Урок музыки 3 четверть . Модуль 3 « Музыка в жизни человека» тема урока: «Вечная память героям» ( Музыка на войне, музыка о войне)


Автор: Элла Юрьевна Першина

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

Урок музыки 3 четверть . Модуль 3 « Музыка в жизни человека» тема урока: «Вечная память героям» ( Музыка на войне, музыка о войне)

Краткое описание работы: Урок с использованием системно- деятельностного подхода.

 

программа: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,Т.С.Шмагина

тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

класс: 3

Цели: 

  • знакомство с произведениями искусства, посвященным событиям Великой Отечественной войны;
  • формирование духовных качеств личности гражданина России, патриота своей Родины;
  • формирование воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, художественного вкуса,  нравственных и эстетических чувств: любви  к Родине, уважения к  ее истории,  гордости за свой народ;
  • освоение знаний об особенностях музыкального языка, о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с жизнью и другими искусствами;
  • повышение интереса к историческому прошлому нашей родины, к ее песенному наследию и популяризации военной песни как важного инструмента культурно-воспитательной политики;
  • передача положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве.

Учебные задачи:

  • эмоционально-образное восприятие и характерисика пьесы Р. Шумана «Грёзы»,
  • песен «От героев былых времен» сл. Е. Агранович, муз. Р. Хозак, «Священная война» сл. В. И. Лебедева-Кумача, муз. А. В. Александрова;
  • осмысление понятий «герой», «мелодии-образы»;
  • эмоционально-образное восприятие видеофрагмента «Минута молчания» под пьесу Р. Шумана "Грезы" (текст читает Игорь Кириллов)
  • выразительное исполнение песни «День Победы» сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова;
  • воспитывать любовь и уважение к своему посёлку, к родному краю, усилить интерес к истории и судьбам земляков.

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания её значимости в мировом музыкальном процессе;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности.

Метапредметные результаты:

Познавательные

• обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других обучающихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

• адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи;

• пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Регулятивные

• принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Коммуникативные

• понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

• слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Предметные результаты:

  • различать музыкальные интонации и их связь с образами музыкальных произведений;

Ключевые компетенции: ученик должен использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • размышления о музыке и её анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
  • музыкального самообразвания;
  • певческого музицирования дома. в кругу друзей и сверстников;
  • определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Оборудование урока и методическое обеспечение:

  • компьютер и мультимедийный проектор, экран, колонки;
  • презентация к уроку с использованием видео- и аудиоряда:
  • задания для групп

План урок:

  1. Организационный этап. (1-2 мин)
  2. Мотивация учебной деятельности учащихся (2-3 мин.)

3. Постановка цели и задач урока. (3-4 мин.)

  1. Актуализация знаний (4-5 мин)
  2. Первичное усвоение новых знаний (8-9 мин)
  3. Первичная проверка понимания (5-6 мин)
  4. Первичное закрепление. (4-5мин)
  5. Рефлексия (3-4 мин)
  6. Домашнее задание (1-2 мин)

 

тема урока: «Вечная память героям»

 

Ход урока

 

1. Организационный этап. (СЛАЙД №1)

Музыкально-ритмическое приветствие:

 

Добрый день! Добрый день!

Встретились мы снова,

Слушать музыку и петь

мы уже готовы!

 

Учитель:- Я очень рада нашей встрече. Всё доброе и прекрасное находится в душе человека, то есть внутри нас. Давайте возьмемся за руки и вместе с теплом передадим, друг другу самое лучшее и позитивное, что есть в нас.

( Дети берутся за руки)

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся. (СЛАЙД 2)

Учитель:- Ребята, сегодня мы будем работать по группам. Каждой группе дан номер (1,2,3,4). Определите с помощью задания на слайде название своей группы (на слайде представлены фото детей под номерами ).

1 2 3 4

Дети определяют название своей группы:

  1. Композитор – человек, который сочиняет музыку.
  2. Художник - человек, который рисует картины.
  3. Поэт - человек, который сочиняет стихи.
  4. Скульптор – человек, который создает поделки из разных материалов (глина, гипс, дерево и др.)

Учитель: Вспомним правила работы в группах (памятки работы в группах).

  1. Постановка цели и задач урока.

 

Звучит видеофрагмент песни «От героев былых времен» сл. Е. Агранович, муз. Р. Хозак (СЛАЙД 2)

Учитель: - Нет в России семьи такой, (СЛАЙД №3)
Где б не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат,
С фотографий увядших глядят.

Определите тему нашего сегодняшнего урока? («Вечная память героям») (СЛАЙД №4)

Запишите ее в маршрутный лист и название своей группы.

