной структурой дефекта и др.). На программу принимаются дети, не имеющие ограничений к данному виду занятий.

Учебный план к дополнительной общеразвивающей программе «Основы музыкального исполнительства – вокал»

Сведения о затратах учебного времени.

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестация.

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1 год

2 год

3 год

 

Аудиторные занятия

140

140

140

 

Специальность

70

70

70

 

Слушание музыки

35

35

35

 

Форма проведения учебных аудиторных занятий: Специальность 2 часа в неделю, продолжительность урока 40– 45 минут. Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика.

Дополнительная общеразвивающая программа «Основы музыкального исполнительства – вокал» составлена с таким расчетом, чтобы предоставить возможность детям с самыми различными музыкальными данными, заниматься по индивидуальным планам, приобщаясь к музыкальной культуре, расширять музыкальный кругозор, накапливать репертуар и развивать навыки и умения, которые должен приобрести учащийся за время обучения в ДШИ.

Целью программы является процесс адаптации к условиям обучения детей-аутистов в школе искусств, обучение навыкам вокального исполнительства; приобщение детей к основам музыкальной культуры, к наследию русской и мировой классики;формирование вокально-исполнительских умений и навыков; развитие музыкально- эстетического вкуса.

Основными задачами являются:

- установление контакта со взрослыми и детьми;

- смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта (страхи, тревоги);

- стимуляция психической и речевой активности, направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками;

- формирование целенаправленного поведения;

- преодоление целенаправленного поведения;

- преодоление отрицательных форм поведения: агрессии, негативизма, расторможенности влечений;

- коррекция специфического недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи;

- работа с семьей.

Задачи обучения

В задачи обучения входит формирование и развитие у обучающихся:

  • художественного восприятия музыки;
  • певческих навыков (певческое дыхание на опоре, ровное звучание на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование, напевность голоса, четкая и ясная дикция);
  • тембра голоса как одного из главных средств вокальной выразительности;
  • исполнительских навыков;
  • навыков работы с текстом, бережного отношения к слову;
  • формирование стереотипов координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса.
  • Создание условия для социальной адаптации и социального взаимодействия;
  • Воспитание эстетического вкуса учащихся;
  • Воспитание интереса к певческой деятельности и музыке в целом;
  • Формированию воли, дисциплинированности;
  • Воспитание настойчивости, выдержки, трудолюбия, целеустремленности.

Отличительные особенности данной программы:

Для реализации поставленных задач применяется комплексный метод объединения различных применяемых на практике психокоррекционных методов – игровой психотерапии, музыкотерапии, речевой психокоррекции. Использование перечисленных методов психокоррекции в комплексе способствует личностной интеграции ребенка и помогает ему наиболее эффективно решать свои проблемы в физической, познавательной и коммуникативной сферах.

Основная часть образовательной программы

Программа предполагает реализацию следующих принципов.

Принцип всестороннего развития.

Обучение пению не должно замыкаться только на привитии певческих навыков и развитии голоса. Следует решать задачи воспитания и общего развития детей. Общение с музыкальным искусством – мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника..

Принцип сознательности предполагает формирование сознательного отношения к певческой деятельности, сознательного освоения знаний, умений и навыков в пении. Задача педагога – научить ребенка сознательно контролировать собственное звучание, определять его достоинства и недостатки.

Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений.

Принцип единства художественного и технического развития голоса.

Задача технического развития голоса должна быть полностью подчинена художественным целям.

