"Психологические аспекты современного обучения на уроке фортепиано в Детской школе искусств"


Автор: Головач Александра Андреевна

Предмет: Фортепиано

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

"Психологические аспекты современного обучения на уроке фортепиано в Детской школе искусств"

Краткое описание работы: Способности к освоению музыки у каждого ребенка проявляются индивидуально. В своей работе мы должны основное внимание уделять не только тем ребятам, которые в дальнейшем планируют связать свою жизнь с музыкой, но и тем детям, которые пришли в школу искусств для того, чтобы расширить знания о музыке, освоить несложные навыки игры на музыкальных инструментах, да и просто полюбить музыку.

 

 

Обучение игре на фортепиано является длительным и трудоемким процессом. Ребенок - индивидуальность, в которой сочетаются особенности личности, характера и темперамента. Исходя из этого, обучение будет приносить положительные результаты в случае, если педагогу удастся найти и раскрыть в ребенке те особенности его индивидуальности, которые будут отличать его от всех других. В рамках индивидуального обучения такой подход будет единственно возможным.

В современных условиях подход к освоению детьми музыкальных инструментов приобрел изменения. На сегодняшний день количество учеников, которые следуют дальше в музыкальные учреждения очень маленькое. В большинстве случаев, после окончания музыкальной школы, дети не связывают свое образование с музыкой. Престиж данной профессии  снижается. Те предпрофессиональные программы, которые реализуются на сегодняшний день, не во всех случаях соответствуют условиям, в которых мы находимся. Основной упор должен быть не только на  предпрофессиональные, но и на общеразвивающие программы в том числе.

В своей работе мы должны основное внимание уделять не только тем ребятам, которые в дальнейшем планируют связать свою жизнь с музыкой, но и тем детям, которые пришли в школу искусств для того, чтобы расширить знания о музыке, освоить несложные навыки игры на музыкальных инструментах, да и просто полюбить музыку. И таких обучающихся в нашей школе большинство.

Способности к освоению музыки у каждого ребенка проявляются индивидуально. У кого-то рано и очень ярко, но со временем они теряют свою яркость. Кто-то при поступлении в музыкальную школу не демонстрирует особых способностей, но со временем начинает развиваться, трудиться в этом направлении, и даже в последствии становится хорошим музыкантом.    Для преподавателя главной задачей является выявление и развитие индивидуальных особенностей каждого ребенка. Настоящий педагог, горящий душой за свое дело, для каждого своего ученика, вне зависимости от уровня индивидуальных способностей, сделает все от него зависящее для того, чтобы каждый ученик добился успехов. Педагог, в первую очередь, стремится воспитать творческую личность, способную проявить себя в любой сфере деятельности.

В. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» говорил о том, что воспитание детей зависит от учителя, от его отношения к детям. Взрослые должны уважать и прислушиваться к мнению детей, но при этом оставаться для них авторитетом. Предоставлять детям возможность самостоятельного принятия решения, неся ответственность за свое поведение.

Стремление преподавателя должно быть направлено на привитие каждому ученику понимания и любви к музыке. В этом заключается главное моральное требование к педагогу: проявлять заботу по отношению к своим ученикам, беспокоиться о них больше, чем о собственном профессиональном благополучии. Из-за этого иногда бывает сложно справедливо оценить деятельность педагога. Потому что некоторые успехи и конкурсные достижения заметны всем окружающим. Но подлинным показателем оценивания педагогической деятельности может быть лишь вклад педагога в музыкальное и эстетическое развитие его учеников, даже если в начале пути он еще мало заметен.

Педагог выступает в роли воспитателя, это очень важно, особенно в самом начале обучения. Те основные «кирпичики», которые закладывает педагог – любовь к музыке, навыки исполнения, умение слушать и слышать  музыку – найдут свое отражение на всем пути развития ученика.

По словам А. Гольденвейзера, педагог не должен учить детей только тому, как играть на фортепиано. Преподаватель должен через музыку воспитывать своих учеников.

