"Работа над выразительными средствами музыки на уроках флейты"


Автор: Ящуковская Лидия Геннадьевна

Предмет: Духовые инструменты

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

"Работа над выразительными средствами музыки на уроках флейты"

Краткое описание работы: Конспект открытого урока раскрывает, что такое выразительные средства музыки, и на примере музыкальных произведений помогает понять и закрепить полученные знания.

 

Цель урока: 

 

- развитие навыков игры на инструменте различными штрихами;

- научить грамотно и выразительно исполнять музыкальные произведения, применяя в них средства выразительности;

- уметь работать в произведении над различными техническими трудностями.

 

 

Задачи урока:

- правильно организовать и подготовить исполнительский аппарат;

- дать определения терминам detashe, legato, Andante, Adagio, Allegro ma non troppo, p, f, mp, fp, кульминация, пунктирный ритм, синкопа и акцент;

- понять, что такое музыкальные средства выразительности;

- закрепить полученные знания на основе произведений;

- поработать над музыкальными средствами выразительности в произведениях, добиться хорошего результата.

 

 

План урока:

Организационный этап

  1. 1.     Вступление.
  2. 2.     Основная часть.
  3. 3.     Заключение.

 

 

 

 

Ход урока:

 

  1. 1.     Вступление.

Сообщение темы урока, цели и задач.

2. Основная часть:

1. Подготовка игрового аппарата – разыгрывания.

Игра длинных звуков на всё дыхание от ноты «соль» первой октавы до ноты «фа» второй октавы. (Следить за дыханием, правильной постановкой и работы диафрагмы).

2. Работа над гаммой ФА мажор.

Игра гаммы двумя штрихами Деташе и Легато. (Проверка и контролирование правильно взятого дыхания, верной аппликатуры, техники дыхания, техники атаки, техники пальцев).

3.Понять с учащимся, что такое выразительные средства музыки?

Мелодия – это душа музыки, бывает кантилена, то есть плавная, бывает скачкообразная, с восходящими и нисходящими движениями, ну и волнообразная.

Темп – это скорость движения (быстрая, медленная, и т.д.)

Тембр – это окраска звука.

Ритм – чередование сильной и слабой долей (ровный, пунктирный, синкопированный)

Динамика – это сила звука (p –тихо, f – громко, mf – не очень громко)

Регистр – это высота звука (высокий, средний, низкий).

Лад – настроение в музыке (веселый, грустный)

Характер – маршевый, танцевальный, суровый, развульный, спокойный.

4. Работа над произведением: К. Глюк «Танец»   

Что такое танец?

Танец – это ряд движений определенного темпа и формы, исполняемых в такт музыке, а также музыкальное произведение в ритме и стиле таких движений. Танец является видом искусства, обладающим особым способом художественной рефлексии.

Когда мы слышим слово Танец, сразу создается впечатление, что это что-то веселое и игривое. Но бывают ли танцы спокойные? Конечно, да. Танцы есть медленные, например вальс.

Произведение в темпе «Andante», перевод спокойно.

Композитор задал нам темп этого танца, спокойный, но это не значит, что мы его должны играть скучно и не интересно. А как написано в начале dolce, то есть нежно, это нужно сделать звуком, не напористо играть.

Следующее на что мы обращаем внимание, это тональность, здесь у нас Фа мажор, при ключе знак си бемоль. Тональность мажорная, о чем нам говорит этот лад? Что веселый лад. Значит грустить здесь мы не будем.

Сразу смотрим на штрихи detashe, legato.

Detashe – раздельно, чёткая атака языка, legato – слитно, связно, плавный переход одного звука в другой, в нотном письме обозначается лигой.

В первой длительности в основном четверти и восьмые, встречаются паузы, очень важно не засиживаться на них, чтобы музыка не останавливалась.

Во второй части встречается синкопа – это смещение ритмической опоры в музыке с сильной доли такта на слабую, то есть несовпадение ритмического акцента с метрическим.

Обычно ударение на сильную долю, 1и 2и 3и, а здесь 1 И - И 3и, то есть 2 долю мы вообще пропускаем.

Также во 2 части танца меняется тональность, звучит в миноре, немного печально. Повторяющий мотив (секвенция) заставляет слушателя волноваться, что же случилось? А на самом деле музыка своими кружевами стремиться куда, ну конечно же к своей родной тональности, к фа мажору. И это нам помогает сделать крещендо.

Ну и в конце, самое основное средство, которое помогает выразительно сыграть любое произведение – это ДИНАМИКА. Здесь она разнообразная р, Fp, cresc и  diminuendo. В конце произведение закончить на форте.

5. Работа над произведением Г. Ф. Гендель «Адажио».

Адажио – широко, медленно, спокойно.

У Георга Фридриха Генделя, и в музыке его времени Адажио считалось медленным произведением. В этой пьесе Гендель даже название указал, как Адажио, значит он хотел ещё раз акцентировать на том, что это спокойное и медленное произведение.

Гендель писал крупные произведения, в которых было несколько частей, и обычно 1ая и 3я части были в быстром темпе, а 2ая в медленном, он называл её Адажио.

Основной задачей работы над пьесой «Адажио» является выработка красивого, глубокого по тембру звучания. Необходимо добиваться мягких переходов на «Legato». Оно должно быть ровным и закругленным.

Тональность Соль минор – грустный или веселый? – грустный лад сразу задает настроение в музыке.

Темп задает характер и скорость «медленный», спокойный и даже суровый, когда звучит с аккомпанементом, этому способствует аккордовая строгая фактура.