 

Учитель: - Ребята, как вы думаете, о чём  сегодня будем говорить на уроке? (О войне )Что вам уже известно по этой теме? О чем говорят вам эти даты?

Учитель: Определите цель урока. Мы познакомимся с …… (СЛАЙД №5) (Мы познакомимся с произведениями искусства, посвященным событиям Великой Отечественной войны)

 

Учитель: С помощью каких действий …… (Мы прослушаем…., Мы поразмышляем…., Мы узнаем…., Мы исполним.., Мы вспомним….., Мы сможем выразить…)(СЛАЙД №6)

  1. Актуализация знаний

 

Учитель: - Ребята, что вам уже известно о Великой Отечественной войне? Назовите годы войны (1941-1945) (СЛАЙД №7)

 

Учитель:- Праздник 9 мая дорог всем жителям нашей страны. Именно в этот день в 1945 году окончилась самая страшная война в истории человечества. Советские воины одержали полную победу над фашистскими захватчиками. (СЛАЙД №8)

 

Это была Великая война! Великая-потому что длилась 1418 дней и ночей. Великая – и потому, что русский народ проявил истинную волю, мужество и героизм.

 

  1. Первичное усвоение новых знаний

Учитель:- Хотелось бы вам узнать, какая самая первая песня была написана во время Великой Отечественной войны (Да)

 

Учитель:- Это песня под названием «Священная война»,  ставшая своеобразным гимном Великой Отечественной войны (СЛАЙД №9)

 

Учитель:- Утром 24 июня 1941 на первой полосе газет «Красная звезда» и «Известия» были опубликованы стихи В. И. Лебедева – Кумача «Священная война», начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...» Газета со стихами попала к руководителю Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии Александрову. Стихи потрясли композитора и уже на другой день……. появилась песня.

 

Учитель:- Под эту песню многие солдаты прямо с Красной площади уходили на фронт.

Весь русский народ поднялся на защиту своей Родины. Советские войска храбро сражались с врагом. Оставшиеся в тылу старики, женщины и дети работали на военных заводах, строили оборонительные сооружения.

 

Учитель:- Прослушайте фрагмент песни. Какие чувства она у вас вызвала? (СЛАЙД №10)

Учитель: В годы войны композиторами было создано немало песен, которые звучали повсюду – на фронте, в тылу, в госпиталях. Эти песни укрепляли силу духа русского народа, веру в победу. (СЛАЙД №11-12)

 

Учитель: - 1945 году закончилась Великая Отечественная  война……….  Но мы не должны  забывать её героев, ведь они проливали свою кровь, шли на верную смерть, ради нашего светлого будущего. (СЛАЙД №13)

Учитель: - 26 млн.452 тыс. жизней наших героев унесла страшная война.

 

Учитель:- Ежегодно 9 мая в память о погибших в Великой Отечественной войне объявляется Минута молчания. По телевидению на фоне Вечного огня неизменно звучит музыка немецкого композитора Роберта Шумана «Грезы». (СЛАЙД №14)

 

Учитель:- Как вы считаете, какие творческие задания будет выполнять каждая группа, прослушав музыкальное произведение?

 

Мини-проект «Мир искусства»

 

Учитель:- Прослушав пьесу Р. Шумана «Грезы», каждая группа выполняет свое задание:

  1. Композитор – определяют средства музыкальной выразительности.
  2. Художник – рисуют или подбирают картины к музыкальному произведению.
  3. Поэт – сочиняют или подбирают стихотворение к музыке.
  4. Скульптор – создают скульптурную композицию из пластилина.

Учитель:- Каждая творческая группа должна дать название своей работе

 

Критерии оценивания проекта (СЛАЙД №15)

Критерии

Деятельность группы

Активная работа в команде, четкое распределение обязанностей, продуманный план работы,

проявление взаимоуважения

В работе участвовали не все члены группы, работали по плану.

Нет ясного плана работы, обязанности распределены не четко, отсутствует сплоченность в коллективе

Выполнение

заданий

 

Тематически правильно подобранна информация и иллюстрация,

композиция.

Часть информации или иллюстрации не точны или не имеют прямого отношения к теме

Информация и иллюстрация не соответствуют данной теме

Результат

работы

Четкое, грамотное представление материала. Выразительно зачитан текст. Аккуратно и оригинально оформлен проект

Отсутствует выразительность зачитывания информации. Имеются ошибки в грамотности представления текста

Материал логически и грамотно не выстроен и подан не привлекательно

.

Итого

 

Учитель:- Прошу защитить ваши творческие задания.

 

Композитор -

Художник -

Поэт -

Скульптор -

Учитель:- Оцените свою проектную деятельность в маршрутных листах. Сколько баллов вы набрали? (ответы детей)

Демонстрация проектов на доске и парте

 

  1. Первичная проверка понимания

Учитель: - Ребята, Мы должны помнить подвиги Героев? (Да. Ведь без прошлого нет настоящего, пока мы помним – мы живем.)