Одну из важных ролей в процессе передачи знаний, умений и навыков занимает моральный облик педагога.  Обучение игре на фортепиано не должно сводиться лишь к механической работе. Музыка передается от сердца к сердцу, в ней отражаются все душевные переживания человека, его мысли, чувства, и чисто механически этому научить невозможно. Воспитание другого человека будет давать результаты только в том случае, если мы, в первую очередь, будем воспитываться сами.

Опираясь на рассуждения А. Гольденвейзера, можно сделать следующее умозаключение. Невозможно стать хорошим педагогом, если ты не будешь любить своих учеников. В каком бы моральном состоянии вы не находились, вы должны так заниматься с ребенком на уроке, как будто вы получаете удовольствие от этого занятия в данную минуту. Если вдруг ребенок почувствует в вашем отношении к занятию с ним скуку и недовольство, то ребенок вам этого никогда не простит.

С годами работы многие преподаватели фортепиано плавно прекращают сами заниматься исполнительской деятельностью. Но ведь деятельность педагога это само по себе очень живое и активное дело, которое будет давать положительные результаты только тогда, когда преподаватель сам является в какой-то степени исполнителем. Следует не прекращать работу над собственным совершенствованием музыкальных навыков.

Главное: воспитание детей должно проходить через самовоспитание. У педагога, который излишне эмоционален и не может контролировать выход своих эмоций, наступают сложности в работе, и этот педагог не может правильно воздействовать на детей. В каждом случае необходим индивидуальный подход, с одними нужно говорить так, с другими по-другому. При работе с детьми, которые планируют связать свою профессию с музыкой, необходим серьезный подход к знаниям. Важно воспитывать в будущих музыкантах чувство ответственности, осознание того, что процесс этот сложный и трудоемкий. Необходимо, чтобы ученик занимался серьезно. Умение привлечь и удержать внимание ученика по силам опытному и талантливому педагогу. Необходимо пробуждать в детях интерес. Работа педагога в большей мере является искусством.

Существует множество литературы, в которой учат овладению игре на фортепиано, но при этом ничего не говорится о музыке. Хотя в первую очередь мы должны заниматься именно музыкой.

Есть педагоги-пианисты, и таких немало, которые говорят о том, что нельзя начинать обучение ребенка только лишь с изучения теоретических сведений, а художественно-творческий задачи оставлять на второй план. Это сложный и неинтересный для ребенка процесс. Другой дорогой является та, в которой преподаватель ставит своей задачей развитие в ребенке способности эмоционального восприятия музыки, когда педагог стремиться научить ученика слушать и слышать музыку, формирует музыкально слуховые представления, другими словами, создает вокруг ученика атмосферу музыки. Можно петь с ребенком его любимые песни, отгадывать музыкальные загадки, играть в ритмические игры, таким образом у ребенка будут накапливаться музыкальные впечатления, и все больше будут пробуждаться желание и интерес к занятиям. Таким способом закладывается любовь к музыке.

Подбор подходящего репертуара для каждого ребенка является важным показателем мастерства педагога. Важно понимать, что воспитанием ученика занимается не сам по себе репертуар, а педагог, от которого зависит, в каком ракурсе откроется для ученика произведение, как будет строиться работа над произведением, какие знания приобретет ученик по итогам этой работы.  Произведения в репертуаре каждого ученика должны быть разноплановыми. Необходимы как легкие, так и сложные произведения. В репертуаре ученика должно находиться хоть одно произведение, которое соответствует его музыкальному вкусу, пьеса для публичного выступления, в которой он может проявить себя с наилучшей стороны. Наряду с этим, в программе должны быть произведения, вызывающие сложности при работе над ними. Это необходимо для того, чтобы развивать исполнительские возможности ученика. Основными произведениями в программе должны быть те, которые соответствуют индивидуальным способностям ученика на данном этапе.

Основной ошибкой на сегодняшний день является продвижение ученика ускоренными темпами, не взирая на его индивидуальные возможности. Это чревато психологическими зажимами. В психологии существует термин - "фактор времени" – не следует торопить события, наносить вред психологическому здоровью ребенка, если он еще не готов к исполнению произведений повышенной сложности.

