Воспитание патриотизма средствами эстрадного вокала в условиях дополнительного образования.


Автор: Яна Игоревна Забелина

Предмет: Вокал

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

Воспитание патриотизма средствами эстрадного вокала в условиях дополнительного образования.

Краткое описание работы: Доклад раскрывает деятельность педагога по воспитанию патриотизма в обучающихся через вокальное искусство.

 

Свое выступления я бы хотела начать со слов Василия Александровича Сухомлинского: «Музыка – могучее средство воспитания, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше»

 

Как в наше время воспитать патриотизм в детях? Как привить им чувство гордости за свою Родину? Этими вопросами задаются многие родители, педагоги не только в школе, но и в учреждениях дополнительного образования.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса учреждения дополнительного образования является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности обучающегося. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь, укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Я педагог дополнительного образования 1 квалификационной категории. Работаю в  учреждении дополнительного образования «Сэргэ» 5 лет и эти 5 лет руковожу студией эстрадного вокала «Эдельвейс», где обучаются вокальному искусству дети с 5 лет, на данный момент их у меня 62.

Ни для кого не секрет, что детская эстрада привлекает современных детей своей яркостью, «взрослыми» аранжировками песен, современной стилистикой, насыщенным вокалом и возможностью проявить свои творческие способности, воплотить самые смелые идеи и мечты.

Ансамблевое, сольное пение решают задачу музыкально-художественного и нравственного воспитания, пение воспитывает в детях чувство искренней любви к своей Родине, народу, развивает важные качества коллективизма, трудолюбия.

Мной реализуется программа, рассчитанная на 10 лет обучения с репертуарным планом на каждый год обучения, и, конечно, репертуар, который осваивают дети – это эстрадные песни и песни о Родине, о чести, достоинстве, о маме, о семье, о подвиге солдат и офицеров в ВОВ, об армии, о дружбе, о школе, об учителях, о доброте и справедливости, о любви к животным, о детстве, о мире, о природе.

 

Любая песня, включенная в репертуар моей программы, содержит идеи патриотизма. Я пою с детьми только добрые, великие, гуманные песни, беседуя о том, что заложено, о чем сказано в этой песне. Я всякий раз переживаю с детьми те эмоции, которые переживал поэт и композитор, когда писал это произведение. Я горжусь тем, что мы поем песни таких великих поэтов, как: Елена Комар, Борис Ласкин, Давида Тухманова, Алексей Ольханский и многие другие.

 

Содержание  программы опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, социально значимого и полезного поведения, возрастного подхода к выбору технологий патриотического воспитания.

 

Сегодня я хочу поделиться своим опытом воспитания патриотизма средствами эстрадного вокала в условиях дополнительного образования.

Итак, для целенаправленного воспитания патриотизма у своих обучающихся я внедряю в образовательный процесс различные формы организации музыкальной деятельности, а именно:

 

1)  Работа над репертуаром

2) Концертно-исполнительская деятельность. Участие в Конкурсах и фестивалях патриотической песни

3) Классные часы, просмотр фильмов патриотического содержания и их обсуждение

4) Участие в воспитательных мероприятиях по плану нашего учреждения

5) Ежегодное участие в мероприятиях различного уровня посв. ВОВ, «Дню защитника Отчества» и т.д.

Рассмотрим каждый этап более подробно:

1 Работа над репертуаром.

         Очень важно понимать, что воспитательные возможности любого музыкального произведения, как бы ни были велики его художественные достоинства, окажутся нереализованными, если у ребёнка не воспитана эмоциональная отзывчивость на красоту воспринимаемой и исполняемой музыки. Потому при выборе репертуара педагогу-музыканту необходимо учитывать степень сложности материала. Здесь важна интуиция и чуткость педагога, умение верно рассчитать способности своих обучающихся.

При работе с обучающимися над репертуаром, необходимо затрагивать и обсуждать проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали.

Итак, репертуар, в данном случае является основой на которой обучаются и воспитываются дети. Проблема отбора репертуара всегда была и будет острой и актуальной практической проблемой для каждого руководителя.  

Каждая песня подбирается индивидуально как для ансамбля, так и для солиста. Учитываются возрастные особенности, вокальные возможности, характер исполнителей. К сожалению не все дети понимают и чувствуют, что такое патриотизм, чувство долга, сострадания и т. д.

Чтобы решить эту проблему,  при подборе репертуара, я всегда учитываю разнообразие и драматургическую линию музыкального произведения, степень сложности. Главным критерием является наличие в песне яркой выразительной мелодии и текста, способствующих и вокальному и нравственному воспитанию детей, песен которые в состоянии глубоко затронуть душевный мир ребенка. Вызвать сильный эмоциональный отклик, переживания, сочувствие, понимание.

Перед началом работы над песней мы обязательно окунаемся в историю. Разбираем и анализируем содержание каждого произведения, определяем главную идею, смысл.

 

Так за пять лет работы, репертуар  вокальной студии «Эдельвейс» заметно пополнился патриотическими песнями: «Россия», «Встанем», «Я хочу чтобы не было больше войны», «Боевые ордена», «Мир без войны», «Исправим мир», « Россия, - мы дети твои», «Ты живи моя Россия», «Пилоты», «Закаты алые», «Отмените войну», «Родина мать», «Нежность», «Журавли», «Военное попурри», в котором самые маленькие «Эдельвейсики исполняют  «Катюшу», «Три танкиста», «Синий платочек», «Смуглянку» и «День Победы» и многие другие песни, которые можно услышать со сцен нашего города и района.