Игра «Ассоциации к слову «герой». (сила, храбрость, доброта, мужество, отвага, защита, бесстрашие, слава, память, мудрость, патриотизм, и др.)

Учитель: - В каждом городе, в каждом поселке нашей необъятной Родины зажжен Вечный Огонь, в память о тех, кто отвоевал мирное небо для нас. Каждый год,  9 мая,  ветераны, труженики тыла, дети войны,  жители посёлка, ученики нашей школы,  приходим к памятнику неизвестного солдата, чтобы почтить память о погибших во время войны. И возложить цветы к вечному огню. (СЛАЙД №16)

Учитель:  - Ребята, давайте встанем и почтим память минутой молчания, не вернувшихся с войны всех Солдатов под музыку Р. Шумана "Грезы".(СЛАЙД №16)

 

Учитель:  - Всё дальше в историю уходят страшные годы войны, унесшие жизни миллионов мирных людей. Но никогда не померкнет героизм русского народа, отстоявшего в борьбе с фашизмом нашу великую Родину! (СЛАЙД №17)

 

Учитель:  - В какой известной песне воспевается Праздник Победы? (В песне «День Победы» сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова). (СЛАЙД №17)

 

Учащиеся исполняют песню «День Победы»

 

 

 

  1. Первичное закрепление.

Тест «Угадай-ка» (СЛАЙД №18-19)

  1. Роберт Шуман - композитор

А) немецкий

Б) русский

В) французский

 

  1. Песня, ставшая своеобразным гимном Великой Отечественной войны

А) «Катюша» муз. М. Блантера, сл. М. Исаковский

Б) «Священная война» муз. А. В. Александрова, сл. В. И. Лебедева-Кумача

В) « В землянке» (сл. А. Суркова, муз. К. Листова)

 

  1. Кто является автором пьесы «Грезы»

А) Ф.Шопен

Б) П. Чайковский

В) Р. Шуман

 

4. Годы Великой Отечественной войны

А)1941-1946

Б)1942-1945

В)1941-1945

 

5. С помощью, каких групп мы создали проект «Мир искусства»?

А) поэт, композитор, театр, скульптор

Б) художник, скульптор, поэт, композитор

В) композитор, хореограф, поэт, художник

 

Ключи ответа:

А, Б, В, В, Б

 

Критерии оценивания:

0-5

1-4

2-3

Учитель:  Поведите итоги своей группы в баллах. Оцените работу своей группы в листах самооценки.

 

Учитель:  - Ребята, какую цель мы ставили на уроке? Удалось нам ее достичь? (познакомиться с произведениями искусства, посвященным событиям Великой Отечественной войны) (СЛАЙД №20)

Учитель:  - С какими музыкальными произведениями мы познакомились?

 

  1. Рефлексия «Салют Победы» (СЛАЙД №21)

 

Учитель:  - В День Победы  песни поют! В честь Победы сверкает салют!

 

 Учитель:- Я предлагаю подарить салют победы всем героям войны нашего района, памятнику воину – солдату и стеле, на которой написаны имена сизинцев, погибших на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. (СЛАЙД №22)

 

 

Учитель:-  -все получилось, урок понравился.

осталось кое-что не понятно

-было скучно и ничего не понятно

 

  1. Домашнее задание (СЛАЙД №23)

 

Учитель:- Спросите у людей старшего поколения, какие военные песни они помнят. О чем в них поётся? Прослушайте их.

Учитель: - Благодарю вас за урок!

Учащиеся уходят из класса под видеофрагмент песни «День Победы» (СЛАЙД №23

Распределить всех по группам

Песня день победы

«День Побе́ды» — советская песня композитора Тухманова Давида Фёдоровича и поэта Харитонова Владимира Гавриловича о Дне Победы.

Непременный знаковый атрибут торжеств по поводу 9 мая — Дня Победы в Великой Отечественной войне не только в России, но и странах СНГ.

Цветная бумага и салют

Маленький скотч

2 доски

Учитель:- Какие песни военных лет вам известны?...................... . (СЛАЙД №8)

 

Печать :

ЦВЕТНЫЕ МЕЛКИ

(памятки работы в группах).

Записать виды искусства

Каждой группе дан номер (1,2,3, 4) .

Маршрутный лист

таблицы: композитор, художник, поэт скульптор

Какие песни военных лет вам известны?

Стихи о войне

Картины войны

Скльптуры картинки

Таблица для композиторов

Лист самооценки

Краски. Пластелин Игра «Ассоциации к слову

Добрый день! Добрый день!

Встретились мы снова,

Слушать музыку и петь

мы уже готовы!