Концерт "Птичьи голоса"


Автор: Кулишова Наталья Владимировна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Сценарий мероприятия

Концерт "Птичьи голоса"

Краткое описание работы: Сценарий концерта, посвященного празднику 8 марта

 

Какой океан звуков окружает нас! Пение птиц и шелест деревьев, шум ветра и шорох дождя, раскаты грома, рокот волн… Все эти звуковые явления природы музыка может изобразить, а мы, слушатели, представить. Каким образом музыка «изображает» звуки природы?

        Один из самых излюбленных приемов изобразительности в музыке – подражание голосам птиц. Птицы поражают разнообразием своих форм и красок, их голоса жизнеутверждающей темой вплетаются в чарующую симфонию дикой природы.

         Естественно, любая поющая птица к музыке непосредственно отношения не имеет, но ведь птицы… поют!

        Зачем и как поют птицы – очень интересный вопрос, и далеко не все знают об этом.

        Поют самые разные птицы, и перечислить их просто невозможно. А как они учатся вокальному искусству, мы узнаем из выступления наших юных артистов. Выступает хор младших классов:

музыка И. Кадомцева, слова П. Синявского «Птичий хор»

 

        Мы любим красавицу зиму и грустим, расставаясь с ней, но всё же мы ждём весну, ждём тепла, солнца, радостного шума вешней воды, буйного птичьего гама. Продолжает выступление хор младших классов

муз. В.А. Моцарта «Приход весны»

 

        «И соловей поет!», а вы знаете, что не все соловьи поют одинаково хорошо? Есть отличные певцы, имеющие в своём «певческом репертуаре» до 16-18 различных вариаций песни (любители говорят – колен). Молодые соловьи ограничиваются 6-7 коленами. В XIX веке, когда модно было содержать соловьёв в клетках, они своим пением привлекали множество любителей в трактиры и чайные. Звучности и разнообразия пения соловьи достигают на второй или третий год жизни, и то, лишь, если певцы старшего возраста обучают молодых. Если «опытных» певцов поблизости нет, то «молодежь» так и не выучивается петь по-настоящему. А нашу концертную программу продолжаем замечательным музыкальным номером:

С. Баневича «Песня соловья»

который прозвучит в исполнении Г.В. Кельман

 

 

        Весна – это светлый праздник рождения природы. Весной на земле зацветает новая жизнь, распускаются почки на деревьях, в поле появляется робкая зелень травы; у леса на опушке высоко на суку поет кукушку: «Ку-ку! Ку-ку!».

В. Купревич «Весенний эскиз»

 исполняет учащаяся 4 класса Синявина Алиса.

 

        Весна прилетает на крыльях грачей, скворцов, журавлей, жаворонков. Громко и весело провозглашают приход весны птицы.

В исполнении трио народных инструментов (Лаврентьева Ульяна-7 кл. (аккордеон), Кулишова Н.В.(баян), Водянко К.А. (к-бас) звучит

Украинская народная песня «Журавель»

                 

 

  Утром жаворонок взвился в высоту,

                    Пробуя спросонок трели чистоту.

                    В ясном поднебесье песней изойдет

                    И на новой песне наземь упадет.

                                                          (С. Иванов)

        Эта маленькая пестрая птичка прилетает ранней весной. Еще лес темный, деревья не успели нарядиться в весенний убор, а между небом и землей, в сияющей голубизне вьется, трепеща крылышками, залитый солнцем жаворонок. Радостной песней он приветствует весну.

         Летящего жаворонка не видно уже на высоте 300 метров, но пение слышно с высоты 600 метров. Жаворонок все то время, пока поднимается ввысь поёт. Затем он постепенно снижается, и песня его так же постепенно стихает. А когда он, сложив крылья, падает вниз, к земле, пение его прекращается сразу, как бы обрывается. Через некоторое время с того же места он снова с пением взлетает в воздух.

        Исполнение жаворонком трелей требует от него большого напряжения и поэтому он, нарушая, если можно так сказать законы гармонии, иногда заметно фальшивит. Ошибиться и сфальшивить немудрено: птицы высвистывают около двух тысяч мелодий. Правда, человеческое ухо все эти мелодии уловить не может, поскольку жаворонок поет слишком быстро: до 130 звуков в одну секунду.

Птичка – невеличка дарит людям радость.

У нее привычка петь на зорьке рано.

П.И. Чайковский «Песня жаворонка»

 исп. Иванова Полина, ученица 3 класса.

 

        Приходу весны, пробуждению природы рады все и птицы, и лесные звери. А как хорошо весной в лесу!

В исполнении Размочаевой Валерии, ученицы 2 класса, прозвучит пьеса

А. Рубаха «Лесные птицы».

 

 

                                Пестреет цветами опушка,

                                Плывут облака налегке.

                                Ку-ку напевает кукушка

                                В зеленом лесном далеке.

                                И роща, и луг, и река

                                Ку-ку, - отзываются эхом.

                                Уносят с собой облака

                                И вешнюю песенку эту.

Польская народная песня «Кукушка»

на сцене дуэт аккордеонистов в составе: Евсеевой Полины и Евсеева Кирилла.