Обучение детей в детской школе искусств должно обязательно проходить постепенно.

В основном, деятельность преподавателя сегодня основана на профессиональном знании психологии детей, так как педагог создает основу для определения позиции ученика по отношению к музыке. Преподаватель обладает способностью влиять на учеников, поэтому педагог должен быть культурным в общении, уметь подбирать необходимые слова и методы воздействия, помогающие поддерживать интерес ученика к освоению фортепиано.

Педагог должен знать и разбираться в возрастных особенностях детей. Это составляет важную часть процесса обучения. Рассмотрим некоторые из них.

Дети возраста 6-8 лет обладают образным мышлением. Они быстро как запоминают, так и забывают. Процесс обучения происходит через игру.  Младшие школьники быстро утомляются, поэтому необходима частая смена деятельности. Работу над изучением музыкального произведения необходимо чередовать с слушанием музыки, которую может исполнять преподаватель, пением любимых песенок, рассказами о музыке. Музыкальные произведения, изучаемые младшими школьниками, должны быть красочными, содержать в себе образы и подходить индивидуальным способностям ребенка.   В случае если произведение не имеет программного содержания, то можно придумать образ, который будет соответствовать характеру музыки.

Поведение преподавателя на уроке имеет особое значение. Педагог должен быть добр, внимателен ко всем проявлениям ребенка. Он должен располагать к себе ученика и помогать ему раскрываться.

В возрасте 9-10 лет у детей вырабатывается эмоциональная устойчивость. Они становятся более работоспособными. Полным ходом идет развитие логического мышления. В этом возрасте детям необходимо чувствовать, что их принимают. Они становятся зависимыми от мнения других людей, особенно сверстников. Влияние, которое оказывает семья на ребенка снижается. В этот период очень важно научить ребенка самостоятельной работе. Этот возрастной период считается самым идеальным для обучения.

Возрастной период с 11 до 14 лет все называют переходным возрастом. Этот период требует особого внимания. Это переход от детского состояния и восприятия мира к взрослому. Быстрый рост организма вызывает неравномерности в развитии сердечно-сосудистой системы, что приводит к вспыльчивости и раздражительности со стороны ребенка. Особенно это становится заметно на концертных выступлениях, когда ученик вдруг делает ошибки при исполнении произведения, которое он очень хорошо знает.  В таких случаях бывает, что ученик теряет уверенность в себе и снижается интерес к занятиям. Педагог должен вовремя сменить методы работы, к которым привык ученик и найти новые формы и приемы воздействия, чтобы не нанести вреда психологическому состоянию ребенка. Здесь нужно опираться на индивидуальные способности ребенка.

Обучая, преподаватель должен воспитывать следующие качества в ребенке: внимание, силу воли, самостоятельность, точное выполнение поставленных задач, желание работать. Воспитывая эти качества, можно достигнуть успеха в обучении игре на фортепиано.

Естественно, силу воли невозможно воспитать, если нет интереса в обучении. Это можно достигнуть разными методами, которые делают урок разнообразным. На таком уроке ребенок ощущает себя соучастником процесса и испытывает чувство радости от творчества. Это благоприятно влияет на его силу воли. Преподаватель должен научить ученика трудиться. Ведь для того, что провести целый урок за фортепиано, нужно приложить к этому большие усилия. Ученик должен научиться справляться с желанием поиграть в компьютерные игры или просто посмотреть телевизор. Отказ от этого требует определенного напряжения воли.

Еще одним важным фактором обучения игре на фортепиано является внимание. Уровень концентрации внимания у детей зависит от возраста, состояния здоровья, иногда и времени суток. Очень важным этапом является обучение ребенка правильности распределения своего внимания.  Работоспособные дети выполняют поставленные задачи хорошо и работают продуктивно. Есть такие дети, которые быстро запоминают информацию, но также быстро устают. Есть такие, которые, наоборот, медленно работают. Другие дети проявляют медлительность и неаккуратность в работе.  Здесь необходимо подбирать индивидуальный подход. Одних учеников приучать к кропотливой работе, у других – поддерживать их самостоятельность и активность.

