Автор: Ольга Тарасова
Предмет: Фортепиано
Класс: Педагоги
Тип материала: Методические рекомендации
Краткое описание работы: Методическое сообщение:«Выразительность и изобразительность в музыке»
Воспитание художественного мышления нацелено на формирование
ассоциативных представлений и связей музыкальных образов с жизненными
явлениями.
Определим два основных направления, дающих возможность сделать
доступным пониманию ребёнка содержание музыки, -- выражение
характера (настроение человека, его впечатления от восприятия картин
природы, характеры и поведение животных) и изображение некоторых
пространственно – звуковых характеристик окружающего мира. Через
конкретные звуковые характеристики ребёнок постигает смысл звуковой
речи и более сложную для него область – музыкальное выражение.
Особое место здесь занимает опыт построения учеником (совместно с
педагогом) элементарной программы исполняемой пьесы, опираясь на
название, текст и пр. Желательно найти яркие , меткие характеристики
различных явлений. Для этого при анализе содержания репертуара
учащегося используются аналогии с впечатлениями, сложившимися у
ребёнка на основании его жизненного опыта. Произведения, которые не
имеют названия, например этюды, стоит озаглавить, дать возможность
ученику самому определить образ. В сонатинах, предварительно разобрав
форму, вместе с преподавателем придумать небольшую историю (день
рождения, Новый год, отдых на каникулах и пр.)
Мы должны помнить о том, что внутренний мир ребёнка складывается
благодаря нашему участию, игра на инструменте и есть тот опыт, который
закладывается в память ученика. Поэтому стоит приносить на урок
репродукции, советовать определённые книги, мультфильмы, слушать
музыку. Какая по окраске гармония, почему так характерно звучат
интервалы, выбор лада? Все эти вопросы решаются вместе с учителем при
разборе и анализе произведения. Дети с радостью изображают знакомые им
образы: ручей, дождь, шаги кошки, восторг от получения подарков, свет и
мрак, смелость и испуг.
Музыкальный материал, который ребёнок «пропустил через себя»,
звучит ярко и убедительно. Работать с «понятным» менее скучно, чем с
отвлечённым от жизни, «сухим» нотным текстом. Расширяя художественные
задачи воспитания мышления, следует постоянно заботиться об
исполнительских средствах воплощения этих задач.
Использованные материалы:
Е. М. Тимакин «Воспитание пианиста»