Основные методы и приемы, используемые на занятиях вокалом:

  • Концентрический метод, основоположником которого является русский композитор и вокальный педагог М.И. Глинка. На первом этапе обучения начинать вокальную работу целесообразнее с более простых способов звукообразования: с натуральных регистров, при этом не допускать напряжения в голосе, усталости, силу голоса соизмерять с индивидуальными и возрастными возможностями ребенка.
  • Объяснительно-иллюстративный метод включает в себя традиционные методы: объяснение и показ профессионального вокального звучания. Показ звучания дает возможность использовать природную способность детей к подражанию и вести вокальное обучение естественным путем.
  • Фонетический метод – специальный метод вокального обучения, выраженный в воздействии фонем на звучание певческого голоса и работу голосового аппарата. При пении необходимо каждому ученику добиваться легкости, полетности, звонкости звучания, вырабатывать кантилену глухих согласных, не допуская при этом мышечных зажимов и напряжений.
  • игровой метод

В процессе вокального обучения используются звуковые игры, направленные на развитие дыхания с участием голосового аппарата.

  • метод наблюдений;
  • метод упражнений;

На уроках необходимо сочетать пассивные и активные методы обучения (пение, прослушивание музыки, объяснение техники вокального исполнения, показ голосом и на инструменте).

Одним из обязательных условий гармоничного развития обучающихся является формирование у каждого ученика установки на сохранение здоровья и здорового образа жизни. Для этого на уроках применяются звуковые игры, дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и пожарным нормам, нормам охраны труда.

Для успешной реализации данной программы необходимо:

  • наличие контингента обучающихся и профессиональных специалистов в области вокального обучения детей;
  • профессиональный концертмейстер;
  • кабинет, оснащенный музыкальным инструментом (фортепиано),

с необходимым техническим оборудованием – микрофоны , радиотехническая аппаратура;

  • музыкально – дидактический материал;
  • нотная библиотека;
  • фонотека;
  • учебные пособия, электронные учебники, инструментальные фонограммы.

II. Содержание учебного предмета.

Минимум содержания общеразвивающей программы в области искусств должен обеспечить развитие значимых для образования, социализации, самореализации подрастающего поколения интеллектуального и художественно – творческих способностей ребенка, его личностных и духовных качеств.

Общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Основы исполнительского искусства –вокал» для детей с ограниченными возможностями реализуется посредствам:

- личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое, духовное и нравственное самоопределение ребенка, воспитание личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира.

- обеспечения для детей свободного выбора общеразвивающей программы в области музыкального искусства, а также, при наличии достаточного уровня развития творческих способностей ребенка.

- вариативности образования, направленного на индивидуальное развитие личности.

III. Требования к уровню подготовки учащихся Программные требования по классам

Учебно – тематический план 1 года обучения.

Певческие установки

5

3

4

2

Работа над звуком

10

2

8

3

Работа над дыханием

5

3

5

4

Певческий диапазон

5

2

7

5

Координация между слухом и голосом

10

2

6

6

Дефекты голоса и их устранение

6

2

7

7

Принципы артикуляции речи и пения

6

1

3

8

Работа над исполняемым произведением

14

3

10

9

Занятия по индивидуальной программе

3

-

2

Итого часов-

70

18

52

Содержание программы первого года обучения

1.Певческие установки.

Теория и практика

Правильное положение корпуса и головы поющего как основа для выработки условных мышечных рефлексов и снятия зажимов.

Необходимость постоянного внутреннего( со стороны ученика) и визуального контроля за положением корпуса и головы.

Выработка вокально правильной мимики и артикуляции.

Певческая позиция при работе и исполнении музыкального произведения.

2.Работа над звуком.

Теория и практика

Основы звукообразования в академическом пении.

Свобода и раскрепощенность голосового аппарата- .

непременное условие красивого голосоведения

3.Работа над дыханием.

Теория и практика

Упражнения на взятие дыхания, задержку и плавный выдох.

Особенности диафрагмального дыхания, как наиболее рационального.

4.Певческий диапазон.

Теория и практика

Грудной и головной резонаторы, их влияние на окраску звука.

Расширение певческого диапазона за счет упражнений на развитие головного и грудного регистров.

5.Координация между слухом и голосом.

Теория и практика

Чистота интонации- результат правильной координации голосового аппарата.

