Теоретический аспект развития чувства ритма у младших школьников на уроках сольфеджио


Автор: Папулова Ульяна Александровна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Теоретический аспект развития чувства ритма у младших школьников на уроках сольфеджио

Краткое описание работы: В статье рассмотрена важная и актуальная проблема современного музыкального образования – развитие чувства ритма на уроках сольфеджио у детей младшего школьного возраста. Обозначена сущность понятий «ритм», «чувство ритма». Названы некоторые аспекты деятельности преподавателя-музыканта в развитии чувства ритма у детей младшего возраста.

 

Аннотация. В статье рассмотрена важная и актуальная проблема современного музыкального образования – развитие чувства ритма на уроках сольфеджио у детей младшего школьного возраста. Обозначена сущность понятий «ритм», «чувство ритма». Названы некоторые аспекты деятельности преподавателя-музыканта в развитии чувства ритма у детей младшего возраста.

Ключевые слова: ритм, развитие чувства ритма, сольфеджио, младший школьный возраст, музыкальные способности.

 

Современная социокультурная ситуация развития ребенка характеризуется ускорением темпа жизни и разнообразием жизненных ритмов. Многообразие ритмов, с одной стороны, и наличие аритмичности жизненных процессов, с другой, приводит к возникновению трудностей в адаптации ребенка в окружающем пространстве. По мнению ученых, чувство ритма у человека возникает на основе природных биоритмов, поэтому ритмически организованная деятельность, к примеру, музыкальная, обеспечивает необходимые условия для развития ритмического чувства детей, как основы физического и психического здоровья, полноценного гармонического развития личности.

В детской психологии хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Если чувство ритма несовершенно, замедляется развитие слитной речи. Слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками, а в дальнейшем и способность к творческой самореализации. [3].

Одной из основных задач современного школьного образования является воспитание развитой, гармоничной личности учащихся. И музыкальное образование, занимает в этом процессе одно из ведущих мест.

 Предмету сольфеджио принадлежит, несомненно, особая роль, поскольку именно на уроках сольфеджио происходит развитие музыкального слуха. Музыкальный слух – главное орудие музыканта, которым он пользуется в любых видах деятельности: при слушании музыки, пении, игре на музыкальных инструментах. Сольфеджио – дисциплина практическая, предполагающая выработку ряда практических навыков: анализ на слух, диктант, интонационные упражнения, пение с листа. Овладение перечисленными практическими навыками невозможно без освоения метроритма, лежащего в основе музыки, как временного искусства. Ритм является одним из основных выразительных средств музыки. Поэтому работа над развитием метроритмического чувства важна как для восприятия музыки, так и для ее исполнения.

Понятие «ритм» очень многогранно, поэтому в философской и психолого-педагогической литературе раскрывается с разных сторон. Проблема ритмической организации природы, социальной жизни и искусства затрагивались многими учёными (В.И. Вернадский, Н.А. Бердяев, А.К. Горский, П.А. Флоренский, А.Л. Чижевский) [5]. В психологии (Н.Д. Левитов, Л.Б. Ительсон) ритм, темп и динамика определены как необходимые компоненты трудовой деятельности. К. Бюхер обосновал зависимость развития человечества в филогенезе от развития чувства ритма. Б.М. Теплов раскрыл основу музыкально-ритмического чувства, В.Н. Ягодинский подошел к выявлению эстетической сущности данного понятия [4].

Чувство ритма как важная составляющая музыкальных способностей осознавалась такими учеными как Ю.А. Цагарелли, К.В. Тарасовой [8; 6].

В психологии отмечается, что частое переживание чувства ритма позволяет этому чувству стать доминантным (А.А. Ухтомский), а закрепление эстетических чувств возможно лишь при условии применения эстетической установки (Д.Н. Узнадзе).

Теоретические предпосылки изучения чувства ритма в процессе восприятия и осмысления музыки имеются в трудах Б.В. Асафьева, В.В. Медушевского, Б.М. Теплова, Г.М. Цыпина. Педагогические условия эстетического развития детей средствами музыки отражены в работах О.А. Апраксиной, Э.Б. Абдуллина, Н.А. Ветлугиной, В.И. Петрушина, К.В. Тарасовой. [4; 6]. Вопросом диагностики музыкально-ритмических способностей детей занимались Ю.А. Цагарелли и В.П. Анисимов [1; 8].

Ритм (в переводе с греч. - соразмерность) - чередование различных длительностей звуков в музыке.

Музыкальный ритм - одно из самых сложных по организации ритмических образований. В теории мы находим и узкое, и широкое его толкование. В определении музыкального ритма, которое предлагает В. Н. Холопова, подчеркивается связь музыкального ритма со всеми другими параметрами музыки: «Музыкальный ритм - это временная и акцентная сторона мелодии, гармонии, фактуры, тематизма и всех других элементов музыкального языка»[5].

Среди определений ритма можно наметить три основные группы:

1. В самом широком понимании ритм — временная структура любых воспринимаемых процессов, образуемая акцентами, паузами, членением на отрезки, их группировкой, соотношениями по длительности и т. п.

2. Ритм речи в этом случае — произносимые и слышимые акцентуация и членение, не всегда совпадающее со смысловым членением, графически выражаемым знаками препинания и пробелами между словами.