Мелодия какая? – волнообразная, то вверх, то вниз, также встречаются скачки.

Нужно обратить внимание на технические моменты. В данной пьесе это скачки в восходящем и нисходящем движении на легато. Для того, чтобы переход получился плавным, необходимо сделать ровное крещендо к верхнему звуку, следить, чтобы верхняя нота не выделялась. Чтобы наработать этот прием можно поиграть упражнения на легато, следить чтобы звуки звучали ровно.

Следует также обратить внимание на правильное исполнение ритмической фигуры: пунктир «четверть с точкой и восьмая» выдерживать ритмически и при этом соблюдать штрих «Легато». Для правильного ее исполнения, можно порекомендовать следующий вариант – разбить данную длительность на 8-е ноты.

Поучить этот такт с атакой звука, делая ударение на акцентируемую ноту, а остальные ослабевая, а затем сыграть на «легато», при этом следить за внутренним пульсом.

В адажио 2 части, штрихи, которые встречаются, в основном легато, это ещё раз подтверждает, что музыка должна звучать плавно, и скачки не должны разрывать этот плавный звук. Атака звука должна быть осторожной, мягкой, не ударяя сильно.

Необходимо также разобраться со всеми терминами и нюансами, встречающимися в этой пьесе: Adagio –широко, p – тихо,  pp – очень тихо,  cresc – постепенно усиление громкости, dim – постепенно.

Важно следить за динамикой, особенно когда играет ученик на «диминуэндо» следить за тем, чтобы интонация не понижалась. При этом важно обращать внимание на диафрагму, она обязана быть более крепкой, ни в коем случае не расслабляться. Особенно в конце произведения «си» 2 октавы начать тихо и постепенно развить громкость, обязательно нужно на опоре.

В каждом произведении есть КУЛЬМИНАЦИЯ – это самое яркое место в музыке. В этой пьесе у нас кульминация в конце произведения., во 2ой части. Мы начинаем очень тихо, постепенно развиваемся, и на ноте си бемоль должны сделать крещендо и довести до конца на форте.

Ну и в конце стоит проиграть произведение с аккомпанементом. Аккордовая фактура аккомпанемента придает  произведению более строгое звучание. Важно иметь ансамбль с солистом, чтобы аккомпанемент не утяжелял произведение.

В заключении хочется сказать, что при работе над любым художественным сочинением, важную роль играет фортепианное сопровождение. Внимательно слушая его, исполнитель должен обратить еще более пристальное внимание на свою интонацию, а также на динамику, темп. Обращать внимание на одновременное начало звучания и его завершение.

 

6. Работа над произведением: Д. Шостаковича  «Шарманка».

Для начало предлагаю разобраться, что такое шарманка.

Шарманка – это механический прибор для воспроизведения музыкальных произведений. Шарманка – это переносной механический орган в виде надеваемого на плечо ящика с лямкой, на котором бродячие музыканты исполняли популярные песенки.

Крутя ручку, шарманщик приводит в действие меха, которые поступают в духовые трубки, в том порядке, который задан на валике.

Произведение в темпе «Allegro ma non troppo», переводится как весело, скоро, быстро, но не слишком.

Тональность соль мажор – значит лад веселый.  Какой характер музыки? Танцевальный.

Штрихи в основном деташе и легато, и еще встречается акцент.

Пьеса состоит из 4х маленьких частей и коды.

Первая часть начинается с повторяющихся нот, чтобы звучало интересно, нужно вырасти на первых нотах к 3, плюс 3 нота с акцентом, сделать ударение на ней. Динамика mp, начинаем не громко, но постепенное развитие нужно сделать к середине части, там где ля второй октавы. К концу можно опять постепенно затихнуть.

Вторая часть встречаются паузы, здесь важно сохранить темп, выдержать паузы и не замедлить, нужно четко чувствовать мелкий ритм.

Ну и динамика. Начинаем на р, в первой октаве, это сложно, не форсировать звук, к концу части стоит крещендо, постепенно вырасти и закончить на форте.

         Третья часть - здесь музыка очень плавная, об этом нам говорит штрих легато.

Здесь мелодия постепенно с первой октавы переходит на вторую. Вместе с этим растёт и динамика. С р на f, к концу опять затихаем.

         Четвёртая часть игривая, за счёт мелких длительностей шестнадцатых.

Не смотря на первую октаву важно сыграть громко и выиграть все нотки, хорошо их озвучить.

         Кода – это завершающая часть этой пьесы. Здесь не нужно торопиться, четвертные длительности нам в этом помогают. Соблюдаем динамику, как написано. Начинаем тихо и постепенно делаем крещендо. Заканчиваем на форте и ещё с акцентами.

Соединяя готовое произведение с аккомпанементом, нужно сохранять характер произведения. Аккомпанемент помогает изобразить шарманку, практически постоянно звучит одно и то же, вся красота в мелодии у солиста.

3. Заключение.

Подведение итогов урока.

Что самое трудное было на уроке? Игра на легато больших интервалов, одновременно менять аппликатуру, чтобы не было лишних призвуков. Сложно играть на одно дыхание всю фразу в песне «Адажио», для этого нужно дома играть упражнения на длинных звуках с задержкой дыхания.

Ну и в шарманке - хорошо озвучивать ноты в первой октаве. Выдерживать паузы, и на протяжении всей пьесы сохранить темп.

Оценка за урок и домашнее задание.

 

Выводы:

Ученица справляется с предложенным материалов, хорошо разбирает произведения дома, грамотно читает с листа.

Владеет основными приемами артикуляции, умеет исполнять штрихи, хорошо выстраивает динамику.