«Играем вальс»


Автор: Шибаева Людмила Викторовна

Предмет: Фортепиано

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

«Играем вальс»

Краткое описание работы: Вальс -удивительны жанр. Педагог с 40-а летним показывает классс-концерт для родителей, рассказывает об особенностях жанра и его исполнения, кратко, доступным языком, ставит задачи. В конце собрания звучт для родителей вальс на баяне.

 

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Свердловской области "Каменск-Уральская детская музыкальная школа № 1"

 

 

 

 

 

 

Родительское собрание и концерт учащихся класса фортепиано.

Открытый урок

 

 

 

 

Тема «Играем вальс»

 

 

 

                                                                             Педагог по классу фортепиано:

                                                                              Шибаева Людмила Викторовна.

 

 

 

 

 

                                          г. Каменск-Уральский,

                                                     2024 год.

Тип урока: урок-концерт, урок-лекция, урок закрепления знаний и навыков.

Цель урока: Формирование представлений о стилистических особенностях вальса, средствах музыкальной выразительности для создания образа, развитие творческой самостоятельности при работе над произведением.

Форма урока: индивидуальная, групповая.

Задачи урока:

Образовательные:

Выявить у учащихся уровень знаний об исполнительских особенностях вальса.

Развивать умение давать характеристику музыкальным образам.

Развивающие:

Развивать навыки анализа музыкального текста, работы над педализацией, голосоведением в партии левой руки, грамотным ведением фразы.

Выявлять стилистические особенности исполнения вальса.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к творческой и самостоятельной деятельности, способствовать развитию художественного вкуса на основе исполнения произведений.

Планируемые результаты:

Предметные:

Ученики умеют анализировать произведение и своё исполнение.

Имеют представление о музыкальном образе.

Владеют штрихами и оттенками.

Личностные:

Учащиеся демонстрируют мотивацию к творческой деятельности, умеют (учатся) применять приобретённые знания на практике.

Метапредметные:

Владеть умением и учиться ставить цели и задачи перед собой, действовать по заданному алгоритму.

Осуществлять контроль и критически оценивать свои действия, результаты деятельности.

Умение выражать свои мысли, учиться обосновывать своё мнение.

 

Структура урока;

1.Вводная часть: обзорный рассказ для родителей о происхождении вальса. Терминология. Значение вальсов, постановка рук, педализация, исполнительское мастерство, понимание музыкального образа, ритмическая точность.

2. Исполнение, практическая работа.

3.Итоги. Выступление педагога.

     Добрый вечер, уважаемые родители и дети! Сегодня нашу встречу мы посвящаем только одному танцу. Удивительному танцу! Он был рожден на определенной национальной почве. Но постепенно стал танцем почти всех народов Мира. Он возник в широкой демократической среде - на городской улице и деревенской площадке, а стал танцем абсолютно всеобщим. Сначала он предназначался лишь для того, чтобы его танцевали, а очень скоро он буквально проник во все области музыки без исключения. Существует этот танец почти 3 века и не подает никаких признаков постарения, конечно же – это вальс. Он был рожден на стыке трех стран: Германии, Австрии и Чехии. Сначала он был простым народным танцем и очень хорошо чувствовал себя в звучании нескольких инструментов, на которых играли два или три музыканта из народа, на них были надеты широкие шляпы, простые одежды и грубые деревянные башмаки.

Благодаря своей необычайной увлекательности, в 18 веке он проник в аристократический салон, где великолепно почувствовал себя в звучании хрупкого клавесина, на котором играли профессиональные музыканты, одетые в шелковые камзолы, с напудренными париками на голове. Постепенно музыка вальса перестала быть музыкой, под которую танцуют, ее стали слушать, она перебралась во всевозможные ансамбли, даже в симфонический оркестр, на концертной эстраде стала чувствовать себя не хуже, чем в танцевальном зале. Вальсовый жанр, его ритм стал одной из излюбленных форм песни и романса, и даже перешел в оперу. Вальс стали петь в сопровождении гитары, баяна, аккордеона, великолепно существует и джазовом оркестре. Вальс подчинил себе все формы исполнения музыки - от простых деревенских танцев и изящного клавесина 18 века, до классической современной и джазовой музыки. Удивительный танец – Вальс.

 И сейчас мы услышим вальсы в исполнении наших самых маленьких артистов. Играют учащиеся 2-го класса. Мы с вами знаем, что нужно помнить при разучивании и исполнении вальса. Это трехдольный размер, при глубоком басе на 1-ю долю и легкие 2-я и 3-я доли. Педаль соединяет бас с аккордом, за счет этого добивается плавность звучания, певучесть мелодии, которую нужно играть очень выразительно и ярко. Уметь хорошо слушать и контролировать себя. Итак, мы помним о басе, о мелодии и о трехдольном размере. Очень важно знать и понимать строение музыкального произведения, его форму, знать, что происходит развитие к кульминации. Мы также знаем, что кульминация- это вершина развития произведения, на которую приходится главная смысловая нагрузка. Важно слушать окончания фраз и частей. В музыке тоже есть дыхание между разделами и частями.