Упражнения для выработки правильной певческой позиции.

Упражнения на раскрепощенность голосового аппарата.

Влияние зажимов мышц тела на интонацию.

Упражнения на раскрепощение мышечных зажимов.

6.Дефекты голоса.

Теория и практика

Горловой и носовой призвуки. осиплость тембра, форсировка звука.

Причины возникновения дефектов

Упражнения на устранение дефектов

7.Принципы артикуляции речи и пения.

Теория и практика

Гласные и согласные в пении.

Протяжные гласные и четкие согласные.

Правильное произношение.

Упражнения способствующие правильной артикуляции.

Упражнения для расслабления мышц рта, артикуляционная гимнастика. Визуальный контроль.

Разбор и устранение дикционных недостатков.

8.Работа над исполняемым произведением

Теория и практика:

Подбор индивидуальной программы для выступления

Осмысление содержания произведения. Анализ текста.

Работа над словом.

Правильная фразировка и динамические оттенки

Развитие памяти, пение наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на контрольном уроке или прослушивании.

9. Занятия по индивидуальной программе.

Теория и практика:

Это может быть любая творческая работа, связанная со слушанием музыки, ритмическими играми, повторение пройденных и выученных пьес, пение по нотам и т д., а также игровые формы обучения.

Годовые требования

В результате первого года обучения учащиеся должны уметь:

  • правильно применять певческую установку и пользоваться певческим дыханием;
  • формировать гласные в сочетании с согласными; петь простые мелодии легато в медленном и среднем темпе;
  • использовать активную артикуляцию, следить за чистотой интонации;

различать наиболее явные и грубые недостатки певческого звука, как например, крикливость, гнусавость, сиплость, вялость.

В течение учебного года следует проработать с учащимися;

  • группу простых упражнений с постановкой задач;
  • 1-2 народной песни в удобной тональности с ограниченным диапазоном;
  • 3-4 простых произведения или современные песни.

В программу первого года обучения входит пение элементарных вокальных упражнений в медленном темпе с использованием следующих интервалов: чистая прима, малая и большая секунды, малая и большая терции, чистая октава.

Примерный репертуарный список.

А. Журбина «Смешной человечек».

Б.Чайковский «Песенка слоненка и мышей»

Белорусская народная песня «Перепелка»

В.Иванников «Осенняя сказка»

В.Шаповаленко «Два веселых маляра»

Г.Гладков «Мистер жук»

Д.Кабалевский «В сказочном лесу» (музыкальные картинки)

Ю.Чичков «Зеленые ботинки»

-Детские эстрадные песни современных композиторов (В.Шаинского, Е.Крылатова, Ген.Гладкова, М.Дунаевского, Ю.Чичкова, Р.Паулса, Я.Дубравина, С.Баневича, Н.Карш, О.Хромушина, Е.Зарицкой и др.).

Э.Колмановского, А.Пахмутовой и др.).

Русская народная песня «Как у наших у ворот».

Русская народная песня «Жил на свете комарочек»

С. Гаврилова, сл. Р. Алдониной «Зеленые ботинки»;

Т. Шайбулатовой обр. Е. Зубатова «Песенка про ослика»;

Украинская народная песня «Выйди, выйди солнышко» обр. А .Луканина

Украинская народная песня «Ой, звоны звонят»

Примерная программа прослушивания на конец года.

Вариант 1

- муз. И сл. Т. Шайбулатовой обр. Е. Зубатова «Песенка про ослика»;

- р.н.п. «Как у наших у ворот»

Вариант 2

- муз. С. Гаврилова, сл. Р. Алдониной «Зеленые ботинки»;

- муз. С. Халаимова сл. А. Гончарова «Босоножки для сороконожки»

Вариант 3

- Русская народная песня «Жил на свете комарочек»;

- муз. А. Журбина «Смешной человечек».

Учебно – тематический план 2 года обучения.