Самостоятельность мышления также является важным элементом при обучении детей. Когда ребенок делает что-то своими руками, он сразу может наблюдать то, что у него получилось. В детской школе искусств он сталкивается с тем, что результат его работы не будет виден сразу. Пока он выучит произведение и выступи с ним на концерте или конкурсе пройдет достаточное количество времени. Поэтому у ребенка необходимо развивать самостоятельность мышления. Часто чем способнее ученик, тем ярче проявляются его пристрастия в музыке. Детям, обладающими меньшими способностями, необходимо помогать вырабатывать свое отношение к музыке.    Для этого необходимо создать благоприятные условия, чтобы у ребенка была возможность более обширного выбора произведений, которые ему нравятся. Поддержание самостоятельного выбора оказывает хорошее воздействие на дальнейшую работу с выбранным произведением. Не следует запрещать ученику исполнять то произведение, которое ему нравится, даже если оно не соответствует его индивидуальности. Если ребенок желает его исполнять, значит оно соответствует его психологическому состоянию или настроению. Следует для классной работы использовать не сложную, современную музыку, помогать подбирать любимые мелодии, поддерживать и поощрять проявление любой творческой активности.

Самостоятельность учеников должна развиваться как можно раньше. Педагогической ошибкой является «натаскивание» учеников. Не стоит на одном произведении моментально добиваться от ученика красивого звукоизвлечения, эмоционального исполнения и т.д. Гораздо лучше будет, если ученик будет демонстрировать среднее звукоизвлечение, но при этом он будет работать самостоятельно.

Воспитывая самостоятельность мышления, ученик должен уметь оценивать свое исполнение, уметь описывать свое выступление, проводить работу над ошибками. Очень полезным окажется этот способ работы при выполнении домашнего задания. Когда ученик понимает свою задачу и знает, что ему нужно сделать, чтобы ее решить, он избежит лишнего потраченного времени на то, чтобы переучить неправильно заученные моменты.

Важным пунктом является развитие музыкальной памяти у музыканта-исполнителя. Она бывает трех видов: Слуховая, зрительная и моторная.

Самой важной памятью является слуховая. Моторная память, конечно же, необходима. Музыкант не смог бы исполнить произведение, если бы ему нужно было бы каждое движение пропускать через сознание, нужна выработанная инерция движений. Но очень страшно, когда моторная память затмевает слуховую. Практически все педагоги прошлого столетия говорят о том, что после проведенного разбора музыкального произведения, оно должно быть выучено наизусть. Но нотный текс во время занятия должен быть перед глазами. Мы обязаны воспитывать в учениках сознательную память. Музыкант-исполнитель должен уметь в своей голове воспроизводить то произведение, которое он исполняет до мельчайших подробностей. Память должна воспитываться, как музыкальное явление, а не моторное.

Время, отводимое на домашнюю работу, должно соответствовать возрасту. Начинающему ученику в 7 лет достаточно будет 30 минут. Десятилетнему ребенку необходимо уже заниматься 1,5-2 часа.

За обучением игре на фортепиано стоит большая нагрузка на нервную систему ребенка. Исполнение наизусть, репетиции, выступления в концертах, участия в конкурсных мероприятиях, все это приносит учащемуся нервное напряжение и переживание, которые должны восполняться радостью игры и возможностью самовыразиться за инструментом.

Обучение игре на фортепиано развивает личность человека с разных сторон, активирует творческие способности, пробуждает фантазию и воображение, артистичность, мышление, то есть формирует универсальные способности, которые найдут свое применение в любой сфере деятельности.

        

 

Библиография и источники

 

  1. Гольденвейзер А. « Из бесед о музыкальном воспитании и обучении детей», «Как научиться играть на рояле»  М.: Классика –ХХI, 2006
  2. Калантарова Е. «Начальное обучение пианистов»- «Как научиться играть на рояле» М.: Классика –ХХI, 2006
  3. Милич Б. Воспитание ученика - пианиста. - М.: Кифара, 2002.
  4. Интернет-ресурс: https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2018/02/27/nekotorye-psihologicheskie-aspekty-sovremennogo-0