открытый урок по музыке в 3 классе по теме: « Православный праздник - Вербное Воскресенье. Вербочки»


Автор: Элла Юрьевна Першина

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

открытый урок по музыке в 3 классе по теме: « Православный праздник - Вербное Воскресенье. Вербочки»

Краткое описание работы: урок с применением технологии формирующее оценивание

УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С

Раздел: «О России петь – что стремиться в храм»

Тема: «Вербное Воскресение. Вербочки»

Тип урока: изучение нового материала

Технологии: Формирующее оценивание, здоровьесберегающие, ИКТ.

Цель: Познакомить с праздником Вербного воскресенья.

Создать условия для восприятия и исполнения музыкального образа света и благодати через исполнение песен А. Гречанинова и Р. Глиера «Вербочки»,

слушание произведений « Светлый праздник» С.Рахманинова,  хора «Осанна» Л.Уэббера из рок – оперы Иисус Христос – супер звезда».

 

Задачи урока:

Обучающие: познакомить обучающихся с праздником «Вербное Воскресенье»; показать значимость этого праздника в жизни людей; сформировать позитивное представление о «Вербном Воскресенье».

Развивающие: способствовать развитию эмоциональной сферы личности; развивать творческое воображение; развивать внутренний интонационный слух, коммуникативные способности, ассоциативное мышление

Воспитательные: воспитание уважение к традициям своего народа; воспитание эстетического чувства;

Планируемые результаты:

Личностные: заинтересованность темой; оценить значимость новых знаний и открытий.

Познавательные УУД:

 Предметные: сравнивать музыкальные, изобразительные и литературные образы, понимать музыку, определять её характер;

Метапредметные: определять средства музыкальной выразительности.

Регулятивные УУД: ставить цели, планировать, проверять результат, оценка и самооценка результата.

Коммуникативные УУД: работать в группе, распределять обязанности членов команды, обосновывать своё мнение

Организация образовательного пространства:

Работа в парах, фронтальная и индивидуальная работа.

Используемые виды оценивания:

Словесное оценивание,  карта самооценки, листы самопроверки.

Межпредметные связи:

Литература, ИЗО, история.

Оборудование: компьютер, проектор, доска, экран.

Музыкальный материал: «Вербочки» А. Гречанинова, Р. Глиэра; Ллойд Уэббер «Иисус Христос – суперзвезда», «Светлый праздник» С.Рахманинов.

Ход урока:

1. Организационный момент. Актуализация знаний.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Музыкальное приветствие.

2.Мотивация - Предлагаю вам исполнить «Гимн школы», чтобы настроиться на хорошую работу.

3. Актуализация знаний.

Ребята, чтобы вспомнить, чем мы занимались на прошлом уроке, о чем говорили, что слушали, я предлагаю вам сыграть со мной в Игру «Музыкальный снежок».

Я буду кидать снежок кому – то из вас и задавать вопрос, а вы отвечаете!

Начинаем….

1. 1. Название произведения, где композитор нарисовал портрет одной девочки?

2. Как называется музыкальный спектакль, где артисты танцуют?

3.  Название балета, где звучит вальс – полночь и музыка изображает угрожающие часы?

4. Кто сочинил песню «Болтунья» и балет «Золушка»?

5 Как называется эта картина? См.приложение

6. Какое вы можете назвать  муз.произведение к этой картине?

7. Как называют мать Иисуса ?

Молодцы!

4. Основной этап. Изучение новой темы.

 Сейчас прозвучит музыка, вы ее послушайте и скажите, где можно услышать такую музыку?

- В церкви, в храме. А вы знаете какие есть у  нас церковные праздники?

( Пасха, Рождество, Троица, и ?)Есть еще один праздник , о котором сегодня пойдет речь на уроке. Угадайте загадку, о каком растении я говорю?

Пушистые комочки
Расселись на пруточке.
Весною зацветает,
И Пасху зазывает.

На окраинах растёт,
Зиме ходу не даёт,
Молвят: красна – бьёт напрасно,
Скажут: бела бьёт за дело.

Почки – пушистые,
Цветки – золотистые,
Какая же ветка?
Пурпурной расцветки.

На ветке серьги — там и тут,
Их люди к празднику несут.

 

ОТВЕТ: Вербочка.
У: – Дети, как вы думаете, о каком празднике идёт речь?

Об.: –Речь идёт о Вербном воскресенье.

У: –Правильно! Скажите мне тему сегодншнего урока? ( открыли тетради, записали число, новую тему)

5.  Открытие нового знания.

Что бы вы хотели узнать об этом празднике? Ответы детей можно выписать на доске.

Сегодня мы совершим путешествие в историю, узнаем откуда к нам пришел этот праздник.

Послушаем музыку, которая передает нам образ праздника Вербное воскресенье.

Разучим песню «Вербочки»

Почитаем стихи о Вербном воскресенье, чтобы еще больше почувствовать атмосферу праздника.