Певческие установки

2

-

2

Работа над звуком

10

2

8

Работа над дыханием 

8

1

6

Певческий диапазон

8

1

7

Координация между слухом и голосом

4

1

3

Дефекты голоса

4

1

4

Принципы артикуляции речи и пения

6

1

5

Работа над исполняемым произведением

20

2

20

Занятия по индивидуальной программе

6

1

5

Итого часов

70

10

60

Содержание программы 2 года обучения.

1.Певческие установки.

Теория и практика

Правильное положение корпуса и головы поющего как основа для выработки условных мышечных рефлексов и снятия зажимов.

Необходимость постоянного внутреннего( со стороны ученика) и визуального контроля за положением корпуса и головы.

Выработка вокально - правильной мимики и артикуляции.

Необходимость донесения до слушателя четкого и выразительного слова.

Певческая позиция при работе и исполнении музыкального произведения.

2.Работа над звуком

Теория и практика

Свобода и раскрепощенность голосового аппарата- .

непременное условие красивого голосоведения

Освоение различных штрихов, видов вокального туше.

Выработка спокойного раскрепощенного положения гортани при различных типах атаки и звуковедения.

3.Работа над дыханием.

Теория и практика

Практическое освоение различных типов дыхания- грудное, брюшное. реберно-диафрагмальное.

Упражнения на взятие дыхания, задержку и плавный выдох.

Особенности диафрагмального дыхания, как наиболее рационального.

Глубина и скорость вдоха в зависимости от типа вокального туше.

4.Певческий диапазон.

Теория и практика

Поддержка мышцами брюшного пресса переходных нот от головного к грудному регистру.

5.Координация между слухом и голосом.

Теория и практика

Чистота интонации- результат правильной координации голосового аппарата.

Упражнения для выработки правильной певческой позиции.

Упражнения на раскрепощенность голосового аппарата.

Влияние зажимов мышц тела на интонацию.

Упражнения на раскрепощение мышечных зажимов.

Работа над улучшением вокальной координации за счет подстраивания второго голоса.

6.Дефекты голоса.

Теория и практика

Горловой и носовой призвуки. осиплость тембра, форсировка звука.

Причины возникновения дефектов

Упражнения на устранение дефектов.

7.Принципы артикуляции речи и пения.

Теория и практика

Гласные и согласные в пении.

Протяжные гласные и четкие согласные.

Правильное произношение.

Упражнения способствующие правильной артикуляции.

8.Работа над исполняемым произведением

Теория и практика:

Подбор индивидуальной программы для выступления

Осмысление содержания произведения. Анализ текста.

Работа над словом.

Правильная фразировка и динамические оттенки.

Художественный образ.

Принцип воплощения художественного образа с помощью необходимых исполнительских приемов.

Развитие памяти, пение наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на контрольном уроке или прослушивании.

9. Занятия по индивидуальной программе.

Теория и практика:

Это может быть любая творческая работа, связанная со слушанием музыки, ритмическими играми, повторение пройденных и выученных произведений, пение по нотам и т д., а также игровые формы обучения.

Годовые требования

В результате второго года обучения учащийся должен:

  • использовать правильную певческую установку;
  • расширить диапазон голоса;
  • работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры;
  • выравнивать звучность гласных и добиваться правильного четкого произношения согласных;
  • работать над выразительностью интонации и выразительностью звука;
  • при работе над произведениями добиваться смыслового единства текста и музыки.

В течение учебного года необходимо проработать:

  • мажорные и минорные трезвучия, вокальные упражнения в пределах квинты.
  • 2-3 народные песни;
  • 4-5 несложных произведений.

Примерный репертуарный список.

С.Баневич «Музыка»

Л.Бетховен «Сурок»

И.Гайдн «Мы дружим с музыкой»

Е.Зарицкая «Веселый доктор»

В.Миляев «Весна»

А.Морозов «Мой край»

Детские эстрадные песни современных композиторов (В.Шаинского, Е.Крылатова, Ген.Гладкова, М.Дунаевского, Ю.Чичкова, Р.Паулса, Я.Дубравина, С.Баневича, Н.Карш, О.Хромушина, Е.Зарицкой и др.).

