Основные направления педагогической деятельности музыкального руководителя ДОУ


Автор: Макеева Анастасия Денисовна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Основные направления педагогической деятельности музыкального руководителя ДОУ

Краткое описание работы: Основные направления педагогической деятельности музыкального руководителя ДОУ

Представляю основные направления педагогической деятельности, цели и задачи которые я, как музыкальный руководитель использую в своих занятиях.

Педагогический процесс осуществляю через интеграцию пяти образовательных областей.

Социально- коммуникативное развитие – это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена общества.

Мы осуществляем развитие умений дружеского общения, взаимовыручки у дошкольников через музыкально – игровые ситуации и игры.

На первом этапе вводим в развивающую среду группу музыкальные произведения для улучшения эмоционального климата. Такие произведения сопровождают основные режимные моменты, начиная с утреннего приема детей, становится фоном для совместной деятельности. Они способствуют укреплению дружеских взаимоотношений воспитанников и положительному эмоциональному настрою в группе.

На втором этапе развитие умений дружеского общения, взаимовыручки посредством музыкально – игровых ситуаций и музыкальных игр например : «Поссорились» - предлагает инсценировать текст используя соответствующие вокально – речевые интонации и другие средства выразительности, игра «Угадай» - ставим знакомую детям песню и предлагае6ми вспомнить ее название. Правильный ответ «Очко». Затруднительная ситуации требует помощи друга, тем самым развивает умение взаимовыручки.

Третий этап музыкально – игровые ситуации, «Поиграем на ложках», «Придумай вместе танец», «Готовим музыкальный спектакль» направленны на совместную – исполнительскую деятельность детей.

Созданный благоприятный социум на каждом из этих этапов успешно формируют коммуникативные навыки: коммуникативные игры способствуют развитию таких качеств как инициатива, самостоятельность, чувство коллективизма и уважение к своим товарищам.

В своей практике я использую коммуникативные танцы и игры А. Бурениной (интернет ресурс) предоставляемый материал А. Бурениной интересен так, как основан на фольклоре разных народов.

Патриотическое воспитание.

Формулирую гражданственно-патриотические отношения и чувства сопричастности : к семье, стране, к природе родного края: - к культурному наследию своего народа:-толерантного отношения к представителям других наций:-воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну и край, совместно с детьми, воспитателями ДОУ и родителями воспитанников были проведены мероприятия:  «День Защитника Отечества», «День Победы!» и т.д. Сотрудничество учреждения с социальными партнерами позволило выстроить единое информационно-образовательное пространство, которое явилось залогом успешного проведения праздников, концертов  и др.  мероприятий по Патриотическому воспитанию.

Познавательное развитие – формулируя основы музыкальной культуры детей дошкольного возраста, стараюсь максимально расширить кругозор детей на основе накапливания опыта восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох, стилей, народной музыки. Детям очень нравится такие познавательные интегрированные занятия с использованием ИКТ: опера, балет, знакомство с композиторами, путешествие в театр, знакомство с нотной грамотой и музыкальными инструментами). Последнее занятие этого познавательного цикла посвящены симфонического и народного оркестров. Знакомство с композиторами и их творчеством впечатлительно проходят в музыкальных гостиных. Музыкально – познавательное развитие детей, не ограничивается только занятиями, оно продолжается и в другом виде музыкальной деятельности.  Работая с группой детей в театрализованном кружке «Сказка», нами поставлены такие сказки как – Теремок, Репка, Вкусное молоко, Осеннее приключение Барбоскина.  Совместно с воспитателями ведется работа при подготовке праздничных утренников в индивидуальной форме: песни, инсценировки, сценки, сюрпризные моменты (разучивается и готовится вместе с воспитателем). Очень интересно и увлекательно прошли такие развлечение: «Великий день Пасха», «Посиделки», фольклорный праздник «Масленица», совместная работа с воспитателем в группе направленна на закрепление у детей навыков и умений полученный на музыкальных занятиях с учетом его индивидуальных способностей, поэтому очень важно в развитии познавательной активности правильно организовать предметно-пространственную среду, для развития самостоятельной музыкальной деятельности. 

 Речевое развитие тесно связано с сенсорными процессами, памятью, мышлением, воображением, эмоциями. Безусловно, что каждый вид музыкальной деятельности, является процессом общения педагога с детьми, а значит, позволяет целенаправленно и эффективно развивать речь через, музыкальные ритмические движения. Развитие речи в сочетании с движениями и музыкой предоставляет собой процесс из двух основных направлений: развитие невербальных процессов (слуховое внимание, память, воображение, зрительный – пространственный ориентир, моторики). Второе развитие – речевых (вербальных) умений – темпа и ритма , дыхания и речи. Поэтому наша задача научить ритмично дышать, говорить, петь, двигаться. В разделе слушание музыки дети развивают образность речи, успешно высказываясь о средствах выразительности, делясь впечатлениями от услышанного.