Итак, поехали! (звучит волшебная музыка)

1. Станция №1 Историческая.  (слайд 1-2) Ребята, у вас на столах разложены небольшие тексты о том, как появился этот праздник. Нужно прочитать этот текст в команде и распределить, кто какое предложение будет читать вслух. Приступили!( 3 мин.)

Выступление с текстом от команд. (3 мин)

Хорошо! Спасибо! И мы отправляемся на след.станцию. (муз.фон)

2. Станция № 2- Музыкальная (слайд 3) Композиторы сочиняют очень красивую музыку о церковных  праздниках. Давайте мы с вами послушаем произведение «Светлый праздник» С.Рахманинова . Вам  нужно услышать, угадать, что изображает фортепиано?

 Слушание  С. Рахманинов «Светлый праздник»
У:- Что вы услышали в произведении?

Об:- В произведении мы услышали колокольный звон.

У:- Какое настроение у колокольного звона?

Об:- У колокольного звона радостное и светлое настроение.

У:- Где может звучать эта музыка?

Об:- Эта музыка может звучать на церковных праздниках.

Следующее произведение называется хор «Осанна» из рок – оперы «Иисус Христос – Супер звезда . Чтот же заслово такое Осанна?!

Народ считал Спасителя будущим царём Израиля, и поэтому

при встречи Иисуса Христа израильтяне восхваляли и славили

Его, восклицая: «Осанна» (евр.) - «Помоги нам!

Послушайте хор «Осанна» и попробуйте продирижировать им, воображая, что у тебя в руке пальмовая ветвь. В каком темпе звучало это произведение? какое настроение в музыке вы чувствуете?Как оно выражается?

 (Эмоциональные словарики) 3-4 слова.

Ребята, как вы думаете, а есть ли песни о Вербе, о Вербном воскресенье? Вы хотите узнать?

Едем на следующую станцию. (муз фон)

3. Станция № 3 – Исполнительская  (слайд 4)  (Песня «Вербочки» А. Гречанинова и Р. Глиера).

Откройте учебники, на стр.50 . Есть ли там нотная запись мелодии? ( да)

Если есть мелодия, а под нотами написан текст , то это что за произведение? Песня! Да, на стихи А.Блока два композитора сочинили песню «Вербочки» . Давайте их прослушаем. Текст следим в учебнике. (Звучат 2 песни)

Слушание: песни «Вербочки» А. Гречанинова и Р. Глиера

У:- Песни похожие или разные?

Об:- Песни похожие.

У:- Чем похожи эти музыкальные произведения?

Об:- Музыкальные произведения похожи настроением.

У:- Какое из произведений вам понравилось больше? Объясните почему.

Об:- Мне понравилось первое/второе произведение, потому что……

У:- Хорошо. Есть ещё мнения?

Об:- Мне понравилось первое/второе произведение, потому что……

Я предлагаю вам разучить песню «Вербочки» А.Гречанинова.

Разучивание, исполнение удоски со свечей и веточками вербы).

4.Станция №4 – Творческая. (читаем стихи о вербе, говорим о приметах )

В группе на столе лежат стихи, дети сами выбирают,кто будет читать стих, а кто рассказывать о приметах. Выступление с места.

Ребята, спасибо вам за стихи, за познавательные приметы о вербочке. Как вы думаете. Мы уже много сегодня узнали о празднике Вербное Воскресенье? Мы ответили на ваши вопросы ,

Проверка усвоения новой темы.Подведение итогов урока.

5. Предлагаю отправиться на станцию № 5-  Итоговая.

Какая цель стояла перед нами*? Мы достигли ее?

В тетрадях по музыке делаем Лист самопроверки.

 Я читаю вопрос, вы ставите букву правильного ответа.

  • 1. В какой город въехал Иисус?
  • А) Москва  б) Иерусалим
  • 2. Какое растение мы используем вместо пальмовых веток на праздник?
  • А) Елка Б)  Верба
  • 3. На каком животном въехал Иисус в Иерусалим?
  • А) конь  Б) Ослик
  • 4. В каком месте освещают ветки вербы?
  • 5. О каком празднике мы сегодня говорили?

    6. Когда отмечается этот Праздник?

      А) За неделю перед Пасхой   Б) Через неделю после Пасхи

Если есть время, можно провести самооценку. Заполнить карты по видам деятельности на уроке. (готовит учитель заранее)

 

6. Рефлексия

Старинное поверье гласит, что веточки вербы подарят красоту, силу, здоровье всем, кто к ним прикоснется. Мне очень хочется, чтобы увас все случилось именно так, как говорится в этом поверье. Прикоснитесь к веточкам вербы своими ладошками, почувствуйте, какие они пушисты, теплые мягкие, подумайте о чем –нибудь светлом.(Дети прикасаются к вербе под музыку песни К. Орбакайте:) И оставьте свои впечатления об уроке на доске  .Поставьте + где Мажор  ( понравилось) и – где Минор ( не понравилось)

«Маленькие девочки
Свечечки да вербочки,
Понесли домой.
Огонёчки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня.
В воскресенье Вербное
Завтра встану первым я
Для святого дня».

7. Домашнее задание:

Ребята! Нарисуйте рисунки по теме праздника.