Вальсы имеют свои названия -это программные произведения. А если названия у вальса нет, то его можно придумать самим ученикам, обратив внимание на характер, темповые и динамические обозначения автора.

1.Хлестова Настя. А. Гречанинов. Вальс.

·        Работа над характером и образом произведения

·        Работа над педализацией

·        Работа над динамикой, фразировкой и голосоведением

2.Щипачева Мария. И.Стрибог. Вальс петушков.

·        Работа над штрихом стаккато, легато и характером произведения

·        Работа над формой

3.Лейч Марина. А.Бызов. Вальс.

·        Работа над характером и образом произведения

·        Работа над педализацией

·        Работа над динамикой, фразировкой и голосоведением

4.Дмитриев Александр. Д. Шостакович. Лирический вальс.

         •Работа над характером и образом произведения

         •Работа над педализацией

         •Работа над динамикой, фразировкой и голосоведением

Подготовка к Областному конкурсу «Юные таланты»

5.Тен Дарья. П.И.Чайковский. Вальс из «Детского альбома»

        •         Работа над характером и образом произведения

        •         Работа над педализацией

        •         Работа над динамикой, фразировкой и голосоведением

Подготовка к Областному конкурсу «Юные таланты»

Молодцы! Сколько же вальсов написано в прошлом веке и в нынешнем! Вальсов быстрых и медленных, мечтательно-томных, под которые кружатся пары.А для фортепиано вальсы писали композиторы: В.А.Моцарт, Л.В.Бетховен, Ф. Шуберт, у которого сочинено 300 вальсов! Р. Шуман и Э.Григ. Под эту музыку танцевали в сравнительно узких кругах просвещённой публики.

6.Симонова Ирина. 4 класс Э. Григ. Вальс.

        •         Работа над характером и образом произведения

        •         Работа над педализацией

        •         Работа над динамикой, фразировкой и голосоведением

7.Сикирко Антон. А.С. Грибоедов. Вальс.

       • Работа над характером и образом произведения

       • Работа над педализацией

       •Работа над динамикой, фразировкой и голосоведением

8.Яркова Надежда. А. Даргомыжский. Табакерочный вальс.

        •         Работа над характером и образом произведения

        •Работа над педализацией

        •         Работа над динамикой, фразировкой и голосоведением.

9.Буштухина Ольга. А. Раков. Вальс.

        •Работа над характером и образом произведения

        •Работа над педализацией

        •Работа над динамикой, фразировкой и голосоведением.

В середине прошлого века, когда расцвел шопеновский гений, а Фредерик Шопен создал 14 вальсов, предназначенных для исполнения на камерных вечерах французской музыки, это же время широчайшее распространение в Европе получает вальс нового типа, рожденный в Вене. Его стали танцевать повсюду. Вершина развития и распространения венского вальса связано с именем австрийского композитора Иоганна Штрауса, которого впоследствии так и стали называть – «Король вальса».Все его вальсы были написаны для симфоническог оркестра и имеют названия. «Весенние голоса», «Голубой Дунай»

10.Черноскутова Ксения.    Косенко. Вальс.

         •Работа над характером и образом произведения

         •Работа над педализацией

         •Работа над динамикой, фразировкой и голосоведением

11.Волкова Алена.  Д.Шостакович. Лирический вальс.

         •Работа над характером и образом произведения

         •Работа над педализацией

         •Работа над динамикой, фразировкой и голосоведением.

Очень свободный тип вальса был создан в России. то русские старинные песни-вальсы «Позарастали стежки-дорожки», романсы-вальсы - «Однозвучно гремит колокольчик», «Мой костер в тумане светит». В них отчетливо видна типичная черта русского романса – мягкий, поэтичный, певучий характер. М.И. Глинка написал пьесу для фортепиано «Вальс-фантазия», этот вальс написан был не для танца, а композитор рисует образ любимой, легко кружащейся в танце.

12.Розинова Елена. П.И. Чайковский. Вальс.

 

         •Работа над характером и образом произведения

         •Работа над педализацией, свободой рук и кульминацией

         •Работа над динамикой, фразировкой и голосоведением.

А вот как чувствует себя вальс в джазе. Попав в джаз, вальс приобрел новые черты, связанные со специфической особенностью этой музыки, выросшей из народных песен американских африканцев.

13.Козлова Анастасия. Исполнит Джаз-вальс. Г.Сасько.

·        Работа над ритмом и стилевыми особенностями

·        Работа над темпом

·        Работа над штрихами и педализацией.

Необходимо упомянуть и композиторов современности – это чудесный вальс А. Хачатуряна, ненаписанная к драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад», вальс Г. Свиридова к пушкинской «Метели», музыку к кинофильму «Мой ласковый и нежный зверь» Е.Дога. Сейчас прозвучат в записи фрагменты этих вальсов.

В заключении нашего родительского собрания мы услышим исполнение на баяне вальса современного итальянского композитора. Паоло Пиццигони - Свет и тени вальс-мюзетт. Играет педагог по баяну, директор школы Шибаев Сергей Александрович.