К вопросу о преподавании фортепиано студентам разных специальностей


Автор: Губина Наталия Николаевна

Предмет: Фортепиано

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое пособие

К вопросу о преподавании фортепиано студентам разных специальностей

Краткое описание работы: К вопросу о преподавании фортепиано студентам разных специальностей

При организации профессионального музыкального
образования в России в 19 веке была обоснована
необходимость обучения в классе фортепиано музыкантов
всех специальностей. Очевидно, что становление
высококлассного исполнителя невозможно вне его
широкой музыкальной образованности. Фортепиано для
музыканта какой-либо специальности (не-пианиста), это –
могучее средство для развития его музыкального
мышления, для роста его художественного интеллекта.
Курс фортепиано стал общим, объединив проблемы
музыкального становления и формирования музыкантов
всех специальностей.
К уровню игры на фортепиано музыкантов-
непианистов в разное время предъявлялись разные
требования. Так в московской консерватории в середине
1870-х годов на выпускном экзамене по фортепиано
вокалисты должны были наизусть аккомпанировать
исполняемую вещь по пению, транспонировать, играть
этюды, сонаты, читать в ключах, например, отрывок из
шестиголосного хора.
В начале двадцатого века требования к
профессиональному музыкальному образованию
значительно снизились, курс фортепиано постепенно
сводится к функции дополнительного, зачастую
необязательного инструмента.
Впоследствии, при организации всех звеньев

системы советского музыкального образования (школа,
училище, вуз) по всем специальностям и дисциплинам
были разработаны программы обучения на фортепиано.
Развитие теории общего фортепиано связано с
именами педагогов – музыкантов, композиторов, таких
как Н.Н. Загорный, Б.Л. Яворский, Г.М. Цыпин, В.Д.
Ныркова.
К большому сожалению, нередко можем наблюдать
отсутствие интереса учащихся к курсу общего
фортепиано, формальное выполнение требований. До сих
пор нередко при подготовке музыкантов-исполнителей
основное внимание уделяется специальности, при котором
все остальные дисциплины рассматриваются как
второстепенные, а то и «лишние». Поиски специфики
самого предмета до сих пор продолжаются. Педагогу
нужно стремиться сделать урок увлекательным и
поучительным.
В основные цели и задачи в прохождении курса
общего фортепиано входят:
-развитие гармонического и полифонического слуха
учащихся;
-обучение чтению нот с листа и самостоятельному
музицированию;
-исполнение произведений различных стилей и
фактуры;
-развитие фортепианной техники;
-приобретение навыков игры в ансамбле и умение
аккомпанировать;
-призвать общее фортепиано в посредники между
специальностью, хором,

сольфеджио и музыкальной литературой.
При изучении игры на фортепиано не пианистов
внимание главным образом должно быть обращено не в
сторону развития фортепианной виртуозности, а на
приобретение учащимися необходимых, сообразно их
специальности, практических знаний.
В связи с различной техникой воспроизведения
звуков на инструментах определенное внимание уделяется
техническому развитию: упражнениям, гаммам и этюдам.
Изучение гамм, арпеджио и аккордов помогает развивать
технические возможности, исполнительские и слуховые
навыки, распределять динамику от пиано к форте и
наоборот. Также вырабатывает ощущение клавиатуры,
артикуляцию и определенные аппликатурные привычки.
Это особенно важно для учащихся, так как при игре на
большинстве инструментов не используется первый палец,
а на фортепиано не мыслима аппликатура без первого
пальца. Поэтому при изучении гамм особое внимание
необходимо уделить подкладыванию первого пальца,
развивать его подвижность и ловкость.
Сложность и специфика обучения игре на
инструменте заключается в том, что поступающие на
первый курс приходят с совершенно разным уровнем
подготовки. Отсюда и проблемы музыкально-
технического развития для каждого студента будут
индивидуальными. Несмотря на это за четыре года
обучения в учреждении среднего и профессионального
образования необходимо достичь уровня
исполнительского мастерства игры на фортепиано для
поступления в ВУЗ.