И.Баранов «Скрюченная песенка»

И.Казенина «Песенка солнечны

М.Глинка «Ты соловушко умолкни»

Популярные песни из кинофильмов, ретро, песни о Великой Отечественной Войне композиторов ( А.Петрова, Ю.Милютина, В.Соловьёва-Седова, В.Баснера, И.Дунаевского, Н.Богословского, М.Таривердиева, М.Блантера, Я.Френкеля, Э.Колмановского, А.Пахмутовой и др.).

Русская народная песня «Со вьюном я хожу» обр. А.Луканина

Ц. Кюи «Времена года»

Ю.Чичков «Песенка про жирафа»

- муз. и сл. Г. Голевой «Песня о зонтиках»;

- муз. Т Бурцева «Ванечка».

Примерная программа прослушивания на ll полугодие.

Вариант 1

- муз. Ю.Зубатова, сл. А. Сутормина «Вкусные слова»;

-муз. А.Ермолова, сл. В.Барисова «Веселая песенка»

Вариант 2

- муз. А Журбина «Пряничная песенка»;

-- Ю.Чичков «Песенка про жирафа»

Вариант 3

- - муз. Т Бурцева «Ванечка».

- муз. И. Помазкина сл.М.Болотовой «Колыбельная маме»;

ТРЕТИЙ КЛАСС

Учебно – тематический план 3 года обучения.

Певческие установки

2

-

2

Работа над звуком

10

2

8

Работа над дыханием

8

1

6

Певческий диапазон

8

2

7

Координация между слухом и голосом

4

1

3

Дефекты голоса

4

3

4

Принципы артикуляции речи и пения

6

1

5

Работа над исполняемым произведением

20

3

15

Занятия по индивидуальной программе

6

2

5

Итого часов

70

15

55

Содержание программы 3 года обучения

1.Певческие установки.

Теория и практика

Правильное положение корпуса и головы поющего как основа для выработки условных мышечных рефлексов и снятия зажимов.

Необходимость постоянного внутреннего( со стороны ученика) и визуального контроля за положением корпуса и головы.

Выработка вокально - правильной мимики и артикуляции.

Певческая позиция при работе и исполнении музыкального произведения.

2.Работа над звуком

Теория и практика

Свобода и раскрепощенность голосового аппарата- .

непременное условие красивого голосоведения

Освоение различных штрихов, видов вокального туше

Выработка спокойного раскрепощенного положения гортани при различных типах атаки и звуковедения.

3.Работа над дыханием.

Теория и практика

Упражнения на взятие дыхания, задержку и плавный выдох.

Особенности диафрагмального дыхания, как наиболее рационального.

Глубина и скорость вдоха в зависимости от типа вокального туше.

4.Певческий диапазон.

Теория и практика

Расширение певческого диапазона за счет упражнений на развитие головного и грудного регистров.

Тембральное выравнивание певческого диапазона.

5.Координация между слухом и голосом.

Теория и практика

Чистота интонации- результат правильной координации голосового аппарата.

Упражнения для выработки правильной певческой позиции.

Упражнения на раскрепощенность голосового аппарата.

Влияние зажимов мышц тела на интонацию.

Упражнения на раскрепощение мышечных зажимов.

6.Дефекты голоса.

Теория и практика

Горловой и носовой призвуки. осиплость тембра, форсировка звука.

Причины возникновения дефектов

Упражнения на устранение дефектов.

7.Принципы артикуляции речи и пения.

Теория и практика

Гласные и согласные в пении.

Протяжные гласные и четкие согласные.

Правильное произношение.

Упражнения способствующие правильной артикуляции.

Разбор и устранение дикционных недостатков.

