Оркестр шумовых инструментов, как средство развития творческих способностей дошкольников


Автор: Кулакова Ольга Николаевна

Предмет: Инструментальное исполнительство

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

Оркестр шумовых инструментов, как средство развития творческих способностей дошкольников

Краткое описание работы: в статье рассматриваются вопросы развития музыкальных и творческих способностей дошкольников

           Аннотация: Статья посвящена одному из видов музыкальной деятельности дошкольников- игре на музыкальных инструментах. Музыка обогащает духовный мир ребёнка, оказывает воздействие на развитие его творческих способностей. Формы организации музыкальной деятельности различны.

            Так, музыкальный опыт, который дети приобрели на занятиях, знакомясь с музыкальными инструментами, позволяет им успешно участвовать в праздниках, развлечениях, концертах.

Ключевые слова: чувство ритма, музыкальность, игровые упражнения, творчество, импровизация, музыкальные способности.

Текст статьи:

             Возникновение опыта тесно связано с изучением проблемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах. Наблюдения показывают, что у современного ребёнка, который живёт в непростых условиях музыкального социума, исчез интерес к классической музыке.

             Игра на детских музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников.

            В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуется восприятие и эстетические чувства ребенка. Они способствуют становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается чувство ритма, память и умение сконцентрировать внимание.

               Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментовразвиваются его мышление, аналитические способности. Игра на детских музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

               Музыкальная среда, которая окружает детей дома, ограничивается в основном только развлекательной музыкой. В детской психологии и методике развитие речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей.

               Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой(слитной) речи, ребенок говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. В дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

                Мелодические музыкальные инструменты формируют все три основные музыкальные способности: ладовое чувствомузыкально-слуховые представления и чувство ритма. Чтобы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте и ритмические представления.

               Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики.  Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности.

              Обучая игре на музыкальных инструментах, надо учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа.         На музыкальном занятии дошкольников должны присутствовать все виды детского музыкального исполнительства.

Задачи работы:

• Расширять знания детей о музыкальных инструментах;

• Развивать эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку;

• Развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству, умению фантазировать;

• Познакомить детей с исполнением классической музыки на различных музыкальных инструментах, разными видами оркестров;

• Тренировать различные виды внимания, точной и быстрой реакции, умения слушать, активно воспринимать;

• Формировать навыки и умения игры на детских музыкальных инструментах.

                Важно применять  активные методы и приемы для развития чувства ритма у детей, в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах.

               Практические: игровой метод, упражнения, метод активизации творческих проявлений, подразумевающий направляемое педагогом детское творчество, создание ситуаций для него;

                 Словесные: метод моделирования музыкального языка, позволяющий показать и дать ребенку почувствовать ритмические и звуковысотные отношения, динамику, тембр, форму, фактуру; рассказ педагога, беседы, слушание классической музыки в исполнении различных оркестров (эстрадно-духовой, симфонический, оркестр русских народных инструментов).

                 Наглядный: рассматривание картин, презентаций, знакомство с музыкальными инструментами.

                 Слуховой: слушание и определение звучания музыкальных инструментов.

                На занятиях необходимо применять разнообразные формы работы: познавательные беседы, дидактические игры, развлечения. Также в ходе работы  используются технологии личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми: информационно-коммуникативные технологии, технологии традиционного обучения, здоровьесберегающие, игровые.

              Работа на развитие чувства ритма, музицирование включает в себя игру на инструментах, составление и проигрывание ритмических формул, проговаривании потешек, стихотворных текстов и содержит следующие задачи:

-различать длительности в ритмических карточках;

-осмыслить понятие «пауза»;

-выслушивать предложенный ритм до конца и повторить его;

-ритмично играть на музыкальных инструментах по подгруппам и цепочкой;

-выкладывать ритмические формулы, играть на инструментах.

              Освоение нового инструмента нужно начинать с уже знакомых попевок (на одном, двух, трех звуках, которые дети подбирали по слуху после знакомства с приемами игры, способами звукоизвлечения).

               Важно, чтобы ребята почувствовали выразительные возможности новых инструментов, научились использовать разнообразие тембровых красок. В старшем дошкольном возрасте дети уже осознают, что с помощью каждого инструмента, даже не имеющего звукоряда, можно передать определенное настроение.

                Игру на детских музыкальных инструментах необходимо включать в тематические занятия и праздники.

               Дети с удовольствием исполняют музыкальные произведения на концертах, чувствуя себя настоящими оркестрантами.

                Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах повышает качество знаний. Ребёнок становится не просто пассивным собирателем информации, а непосредственным участником «событий».