Музыкальное занятие "Волшебный сундучок"


Автор: Кирилюк Инна Андреевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Дети

Тип материала: Методические разработки

Музыкальное занятие "Волшебный сундучок"

Краткое описание работы: Занятие для детей 4-5 лет. Способствует развитию чувства ритма, внимательному слушанию инструментальной музыки, навыков игры на погремушках разными приемами; выразительной передачи танцевально-игровых движений.

Программное содержание. 

  • Развивать чувство ритма, продолжать учить детей внимательно слушать пение взрослого и инструментальную музыку;
  • Отвечать на вопросы по содержанию и характеру музыки.
  • Учить петь знакомые песни полным голосом, согласованно, с хорошей артикуляцией;
  • Выполнять движения по показу воспитателя и слышать конец музыки;
  • Прививать навыки игры на погремушках разными приемами;
  • Добиваться выразительной передачи танцевально-игровых движений.

Ход занятия.

Дети заходят в зал под аудиозапись пьесы «Музыкальная табакерка» А. Лядова, свободно располагаясь по залу, или полукругом. Детей встречает музыкальный руководитель.

 Музыкальный руководитель: Ой, ребятки ко мне пришли. Я давно вас поджидаю,

петь без вас не начинаю! А давайте поздороваемся со всеми.

Проводится коммуникативная игра «Здравствуйте!» М. Картушиной.

( Журнал «Музыкальная палитра» 2006, №4, с. 24)

                                         Описание движений.

Здравствуйте, ладошки! – вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз.

Хлоп-хлоп-хлоп!- 3 хлопка в ладоши

Здравствуйте, ножки!- «пружинка»

Топ-топ-топ! - топают ногами

Здравствуйте, щечки! –  гладят ладонями щеки

Плюх-плюх-плюх! – 3 раза слегка похлопывают по щекам

Пухленькие щечки- круговые дви-я кулачками по щекам

Плюх-плюх-плюх! – 3 раза слегка похлопывают по щекам

Здравствуйте, губки! – качают головой вправо-влево

Чмок, чмок, чмок! – 3 раза чмокают губами

Здравствуйте, зубки!- качают головой вправо-влево

Щелк, щелк, щелк! – 3 раза щелкают зубами

Здравствуй, мой носик!- гладят нос ладонью

Бип, бип, бип! – нажимают на носик пальчиком

Здравствуйте, гости! – протягивают руки вперед, ладонями вверх

Привет! – приветственно машут рукой над головой.

Муз.рук.: Смотрите, как в зале светло и красиво, можно пошагать. Зашагаем дружно в ногу, бодрый марш поможет нам и веселый…

Дети: Барабан!

Звучит «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского.

Муз. рук. отстукивает на барабане такт музыки.

Дети шагают по кругу, в средней части марша отстукивают такт пальчиками,

 затем имитируют игру на трубе.

Муз.рук: Оборвалась здесь дорожка, мы прокатимся немножко.

            Все за мною становитесь, друг за другом повернитесь,

            Я – ваш новый паровоз, ничего, что без колес!

            Топотушками пойдем, за вагончиком вагон.

Под музыку И. Штрауса «Галоп» дети двигаются по кругу топающим шагом за ведущим.

Затем переходят на легкий бег, имитируя руками движения колес.

Муз.рук: Вот и остановка –поселок Сосновка.

            Там лесок, а вот лужайка, на лужайке скачут зайки.

            Мишке снится сладкий мед, лапу он во сне сосет.

            У зайчишек музыка легкая, прыгучая,

А у мишек косолапых – низкая, певучая.

Звучит фо-ма  пьесы «Зайчик» А. Лядова. Дети изображают скачущих зайчиков (пружинящие прыжки с поворотами туловища), «трясут» ушками, «виляют» хвостиками, греют «лапки».

С окончанием музыки приседают.

Звучит пьеса «Медведь» Т. Попатенко,  дети изображают просыпающих мишек, которые затем медленно вразвалочку идут искать мед.

Муз.рук: Дальше узкая дорожка, здесь поскачем мы немножко,

            А потом и боком – боковым галопом.

Звучит отрывок из «Детской польки» А Гречанинова (фонограмма).

Дети выполняют легкий бег на носочках, затем боковой галоп.

Муз.рук: Присядем у дорожки, пусть отдыхают ножки. (Дети садятся на стульчики)

            Смотрите, – вот под елкой стоит сундучок,  - он волшебный,

А вот что в нем находится, мы с вами сейчас  узнаем.

(Ставит сундучок на стол перед детьми.)

Сейчас я крышку открою…(открывает, заглядывает внутрь).

Ребята, сколько здесь игрушек. Посмотрите, какой здесь красивый Петрушка.

(достает куклу Петрушку)

А, что у него в руке? (Погремушка). Нет, это не погремушка, а бубенчики.