3. В музыке ритм — это её распределение во времени — последовательность длительностей звуков, отвлечённая от их высоты (ритмический рисунок в отличие от мелодического).

Чувство ритма является одной из главных музыкальных способностей. Существует мнение некоторых музыкантов-педагогов (А. А. Баренбойм, А. В. Гольденвейзер, Г. Г. Нейгауз) о том, что чувство ритма врожденное и почти не развиваемо [2]. Однако другие музыканты-педагоги и психологи (Б. М. Теплов и др.) доказывают, что при определенной методике работы, в основе которой является движение под музыку, чувство ритма развивается.

К. В. Тарасов отмечает, что чувство ритма – сложная по структуре способность.

Большое внимание ритмическому воспитанию уделял немецкий композитор и педагог Карл Орф (1895-1982). Основой методики К. Орфа становятся движение, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах. В составную часть занятий входят гимнастические упражнения, которые способствуют развитию чувства ритма через динамику движений. Это разнообразные круговые движения рук, локтей, кистей; ходьба - медленная, быстрая, на пятках, носках, восьмерками, зигзагами с переменой направления, остановками, поворотами, подскоками, прыжками, приседаниями, покачиваниями; бег в ритме.

Для выработки чувства ритма используется также метод «вербального эквивалента», т. е. усвоения ритмов через звучащее слово. Материалом могут служить цвета, имена и другие близкие детям слова. До овладения игрой на музыкальных инструментах элементарное музицирование начинается с использования природных «инструментов» - рук и ног. К. Орф вводит в урок так называемые «звучащие жесты» - хлопки, притопы, шлепки, щелчки. С их помощью дети, разделившись на группы, импровизируют сопровождение к звучащим песням и стихам. Из ритмизованных текстов К. Орф предлагает составлять ритмические рондо, а также исполнять их в виде канонов.

В нашей стране система ритмического воспитания разработана Н.Г. Александровой, Е.В. Кононовой. Специальные исследования проведены Н.А. Ветлугиной, А.В. Кенеман, Б.М. Тепловым. Например, по мнению психолога Б.М. Теплова восприятие музыки «совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временный ход музыкального движения…». Он указывал, что ритм в музыке воспринимается не только слухом и сознанием, но и всеми клетками организма. Б. Теплов выделял три основные музыкальные способности: ладовое чувство, произвольное пользование слуховыми представлениями, ритмическое чувство. При слушании музыки, у человека возникает интуитивная потребность двигаться и даже дышать в ощущаемом ритме. Воздействие ритма на слушателя очень сильно, и эмоциональный отклик на ритм является как бы простейшим, первичным проявлением музыкальности [7].

Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки, обуславливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. Чувство музыкального ритма – это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. Здесь ритм отражает эмоциональное содержание музыки, являясь первоэлементом и выразительным средством, помогая тонко чувствовать характер музыки.

Развивая у детей чувство ритма, необходимо уделять внимание музыкально-ритмическому движению, которое является важным средством развития ритмического чувства у младших школьников. В основе музыкально-ритмических упражнений лежат те элементы музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении.

Для развития чувства ритма на уроках сольфеджио целесообразно использовать все виды музыкально-ритмических движений – разнообразные музыкально-ритмические упражнения, музыкальные игры. Музыкальное движение – средство развития эмоциональной отзывчивости на музыку, ритмичности, выразительности движений, внимания, памяти.

Развитие чувства ритма – способности активно переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить – предполагает использование музыкально-дидактических игр и пособий, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в звучащих жестах, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений и, в дальнейшем, отражение услышанного в графическом виде.

Таким образом, развитие чувства ритма у младших школьников на уроках сольфеджио в детской музыкальной школе является сложным и многогранным процессом, требующим индивидуального подхода к каждому ученику, к каждой группе учащихся. Поэтому преподавателю сольфеджио так важно создать на уроке атмосферу радости и увлеченности предметом.

Подводя итоги можно с уверенностью утверждать, что развитие чувства ритма является необходимым звеном в формировании основ музыкального развития детей младшего школьного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анисимов, В.П. Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально-нравственной культуры [Текст] / В.П. Анисимов // Музыкальная палитра, 2006. – 232 с
  2. Гласэк Б. Формирование чувства ритма как важной части подготовки спортивного специалиста с раннего возраста // Современные проблемы физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. Н.Новгород, 2019. С. 168–177.
  3. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. Санкт - Петербург: Композитор, 2016. 88 с.
  4. Мустафина, А.С. Проблемы преподавания теоретических дисциплин в ДШИ. Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства [Текст] / А.С. Мустафина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2013
  5. Рамазонова У. Х., Сайфуллаева О. М. Развитие чувства ритма у детей // Проблемы науки. 2021. № 1 (60). С. 49–51. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-chuvstva-ritma-u-detey.
  6. Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей: Науч. исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР [Текст] / К.В. Тарасова. – М.: Педагогика, 1988. – 176 с.
  7. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей: учебное пособие. М.,1947. 334 с.
  8. Цагарелли, Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. Учебное пособием [Текст] / Ю.А. Цагарелли — СПб.: Композитор *Санкт-Петербург, 2008. — 368 с.