Музыканту любой специальности необходимо
владение фортепиано:
вокалисты - чем лучше он владеет инструментом, тем он
более грамотен, более эрудирован, он менее зависим от
концертмейстера, т. к. сам может самостоятельно выучить
свою партию или даже саккомпанировать себе, а в
будущем – своим ученикам;
теоретики – единственная исполнительская дисциплина,
работа со студентами должна быть направлена на
максимальное развитие пианистического мастерства,
необходимо иллюстрировать свои лекции исполнением,
как фортепианного произведения, так и переложений
оперной, симфонической музыки, владение фортепиано
позволит обучать учеников игре на фортепиано;
дирижеры – фортепианный репертуар во многом
выполняет роль профилирующей части программы,
который включает изучение произведений различных
стилей, полифонии, ансамбли, студент должен владеть
инструментом, чтобы свободно читать партитуры хоровых
произведений, уметь их транспонировать, а также играть
аккомпанементы вокальных произведений,
аккомпанировать детскому хору в период педагогической
практики;
дирижерам народных хоров - главным образом считается
изучение аккомпанементов к народным песням, хорам,
освоение игры партитур по дирижированию, и
произведений детского репертуара в период практики;
народники – в учебном процессе необходимо владение
фортепиано для освоения чтения оркестровых партитур,
дирижирования, а также умение аккомпанировать своему

ученику по педагогической практике;
духовики и эстрадники - в учебном процессе необходимо
владение фортепиано для освоения чтения оркестровых
партитур, дирижирования, а также умение
аккомпанировать своему ученику по педагогической
практике.
В процессе работы необходимо учитывать
специфику предмета «фортепиано», учащимся,
обучающимся на других отделениях, правильно подбирать
репертуар. Основой репертуара является русская и
зарубежная классика, творчество советских и
современных зарубежных композиторов. Изучение
полифонических произведений в классе общего
фортепиано имеет очень большое значение. Освоение
полифонического произведения выдвигает перед
учащимся ряд специфических задач и, прежде всего
самостоятельность движения голосов при одновременном
их ведении. В процессе работы над произведением
необходимо развивать творческую инициативу учащегося,
навыки самостоятельной работы, музыкальное мышление.
Работа над сонатной формой развивает у учащегося
способность мыслить более крупными построениями,
логично сочетать контрастные образы, свободно
ориентироваться в тексте при изменении фактуры.
Несравненную, ни с чем пользу приносит включение в
учебный план учащихся произведения крупной формы.
Мобилизуя ученика на разрешение сложных задач,
стоящих в этих произведениях, мы тем самым даем
возможность приобрести навыки, необходимые для их
роста как исполнительского, так и пианистического.

Программную музыку отличает наличие
определенного сюжета в произведении. Ученику
необходимо научиться при помощи музыкально-
выразительных средств изобразить тему пьесы,
отраженной в названии. Термин "программная музыка"
был изобретен Ференсом Листом и получил широкое
распространение в эпоху романтизма. Огромное
количество программной фортепианной литературы
можно найти практически у каждого композитора, начиная
от детских альбомов Чайковского, Шумана, Прокофьева,
до таких серьезных произведений, как "Картинки с
выставки", "Времена года" и тд.
Неотъемлемой частью обучения в классе
дополнительного фортепиано является ансамблевая
музыка. На уроках ансамбля студенты учатся слышать
себя, своего партнера и одновременное звучание ансамбля;
вместе переживают исполняемое произведение,
подчиняясь общему движению музыки и доносят эти
переживания до слушателя - это является развитием
музыкальности. Также игра вместе способствует развитию
памяти, чувству ритма, двигательно-моторных навыков.
Работа, проводимая на уроках дополнительного
фортепиано, не может не сказаться положительно на
становлении музыканта любой специальности.
Совместная работа преподавателя по специальности и
преподавателя дополнительного фортепиано может
раскрыть сильные стороны ученика и заполнить пробелы
там, где не хватает определенного навыка. Большим
преимуществом этого предмета является то, что он
проводится индивидуально, это позволяет преподавателю

корректировать учебный план для каждого ученика, в
зависимости от его потребности к изучению
определенных музыкальных трудностей.

1. Алексеев А.Д. «Методика обучения игре на
фортепиано». - М., 1978.
2. Загорный Н.Н. «Фортепианная игра как
вспомогательный в музыкальном образовании предмет». -
Л., 1928.
3. Николаев А.А., Гинзбург Г.Р. «Вопросы фортепианного
исполнительства».
4. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей».
– М., 1978.
5. Цыпин Г.М. «Обучение игре на фортепиано».