Мастер- класс для педагогов «Использование музыкальных инструментов в разных видах деятельности»


Автор: Сидоркина Ольга Юрьевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Мастер-класс

Мастер- класс для педагогов «Использование музыкальных инструментов в разных видах деятельности»

Краткое описание работы: • Повышение творческой активности музыкальных руководителей, создание условий для личностной и профессиональной самореализации.

 

Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы рады приветствовать вас сегодня на районном методическом объединении  музыкальных руководителей, который проходит  на базе МБДОУ «Детский сад №9 г. Красноармейска».

Цель мероприятия:

  • Повышение творческой активности музыкальных руководителей, создание условий для личностной и профессиональной самореализации.

 

 Сегодня  вашему вниманию  представляю  мастер-класс   для воспитателей.  

Как  нам  известно, музыкальная деятельность включает в себя слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, танцы и игра на музыкальных инструментах.

Я уделяю большое внимание именно игре на детских музыкальных инструментах. Вы спросите - почему? Потому что, игра - это основной вид деятельности дошкольников. А какие понятия  считаются ключевыми в  игровой деятельности?   Это – Интерес, Удовольствие и Развитие!

Доказано, что ни к какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игре. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием.

Значит, именно играя на музыкальных инструментах, у детей повышается интерес к музыкальным занятиям, что способствует развитию памяти, внимания.

Давайте вспомним, какие умственные операции происходят  у ребенка при развитии музыкальной памяти и внимании?

- сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на развитие познавательных способностей ребенка.

Хотелось бы  заметить - Чтобы развивать эти способности  не достаточно музыкальных занятий, которые проходят два раза в неделю, здесь просто необходима помощь воспитателя, который может тоже развивать эти способности благодаря режимным моментам и другим видам деятельности.

Предлагаю  вашему вниманию    игры, которые помогут развить у детей определенные виды памяти.

Такие как – Слуховая, двигательная, тактильная и зрительная.

1. Развивая  слуховую память, нужно научить запоминать и воспроизводить  звучание на тех или иных музыкальных инструментах.

Например:

ИГРА: «Не оборви цепочку»

В эту игру можно поиграть в перерыве между занятиями, которые не несут слухового восприятия, например, дети рисовали, или занимались аппликацией.

ВИДЕО! Старший возраст детей

 

 «Музыкальное эхо».

Ребенок повторяет сыгранные звуки в заданном ритме. Сначала ритм должен быть самым простым, например два коротких звука, один долгий; четыре коротких звука, один долгий; долгий звук, два коротких, один долгий. Повторять ритм ребенку следует на каком-нибудь одном инструменте, но лучше на  том  же, на котором играл взрослый.

-«Музыкальный  домик» 

Воспитатель играет за ширмой на музыкальном  инструменте, дети вставляют картинку с инструментом в окошко.

ВИДЕО! Средний возраст детей

 

2. Развивая зрительную память можно предложить

Игру  «Какого музыкального инструмента не стало?»

1 способ Инструменты лежат на столе, дети рассмотрели их и запомнили. Закрываю ширмой или платком, и убирается один из инструментов, нужно отгадать какого инструмента не стало. Данную игру можно предложить детям после прогулки перед обедом.

ВИДЕО !

2 способ Воспитатель перед уходом на прогулку, убирает из музыкального уголка один из музыкальных инструментов а вернувшись с прогулки обращает внимание, что в музыкальном уголке, как показалось, исчез какой-то музыкальный инструмент, а какай она никак не определит, просит помочь детей.

3. Для развития двигательной памяти

Попросить  ребенка  повторить  различные технические упражнения:

 - постучи ложками справа, слева;

-  играй в бубен вверху и внизу. 

ВИДЕО!

Казалось бы, что может быть проще? Тем не менее, не все сразу получится. Но буквально через пару занятий ребенок без труда справится с этой задачей. Эту игру воспитатель может предложить детям даже на прогулке, игра проводиться индивидуально или небольшой группой.