Положение гортани и работа артикуляционного аппарата при различных видах вокального туше и звуковедения.

8.Работа над исполняемым произведением

Теория и практика:

Подбор индивидуальной программы для выступления

Осмысление содержания произведения. Анализ текста.

Работа над словом.

Правильная фразировка и динамические оттенки.

Художественный образ.

Принцип воплощения художественного образа с помощью необходимых исполнительских приемов.

9. Занятия по индивидуальной программе.

Теория и практика:

Это может быть любая творческая работа, связанная со слушанием музыки, ритмическими играми, повторение пройденных и выученных произведений, пение по нотам и т д., а также игровые формы обучения.

Годовые требования

В результате третьего года обучения учащийся должен:

  • использовать правильную певческую установку;
  • Овладеть подвижностью голоса путем освоения новых технических упражнений;
  • осваивать прием плавного и гибкого звуковедения;
  • работать над развитием четкой дикции, выразительностью слова, чистотой интонации;
  • иметь элементарное представление о строении певческого голосового аппарата и гигиене голоса;

Иметь представление о видах атаки звука, уметь пользоваться ими в художественных целях;

В конце II полугодия на контрольном уроке ученик должен исполнить 2 разнохарактерных произведения по выбору из пройденного репертуара.

.

Примерный репертуарный план

Белорусская народная песня «Кума, моя куманька» (а капелла)

Белорусская народная песня «Дударики»

Е.Крылатов «Песенка Дюймовочки»

П.И. Чайковский «Легенда»

Русские народные песни: «Ох, я селезня любила», «Девчонка везла на возу», «У зари- то у зореньки», «В низенькой светелке». «То не ветер ветку клонит», «На горе-то калина», «Пряха»(а капелла)

Г.Струве «Красавица Аленушка»

Французская народная песня «Пастушка»

О.Хромушин «Что такое лужа», «Баю –баюшеньки –баю»

Примерная программа прослушивания на ll полугодие

Вариант 1

- муз Г.Глакова, сл. В Лугового «Песня о волшебниках»;

- муз. Р. Паулс «Кашалотик

Вариант 2

- Дж. Перголези «Ах! Зачем я не лужайка»

- Р.Паулс «Кашалотик»

Вариант 3

- П.И. Чайковский «Мой Лизочек так уж мал»;

- муз.Е.Рыбкина, сл.Д, Башвиновой «Музыкальный бегемотик»;

IV. Формы и методы контроля, система оценок

Дополнительное образование не предполагает проведения традиционных аттестационных мероприятий, что значительно расширяет рамки адаптационного компонента программы детей с РАС на содержательном, темповом, методическом уровнях. Например, существует возможность использовать информационные технологии, нестандартные способы и методы подачи содержания. Отсутствие жестких временных рамок позволяет изучать материал в темпе и объеме, который доступен ребенку. Каждый ребенок с РАС уникален в своих проявлениях, что требует формирования индивидуальной адаптированной содержательной траектории и особого подхода в рамках реализации программы. В качестве промежуточной аттестации может быть использованы такие формы работы как: прослушивание, собеседование, концертное выступление учащегося. В зависимости от физического и психологического состояния ребенка срок проведения промежуточной аттестации – 1 раз во 2 полугодии. Итоговая аттестация для учащихся с ОВЗ в виде экзамена не предусмотрена. Формой итоговой аттестации является – зачет, который может проходить в виде собеседования, концертного выступления, исполнения изученных произведений (не менее одного-двух) в классном порядке. Контроль приобретенных навыков учащихся может проводиться в разных формах: прослушивании учащихся на контрольном уроке, сольных или ансамблевых выступлений на концертах, участия в конкурсах среди учащихся с ОВЗ, на лекциях-концертах. За учебный год учащийся с ОВЗ может освоить 4-5 разножанровых произведения. При условии успешного освоения программы, в зависимости от индивидуальных способности к обучению ребенка-инвалида, количество произведений может быть увеличено.

