Опера "Князь Игорь"


Автор: Пилипенко Светлана Валентиновна

Предмет: Музыка

Класс: Дети

Тип материала: Учебный материал

Опера "Князь Игорь"

Краткое описание работы: В данном материале подробная информация о создании и основных музыкальных образах оперы

8 класс Урок 3-4 Опера  Бородина «Князь Игорь»

     Событие, о котором пойдет речь, произошло благодаря одному из русских князей того времени - Игорю Святославичу Новгород-Северскому.

Есть литературный памятник Древней Руси - "Слово о полку Игореве".

      Этой поэме уже около 835 лет Мы уже знаем, что А.П. Бородин по профессии химик, профессор в медико-хирургической академии, музыкант, композитор.

Музыка и либретто написаны? (А.П. Бородиным)

    Стиль оперы? (Народно-эпическая, в разных источниках написано по-разному: лирико-эпическая, эпическая)

Главные герои оперы? (Князь Игорь, Княгиня Ярославна, Владимир сын, князь Галицкий, хан Кончак, Кончаковна, Скула, Ерошка)

Сколько действий? (4 действия)

          Мы с вами продолжаем знакомство с удивительным памятником музыкальной культуры, который "оживил", дал нам возможность сочувствовать и сопереживать событиям 1185 года оперой "Князь Игорь".

   Опера «Князь Игорь» - одно из лучших творений оперной классики. Композитор посвятил её памяти М.И. Глинки. Опера пользуется неизменным успехом и любовью широких масс слушателей. Величайшая патриотическая поэма Древней Руси посвящена не одной из побед, которых немало знало русское оружие, а страшному поражению, в котором впервые за всю русскую историю князь оказался пленным, а войско почти совсем уничтоженным!

     Вся опера как бы пронизана заботой о будущем. Битва со степным врагом ещё не кончилась. Поражение – это только начало битвы. Конечно, мы можем на уроке познакомиться только с самыми яркими музыкальными фрагментами этого произведения.

Неоценим подвиг князя Игоря для потомков. Об этом в своём стихотворении М.Ю. Лермонтов написал так:

Великий муж! Здесь нет награды,
Достойной доблести твоей!
Её на небе сыщут взгляды
И не найдут среди людей.
Но беспристрастное преданье
Твой славный подвиг сохранит,
И, услыхав твоё названье,
Твой сын душою закипит.
Свершит блистательную тризну
Потомок поздний над тобой
И с непритворною слезой
Промолвит: «Он любил Отчизну!»

Князь Игорь и его жена Ярославна – центральные фигуры оперы Бородина – тесно связаны с русским народом.

Центральным и самым известным фрагментом оперы "Князь Игорь", выражающим главную мысль произведения, является ария князя Игоря.

Ария - главная песнь героя в опере, мысли героя, высказанные вслух.

Слушание арии князя Игоря

Композитор Бородин подарил арию своему главному герою в трудный момент его жизни. Невыносимо Игорю в неволе, стыд и позор терзают его душу: "Ни сна, ни отдыха измученной душе, / Мне ночь не шлёт надежды и спасенья, / Всё прошлое я вновь переживаю…" Но музыка говорит нам, что это страдания мужественного человека. Нарисовать таблицу-схему музыкальной формы.

 

 

 

А

В

А

кода

Речитатив «Ни сна, ни отдыха»

1 раздел «И бранной славы пир веселый»

Середина 1 раздела «Погибло всё»

«Ты одна, голубка-лада»

«Уже ли день за днем»

 «Ох, тяжко»

Анализ частей арии и их значение.

  1. Какой тембр голоса у героя? (баритон (высокий бас))
  2. Какие интонации пронизывают речитатив? (героические, мужественные, лирические)
  3. Каково настроение героя? (мрачное)
  4. Какие элементы музыкальной речи способствуют его выражению? (минорный лад, медленный темп)
  5. О чем размышляет герой? (Находясь в плену, Игорь не может примириться со своим поражением. Он раздумывает о битве, готов к ней вновь; стремится к свободе, чтобы доказать любовь к родине, к Ярославне.)

Первый раздел арии «И бранной славы пир веселый».

  1. Как изменилась музыка? (ускорение темпа, мелодия звучит широко, уверенно, распевно)
  2. Почему? (В князе пробуждается порыв к борьбе и свободе)
  3. Что меняется во фразе «и гибель моих полков». Почему? (Темп замедляется, мелодия теряет свободу и распевность, возвращается декламация. Герой испытывает чувство вины)

Середина первого раздела «Погибло все».