 

        Дрозд радует слух людей своей сильной, удивительно красивой песней. Когда в парке поют несколько дроздов, далеко разносится их песня, и своим пением они забивают голоса всех других птиц.

        Песня черного дрозда – это сочный, низкий, мелодичный свист, исполняемый в минорной тональности, в котором можно иногда уловить подобие музыкальных фраз.

      Если самым сладкозвучным считается соловей, то дрозда можно назвать самым талантливым композитором. Характер его мелодий и вариаций на них во многом схожи с нашими. Отдельные мотивы складываются в темы, переплетаются, меняя ритм и темп. Причем в пении дрозда слышен лейтмотив, повторяющийся в одной и той же тональности.

        Ребята из хора младших классов исполнят песню

А. Кудряшовой на стихи В. Стрелкова «Дроздята»

 

Старинная французская песня «Птички»

на сцене ансамбль пианистов в составе: Иванова Полина, Добровольская Анна

                              

 

                               Дождь со снегом пополам.

                               Холодно и сыро.

                               Плохо бедным воробьям,

                               Нет у них квартиры.

                               

                               Очень плохо им в морозы,

                               На глазах замерзли слезы.

                               Солнце, выйди поскорей

                               И воробушков согрей!

                                               (Н. Шаманадзе)

Ж. Металлиди «Воробьишкам холодно»

исполняет ученица 1 класса Диденко Эвелина.

 

Е. Дербенко «Танец старого воробья»

исполняет учащийся 3 класса Кудряшов Михаил.

 

         Когда звенит в лесу и в парке весенняя капель, можно услышать пение синиц.

        У каждой синицы существует несколько вариантов песни, исполняемых по очереди, хотя предпочтение отдается какому-то одному варианту. Несмотря на примитивное пение, большие синицы поют удивительно мелодично. Лучшие певцы высвистывают песню не спеша, с интервалами, и чаще всего повторяют трехсложный напев «ци-ци-фю», «ци-ци-фю», «ци-ци-фю».

        В исполнении хора младших классов прозвучит шуточная

чешская н. п. «Воробей и синица» в обр. В. Сибирского

 

Я. Дубравин «Задорные чижи»

        На одном из наших музыкальных вечеров, прозвучала танцевальная мелодия – медленный фокстрот Дж. Ширинга «Колыбельная пернатого царства» в исполнении Белоусовой Дарьи, 5 кл. И сегодня мы сможем еще раз послушать эту замечательную пьесу.

 

П.И. Чайковский «Танец маленьких лебедей»

в исполнении Кудряшовой Марии  ученицы 3 класса.

 

        Все мы прекрасно знаем, что петух поет: «ку-ка-ре-ку!»

        А вот в Германии петухи поют «кике-ре-ки!»

        В Турции петухи поют «ко-ко-ри-ко!»

        Голландские петухи поют «ку-ке-луку!»

        В Англии петухи поют тоже по-своему – «ко-кей-дуу-лду!»

       В России считают, что утка произносит «кря-кря!», но в Германии утка кричит – «кар-кар!», в Англии – «куак-куак!», во Франции – «куэн-куэн!».

        Такая разноголосица происходит потому, что в каждой стране люди приспосабливают звуки, издаваемые животными, к произношению на своем родном языке.

Фр.н.п. «Танец маленьких утят», исполняет дуэт– Евсеева Полина и Горбатов Егор (баян-аккордеон).

Б. Разоренов «Два петуха»,  исполняет ученик 2 класса Ли Иван.

 

 

                             Травка зеленеет,

                             Солнышко блестит,

                             Ласточка с весною

                             В сени к нам летит…

        В исполнении ансамбля пианистов Добровольская Виктория и Добровольская Анна прозвучит пьеса А. Морозова «Ласточки».

 

 

                          Ласточки – певуньи над моим окном

                          Лепят, лепят гнездышко…

                          Знаю, скоро в нем птенчики появятся,

                          Станут голосить,

                          Будут им родители мошкару носить.

                          Выпорхнут малютки летом из гнезда,

                          Полетят над миром, но они всегда

                          Будут знать и помнить, что в краю родном

                          Их приветит гнёздышко над моим окном.

 

Муз. Ю. Тугаринова, слова Степанова «Ласточкин дом»

исполняет хор старших классов, солисты – Иванова Ангелина и Яцкевич Нонна.

 

М.И. Глинка «Ты, соловушка, умолкни»

исполняет вокальный ансамбль преподавателей – Н.А. Рожковой, Г.В. Кельман.

 

        На нашей огромной планете живет около 100 миллионов особей птиц разных видов. Сегодня мы познакомились с певческими способностями только некоторых из них. Рассказать все о «птичьем царстве», в рамках нашего мероприятия просто невозможно.

        На этом подходит к концу наше выступление. Всех наших дорогих гостей мы поздравляем с праздником Весны. Пусть птичьи голоса всегда украшают Вашу жизнь!

        Музыкальным подарком для всех Вас прозвучит песня в исполнении трио старшеклассников «Снегири»

Муз. Г.П. Добарского на стихи М. Захаровой

       

Благодарим всех за то, что были сегодня с нами, участников концерта и преподавателей за помощь, оказанную в подготовке и проведении концерта.