Петрушка, поздоровайся с ребятами!

(Петрушка здоровается с детьми.)

Сейчас я вам спою песенку, которая называется «Петрушка».

Исполняется песня «Петрушка», муз. И.Брамса.

Муз.рук. Скажите, это веселая или грустная песня? (ответы детей). Эта песня очень веселая. Я вижу, как вы все улыбаетесь. А на чем играл Петрушка? (ответы детей) Правильно, бубенчиками с погремушкой. Послушайте, как звенят бубенчики (звенит бубенчиками и сажает Петрушку на стол перед детьми).

Ребята, а давайте поиграем с колокольчиками! (раздает детям колокольчики)

Проводится игра на различение динамики «Тихие и громкие звоночки» Р. Рустамова.

(колокольчики собрать, открыть крышку сундука)

Посмотрите! Вот кукла перед вами с бантом. Ой, какая  же она красивая, веселая, поэтому так быстро выскакивает из сундучка. Сейчас мы послушаем пьесу, которая называется «Кукольный кэк- уок»» а наша кукла  перед вами! (сажает куколку на стол)

В записи звучит пьеса  «Кукольный кэк-уок», К. Дебюсси.

Муз.рук. Скажите, эта музыка быстрая или медленная ? (Ответы детей)

 Правильно – быстрая, как наша кукла. Ведь она, что делала? ( Прыгала, скакала, резвилась). А еще, какая музыка? (ответы детей -  веселая, задорная, живая.) Продолжаем смотреть, что же еще есть в волшебном сундуке. А вот смотрите, Заинька, беленький. Мы  с вами знаем такую песенку. Вот давайте и споем ее, никто не будет отставать, и слова «прыг и скок», «заиньке» будем произносить все вместе.

Дети исполняют песню «Заинька», музыка М. Красева.

Педагог следит, чтобы дети протяжно пели ударные слоги: «Пры-гает», «Заинька», «Голо-сок»

Муз.рук. А какую песенку мы с вами хорошо знаем про куклу, которая на санках покатилась с горки вниз

Дети: Песня «Кукла»

Муз.рук: А давайте мы ее споем, а кукла послушает песенку про себя.

Исполняется песня «Кукла» М. Старокадомского.

Дети поют легким звуком в небыстром темпе.

Муз.рук. Ну, а теперь нам пора бы поплясать и поиграть, а вот только с чем? Сейчас посмотрю, может быть есть еще игрушки. Игрушки есть, но как они называются? Вот они! (Достает из коробки погремушки). Правильно, это погремушки.

 

 

Дети играют на погремушках пьесу «Погремушка» М. Картушиной.

( Журнал «Музыкальная палитра» 2006, №4, с.25.)

Описание движений:

1. Ах, какая звонкая игрушка! – (встряхивают погремушкой перед собой)

Ах, какая наша погремушка.

Вот, вот, вот она, - (трясут погремушкой у правого уха)

Вот, вот, вот она, - (трясут погремушкой у левого уха)

Звонкая игрушка!

2. Погремушка, громче прозвени -  (стучат погремушкой по ладони)

И ребяток ты повесели!

Вот так, вот так, - (встряхивают погремушкой, подняв ее вверх)

Вот так, вот так, всех повесели!

3. Ой, устала! Надо отдыхать, - (кладут погремушку на ладонь)

И в ладошках наших будет спать,

Погремушка будет крепко  спать, - (прячут погремушку между ладонями)

Погремушке надо отдыхать.

Муз.рук: Пусть погремушки отдыхают (собирают погремушки в коробочку)

а мы будем прощаться-здороваться. 

Исполняется пляска «Прощаться-здороваться», (чешская народная мелодия).

(Сборник «Музыка и движение», Москва «Просвещение» 1981, с.150.)

Муз.рук. Все сегодня очень весело играли, научились слышать конец музыки.

Пели и плясали вы тоже хорошо. Теперь попрощаемся с игрушками.

Мы с ними еще в другой раз поиграем… А нам опять пора в дорогу.

На чем поедем в группу?

Дети: На лошадках!

Муз.рук: Правильно, на лошадках, как смелые наездники!

А сейчас: «До свидания, ребята!» (Дети пропевают: «До сви-да-ни-я»)

Звучит пьеса Р. Шумана «Смелый наездник».

Дети скачут прямым галопом по кругу, затем из зала.

(Дети «уезжают» из зала).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Журнал «Музыкальная палитра» №4, 2006.
  2. Журнал «Музыкальный руководитель» №6/2009.
  3. С.И. Бекина, Т.П. Ломова «Музыка и движение», Москва «Просвещение», 1981.
  4. Т.М. Орлова, С.И. Бекина «Учите детей петь» Москва «Прсвещение»1986.
  5. Фонограмма пьес в аудиозаписи (диски).