Критерии оценивания выступления

V. Методическое обеспечение учебного процесса

1.Методические рекомендации педагогическим работникам.

Основная форма учебной и воспитательной работы – урок в классе по специальности, включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и ученика над музыкальным произведением, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая определяется не только конкретными задачами, стоящими перед учеником, но так же во многом обусловлена его индивидуальностью и характером, а так же сложившимися в процессе занятий отношениями ученика и педагога. Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с показом голоса или на инструменте необходимых фрагментов музыкального текста.

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится по принципу: от простого к сложному, опираясь на индивидуальные особенности ученика – певческие, музыкальные, интеллектуальные, физические и эмоциональные данные, уровень подготовки. Одна из главных задач специальных классов – формирование певческо- исполнительских навыков обучающегося. С первых уроков полезно рассказать ученикам о анатомическом строении с голосового аппарата, о принципах певческого дыхания, о роли дикции. Следуя лучшим достижениям вокальной педагогике, стремится к реализации цели и задач заложенных в программе.

Необходимо постоянно стимулировать работу ученика по совершенствованию исполнительской техники, т.к. она является необходимым условием вокалиста .

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие ученика, зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована робота в целом, глубоко продуман выбор репертуара.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план учащегося, который утверждается зав. отделом. В конце учебного года, преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально – личностные особенности учащегося. В репертуар необходимо включать произведения доступные по степени технической и образной сложности, разнообразные по стилю, жанру. Индивидуальные планы вновь поступивших учащихся, должны быть составлены после детального ознакомления с вокальными данными, возможностями и уровнем подготовки. Основное место, на начальном этапе воспитания вокалиста, должны занимать произведения классиков, обработки народных песен, а так же репертуар современных детских композиторов –песенников.

Творческая и концертная деятельность развивает такие качества , важные для солиста, как воображение, мышление, увлечение, трудолюбие, активность. Инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы вокалисту для организации грамотной самостоятельной работы, которая позволяет активизировать учебный процесс.

2.Методические рекомендации самостоятельной работы.

- домашние занятия должны быть регулярными и систематическими..

- периодичность занятий – каждый день.

Объём самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего образования), а так же индивидуальных способностей ученика. Ученик должен быть физически здоров.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности. Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать различные виды занятий: дыхательные упражнения, проговаривание скороговорок и текста песен, пропевание технических упражнений (аудиозапись), все начальные упражнения рекомендуется делать перед зеркалом (на эти задания примерно тратится половина времени), далее следует работа над произведением (следуя рекомендациям данными преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного исполнения.

VI. Список рекомендуемой литературы.

1. «Эстрадное пение» - примерная учебная программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств.2006.

2. Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг»- Новосибирск, 1991 г.

5. Коробка В.И. « Вокал в популярной музыке» - Москва 1989г.

6. Г. Стулова «Развитие детского голоса в процессе обучения пению

7. Е. Писарская « Вокальный букварь», Москва, 1996 г.

8 Шацкая В. «Детский голос» .Москва, 1970

9. Адулов Н.А. «Руководство по постановке певческого и разговорного голоса» - Липецк, 1999.

10. Емеьянов В.В. «Фонопедические упражнения» - Москва 1995.

11. Попков Н.Н. «Постаноака гола» - Москва, 2001.

12. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. Москва, 1992

13. Тарасов Г. С. Педагогика в системе музыкального образования - Москва, 1986

14. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – Москва, 2000

15.Шатковский Г. И. Развитие музыкального слуха - Москва, 1996

16. Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества - Москва, 1986

17. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника - Москва, 2000

18. Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997.

19. Алвин Дж., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом/Пер. с англ..М.: Теревинф.2004. .

20. Андрианова Н., Особенности методики преподавания вокала. -- М.:1999г.

21. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. – М., 2001.

22. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007. 5