В процессе наблюдения за детьми в дальнейших выступлениях с данным репертуаром, слушая их высказывания после концертов о том, какое воздействие оказало их выступление на зрителя, у детей отмечается проявление чувства гордости за подвиг народа, растёт эмоциональная отзывчивость на события общественной жизни.

 

 

  1. Концертно-исполнительская деятельность. Участие в конкурсах и фестивалях

 

Концертно-исполнительская деятельность – важнейшая часть творческой работы нашего коллектива. Она является логическим завершением всех репетиционных и педагогических процессов и занимает особое место в работе студии «Эдельвейс» по патриотическому воспитанию.

Каждое выступление внимательно и детально анализируется, откровенно обсуждается на ближайшем занятии, чтобы в дальнейшем более осознанно работать над содержанием материала и выразительностью его исполнения, совершенствуя при этом вокальные навыки. Большую помощь в этом оказывают аудио и видеозаписи наших концертов. Обсуждение строится таким образом, чтобы участники могли сами проанализировать и критически оценить свое выступление. Я, как руководитель, обобщая разговор, отмечаю как положительные, так и отрицательные моменты исполнения, делаю рекомендации на будущее, намечая пути дальнейшего роста коллектива.

Публичное выступление моего коллектива на концертах вызывает у детей особое психологическое состояние, определяющееся эмоциональной приподнятостью и взволнованностью. Дети испытывают подлинную радость от соприкосновения с историей своей страны и причастности к её традициям. «Эдельвейс» ежегодно принимает активное участие в проведении праздничных мероприятий  внутриучрежденческого, городского и районного уровня. В первую очередь, это мероприятия, посвященные государственным праздникам. Прибывая в торжественной обстановке, дети видят, как соблюдаются традиции в проведении ежегодных мероприятий. Участие в таких мероприятиях вызывает у детей огромное чувство ответственности, дети приобретают бесценный опыт, который также способствует развитию их гражданственности и национального самосознания.

Однако не только в этом заключается концертная деятельность «Эдельвейс». Мы постоянно принимаем активное участие в различных вокальных конкурсах и других торжественных мероприятиях патриотической направленности. Представляю вашему вниманию наши достижения

 

2022 год.

 Гран- при с песней «Мир без войны»  Х международного фестиваля «Бриллиантовые нотки»

2023 год 

Гран- при с песней «Отмените войну»  Республиканского фестиваля  «Таланты земли Олонхо» 

 

Лауреат 1 ст. «Военное попурри» Республиканского фестиваля  «Таланты земли Олонхо»

 

Лауреат 1 ст. с песней «Военное попурри» Районного фестиваля «Дети наше будущее»

 

 Номинация «Надежда Якутии» республиканского молодежного патриотического фестиваля «Мирный поет о Мире»

 

 

2024 год

 Гран- при с песней «Боевые ордена» Республиканского фестиваля  «Таланты земли Олонхо»

 

Лауреат 1 ст. с песней «Россия» Республиканского фестиваля  «Таланты земли Олонхо»

 

Лауреат 1 ст. с песней «Исправим мир» Республиканского фестиваля  «Таланты земли Олонхо»

 

Лауреат 1 ст. с песней «Мир без войны» Республиканского фестиваля  «Таланты земли Олонхо»

 

Лауреат 1 ст. с песней «Закаты алые» Республиканского фестиваля  «Таланты земли Олонхо»

 

Классные часы

Большое внимание в образовательном процессе я уделяю знаменательным датам нашей страны.  В течении года я провожу для каждой подгруппы классные часы приуроченные к календарным праздникам: 12 декабря «День конституции РФ», 12 апреля «День космонавтики», 23 февраля «День защитника Отечества», 9 мая «День Победы в ВОВ»

 

Участие в воспитательных мероприятиях

Принимаем активное участие в воспитательных мероприятиях и акциях МКУ ДО «Сэргэ», ЦПК, детской библиотеки  и других учреждений города.

 

Участие в мероприятиях посвященных «Дню Победы в ВОВ» и Дню защитника Отечества»

 На протяжении 5 лет обучающиеся вокальной студии  «Эдельвейс» принимают активное участие в мероприятиях посвященных ВОВ. Выступления на митинге, праздничных и театрализованных концертах на различных площадках города.

 

 Стоит отметить особую эффективность патриотических песен. В них звучат удивительный оптимизм, неиссякаемая вера в дружбу, любовь, в те идеалы, за которые люди шли в бой, совершали подвиги. Песни военных лет по-прежнему популярны в народе. Они выдержали испытания временем, стали своеобразной летописью Великой Отечественной войны, музыкальным памятником тех далеких, героических лет. Необходимо, чтобы дети больше думали, чувствовали, переживали. Чтобы смысл фразы "мы за ценой не постоим" не воспринимался ими в буквальном смысле, как денежная плата за услуги, чтобы культурное наследие нашей страны все также отличало нас от других государств.

Используемые формы, методы, приемы организации вокально-исполнительской деятельности детей в взаимодополняют друг друга, обогащая процесс патриотического воспитания обучающихся.

 

Сейчас я с уверенностью могу сказать, что воспитать патриота можно путем вокального искусства!  Мои обучающиеся эмоционально  проживают каждую песню и умеют передать эти эмоции зрителю, что доказывают многочисленные победы на различных фестивалях и конкурсах вокального искусства! Я могу сказать, что песня – это могучее оружие в наших руках. Патриотическая песня несет энергию, подъем, решимость, устремленность, гордость за свою страну, отличается высокой нравственностью и человечностью.

 

Патриотическая песня – это прежде всего любовь… И мы, педагоги вокального направления, призваны прежде всего научить любить своих обучающихся те незыблемые ценности, которые делают нас одной семьей, россиянами.