  1. Каково настроение героя? (отчаяние)
  2. Как меняется ритм? (становится пульсирующим)
  3. Как передается в музыке уверенность Игоря в победе «Я Русь от недруга спасу»? (на одном звуке – дает устойчивость интонации, речитативность)

Средний раздел арии.

  1. К кому обращается Игорь? (к Ярославне)
  2. Какие элементы музыкальной речи меняются и почему? (Приятные воспоминания, теплые чувства к супруге. Лад – мажорный. Интонации песенные – искренность, простота. В сопровождении фигурации «покачивания, убаюкивания», выражают ласковые чувства. Движение мелодии поступенное, размеренное)

Третий раздел арии «Ужели день за днем»

  1. Назовите раздел, сходный по состоянию, средствам музыкальной выразительности? («И бранной славы пир веселый»)
  2. Встречаются ли еще повторения? (да, повторяется речитативное вступление «Ни сна, ни отдыха» возвращается первоначальное скорбное настроение)

Кода «Ох, тяжко».

  1. Какой эмоциональный оттенок дает минорный лад? (Усиливается мрачное, тягостное впечатление)

И так, в какой форме написана ария князя Игоря? (В сложной трехчастной форме (АВА) с речитативным вступлением и заключением)

 

 

 

 

 

Урок 4  Четвёртое действие рисует страдание русской земли, разорённой врагом. Тишина и запустение. Лишь одинокий голос Ярославны звучит скорбным плачем, образ княгини становится символическим. Плач Ярославны возникает из старинных народных голошений и причитаний с характерными для них тонкой мелодической орнаментикой. В нём выражены чувства и переживания всей многострадальной Руси, разорённой дикими ордами. Ярославна обрисована как простая русская женщина, тяжело переживающая поражение Игорева войска и разорение края. Тоска и скорбь Ярославны подчёркиваются сравнением её с горькой кукушкой. Этот образ часто встречается в русском фольклоре. Вторая тема плача («Я с кукушкой перелётной») – та же самая взволнованная лирическая мелодия, что и в средней части арии Игоря. Обращение Ярославны к силам природы – ветру, солнцу, к широкому Днепру – придаёт её образу исконные черты древней славянской женщины.

Слушание: «Плач Ярославны»

И еще один фрагмент. Александру Бородину удалось создать удивительный образ половецкого стана. Восточные мелодии "Половецких плясок" из оперы "Князь Игорь" являются частью мировой музыкальной сокровищницы.

Сцена, которая условно делится на 2 части. В ней участвуют танцевальная группа, оркестр и смешанный хор. «Половецкие песни и пляски» представляют собой балетную вокально-оркестровую сюиту, основанную на подлинно симфоническом развитии разнохарактерных образов: задушевных лирических, мужественных, воинственных. Задумчиво-мечтательную песню-пляску «Улетай на крыльях ветра»

Пляска девушек, которую сменяет дикая, воинственная пляска мужчин в ритме лезгинки. Далее следует общая пляска с хором, прославляющим доблесть и силу хана.

Слушание: Половецкая пляска с хором

    Бородин не идеализирует половцев. Это отражение  реально существовавших тогда связей половцев с культурой Закавказья. Вспомним, что сам Бородин был прямым потомком татарского князя, что восточные черты его внешности отмечали все описания.

     Таким образом, драматические события 1185 года, связанные с ними мысли и переживания, свидетельствовавшие о трудном времени разобщенности и раздробленности Руси XII века, 700 лет спустя вдохновили А.П. Бородина на создание удивительного музыкального произведения – оперы «Князь Игорь».

Еще спустя сто лет, в 1969 году, был снят одноименный фильм-опера – «Князь Игорь».

Виктор Петрович Астафьев о опере «Князь Игорь»

       «Слово о полку Игореве» воспитывает патриотизм, уважение к истории нашей родины, к ее героическому народу. А еще — вызывает удивление.

 Астафьев назвал оперу «Князь Игорь» одним из произведений, которые составляют славу Русской музыки , потому что эта опера действительно великолепна . В ней отражаются важные события того времени и в ней присутствуют эмоции всех её персонажей .

 

Домашнее задание:

Подготовиться к проверочной работе по опере «Князь Игорь».