Погремушки. Оркестр для малышей


Автор: Елена Александровна Иванова

Предмет: Иное

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические рекомендации

Погремушки. Оркестр для малышей

Краткое описание работы: материал для музыкальных руководителей ДОУ

Погремушки. Оркестр для малышей

Едва взяв в руки погремушку, ребенок начинает ее трясти, стучать, может разломать – такой способ обследования предметов свойственен детям второго-третьего года жизни. Музыкальное воспитание нацелено на развитие произвольности действий с предметами, которые служат заменителями музыкальных инструментов.

Сама методика начального обучения строится поэтапно: сначала осваиваются паузы, потом темпы, после этого – ритмы или разные ритмические рисунки по мере их усложнения.

Для игры, помимо погремушки с ручкой, удобны деревянные палочки и ложки, кубики, различные коробочки с наполнителями, морские камушки, колокольчики, барабаны. Подойдут также музыкальные молоточки, фантики, связки ключей – все, что может стучать, шуршать, греметь или звенеть.

Металлофон использовать в начальном обучении темпам и ритмам не рекомендуется. Металлофон – это, прежде всего, мелодический музыкальный инструмент, а потом уже ударный. Его можно использовать на данном этапе для проигрывания отдельных фрагментов мелодии песенок (кап-кап-кап, пи-пи) на одном-двух звуках в исполнении взрослого. Ребенку металлофон  рекомендуется давать с четырех лет, так как необходимо научить его правильно держать молоточек, работать над техникой звукоизвлечения, у малыша уже должен быть достаточно развит звуковысотный слух.

Молчим – слушаем – играем.

Начальное обучение темпам и ритмам строится поэтапно. Первая встреча с погремушкой  должна начинаться с понимания ребенком того, что она может не только греметь, но и молчать. Сделать процесс чередования тишины и игры произвольным – вот задача первого этапа обучения. Для того чтобы погремушка молчала, можно положить ее на колени – это ключевой момент. Отпускание рук с погремушками на колени делает процесс молчания произвольным. Что же делать ребенку в то время, когда погремушка молчит? Слушать пение педагога. Выдержать в таком возрасте малыш сможет 1-2 строки попевки. Например: «Тихо, тихо мы сидим, погремушкой не гремим…» А дальше: «Вот как весело играем, вот как весело гремим!» Вот он – взрыв радости, когда можно греметь: быстро, весело, зажигательно! На следующей неделе вместо погремушек можно взять, например, колокольчики, кубики – методика остается такой же.

Медленно – быстро.

Задача второго этапа обучения – расчленить стихийную игру на две части: медленную (ритмическую) и быструю (стихийную). Так происходит освоение двух контрастных темпов, и создаются предпосылки для освоения самого простого ритма: ¼, ¼, ¼, ¼.

Молчим – слушаем – играем медленно – играем быстро.

На третьем этапе ребенок учится начинать играть не с начала песни, а с того момента, где это необходимо по смыслу.

Игра по подгруппам.

Четвертый этап – для трехлеток. Задача состоит в том, чтобы научить детей играть по очереди по подгруппам. Задача не из легких для малыша! Такие оркестры можно организовывать на семейных праздниках с привлечением взрослых.

Работа над ритмически рисунками.

Казалось бы, самое простое – это ритмично стучать сильную долю песенки. Но нет, малышу это пока трудновато – долго и неинтересно. Поэтому вновь, продолжается работа над молчанием – слушанием, которое чередуется с игрой. Это может быть песенка капелек, мышек, цыплят. На данном этапе обучения ритмическим рисункам ребенок играет только три отдельных звука в конце фразы (Дождик, дождик, не шуми, кап-кап-кап…..) Следуя по пути усложнения, можно предложить малышу сыграть при повторе только под инструментальное сопровождение, без песенки: он должен сам услышать и сыграть песенку капелек.