Такой вид искусства, как пение развивает успешно связную речь. Я в практике для четкой артикуляции использую скороговорки, фонемные упражнения (интегрированное занятие с логопедом «Осень в лесу», «Кот и мыши» и тд.). для расширения словарного запаса использую игру на музыкальных инструментах с речевой поддержкой, игра лесной оркестр. Игры с музыкальными инструментами позволяют эффективно развивать звуковысотный, динамический, тембровый слух и темп.

Художественно – эстетическое развитие. В нашем ДОУ работа по музыкакльному образованию построена так, что в процессе взаимодействия родителей, педагогов с детьми, происходит систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей каждого ребенка. Для того, чтобы развить у ребенка музыкальные способности важно увидеть его склонности. Поэтому на каждом возрастном отрезке я применяю дифференцированный подход. В работе всех возрастных групп решаются одни и те же задачи, которые последовательно усложняются. Вовремя типового занятия дети обучаются сразу нескольким видам деятельности: слушание, музыкально ритмическая деятельность, пение, игра на музыкальных инструментах=, развитие творчества: (песенного, музыкально – игрового, танцевального). Программа в ДОУ выстроена так, что все виды музыкальной деятельности взаимосвязаны: прослушав произведение я предлагаю его оркестровать музыкальными инструментами и тд. Музыка в «фоновом режиме» используется с согласия воспитателя:

-утро в группе (звучит веселая мажорная песня), позволяет легче расстаться с родителями детям.

-утренняя гимнастика (веселая ритмическая музыка дает заряд бодрости).

-обыгрывание дня рождения или прогулок (использую хороводную деятельность).

-расслабление или релакс (музыка природы, классическая музыка).

-пробуждение после дневного сна (тихая, нежная, легкая, радостная).

Неизменно, весь накопленные опыт ребенок переносит в самостоятельную музыкальную деятельность, по своим интересам, она проявляется особенно ярко в музицировании, включая пение и игру на музыкальных инструментах. Обязательным условием самостоятельной деятельности в группе является создание «Музыкальных уголков», которые имеют музыкально дидактическое содержание в старших группах, а в младших сюжетно – ролевое.  

Физическое развитие.  Существует широкое заблуждение, что физическое воспитание касается лишь развития физической кондиции ребенка, то этим оно не ограничивается. Таким образом: пение – укрепляет голосовые связки, улучшает речь, правильная поза при пении регулирует и укрепляет дыхание.  занятие ритмикой улучшает осанку ребенка, координацию, четкость ходьбы и легкость бега. Звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно – сосудистой, мышечной, двигательной, дыхательной систем. Проводимая гимнастика с музыкой – создает бодрый настрой, что способствует активности в труде, играх и занятиях. Не мало важное значение имеет гимнастика после дневного сна. В спальной комнате дети под музыку выполняют произвольные музыкально – ритмические движения, упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки. Заканчивается комплекс дыхательными упражнениями.

Активно работала с семьями воспитанников по приобщению к ценностям здорового образа и вопроса охраны и укрепления здоровья детей:

- на информационных стендах выставила рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств,

- оформила буклеты, памятки из серии «Пальчиковая гимнастика», «Музыка лечит».

- провела консультации по применению профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики.

Проектная деятельность с родителями: «Папа, мама, я - спортивная семья», «Веселые старты», «Мой веселый, звонкий мяч».

Предметно – развивающая среда. В каждой группе детского сада организованы музыкальные уголки, где находит свое отражение песенно-танцевальная деятельность детей. В оформлении каждого уголка виден возраст детей, реализуемая образовательная программа. Материал способствует развитию музыкально-сенсорных способностей и творческих проявлений в музыкальной деятельности, музыкально-ритмического, слухового внимания, эмоциональной отзывчивости, закреплению умений и навыков, полученных на музыкальных занятиях. В каждой группе есть магнитафон с аудиокассетами, в уголке дети имеют возможность знакомиться с фольклором, народными костюмами. Различные виды театров, элементы костюмов, маски используются в кружковой работе, музыкальные инструменты в самостоятельной деятельности. Содержание среды периодически варьируется, постоянно обогащается новыми пособиями и играми.