4. Для развития тактильной памяти

Предложить музыкальные инструменты из разного материала

(дерево, металл, пластмасса)

ВИДЕО!

Дайте ребенку попробовать их на ощупь, а потом с закрытыми глазами определить, где какой. Желательно предложить потрогать только часть музыкального инструмента, т.к изменится цель игры, ребенок будет определять не материал,  а форму  инструмента. Так он научится запоминать ощущения. Очень удобно поиграть в эту игру вечером, когда  детей уже немного.

5. Игры и упражнения на развитие внимания:

Игра: «Четвертый лишний»

К какому виду инструмент  относится

ВИДЕО!

 

- Игрой на Музыкальных инструментах можно заниматься как во время режимных моментов, так и успешно применять в других видах деятельности, например:

6. «Чтение художественной литературы»

Очень интересный и познавательный метод игры на музыкальных инструментах — это озвучивание.

Озвучивание сказок

 Подыгрывание на музыкальных инструментах при рассказывании даже самой простой, давно известной ребенку сказки откроет увлекательный мир музыкального творчества. На небольшом развлечении можно удивить своих детей и вовлечь их в совместное исполнение.

        

Заранее подготовьте детские музыкальные инструменты, которые вам понадобятся для озвучивания сказки. Если в детском учреждении нет необходимых музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы. Заранее проверьте звучание ударных музыкальных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект (прием игры).

Для начала раздайте детям музыкальные инструменты с учетом их возможностей. В начале работы над озвучиванием сказок музыкальные инструменты у детей должны быть одинаковые.

Проверить их звучание дети должны до начала сказки.

Музыкальный инструмент должен отзвучать прежде, чем вы продолжите сказку. Поэтому учите детей брать музыкальные инструменты в руки только для игры, а затем откладывать - "инструменту нужно отдохнуть". Взрослый должен подготовить указания для игры на музыкальных инструментах заранее, но, в то же время, быть готовым поддержать незапланированное вступление ребенка, его творческое отношение.

Видео!  ВЕСНА!

младший дошкольный возраст

7. Озвучивание стихов

Стихи увлекают своим ритмом, и дети читают их с удовольствием, но как и при разучивании сказки, образы стихотворений становятся яркими, если при чтении добавить подыгрывание на музыкальных инструментах.

Они могут быть самыми разнообразными. И не спорьте с ребенком, когда он выбирает то или иное звучание, позвольте ему искать и пробовать, поддерживайте юного творца в этом процессе, и постепенно им будут найдены самые удачные сочетания слов и звуков.

ВИДЕО! АПРЕЛЬ!

8. Творческие игры

«Волшебная шляпа»

(отгадывают  на слух, какой инструмент  под волшебной шляпой), далее можно определить  что здесь лишнее

«Моя семья» соотносить музыкальный инструмент к членам своей семьи и объяснить почему

«Собери картинку» разрезные картинки с элементами музыкальных инструментов

«Фантастическое путешествие» предлагается полететь в космос , послушать музыку оркестра инопланетян, на каких инструментах они будут играть?

«Веселый художник» ребенок дорисовывает недостающий элемент музыкального инструмента. Эта игра проводится после знакомства с музыкальным инструментом, для закрепления.

ВИДЕО!

 9. Моторные игры

Дети5–6 лет очень подвижны и нуждаются в активных моторных играх.

 В этом возрасте доминирует развитие конкретного мышления и    формируются навыки группового взаимодействия.

-«Передай хлопок»

-«Беру, отдаю» (игра с палочками)

-«Отстучи ритм» (муз.молоточки, палочки, ложки, металлофон)

Цель: Развитие слухового контроля

-«Ну-ка, руки покажи»

Цель: определить у кого находиться муз.инструмент

-«Самый ловкий оркестрант»

ВИДЕО!

 

В ЗАКЛЮЧЕНИИ

Надеюсь, что предложенные мною игры с использованием  музыкальных инструментов   пригодятся  в вашей работе.

И  сегодняшняя встреча откроет  для вас что-то новое, интересное.

Спасибо за внимание!

Будем ждать  ваши отзывы!