Методическое сообщение: «Выразительность и изобразительность в музыке»


Автор: Ольга Тарасова

Предмет: Фортепиано

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические рекомендации

Методическое сообщение: «Выразительность и изобразительность в музыке»

Краткое описание работы: Методическое сообщение:«Выразительность и изобразительность в музыке»

     Воспитание художественного мышления нацелено на формирование

ассоциативных представлений и связей музыкальных образов с жизненными

явлениями.

     Определим два основных направления, дающих возможность сделать

доступным пониманию ребёнка содержание музыки, --  выражение

характера (настроение человека, его впечатления от восприятия картин

природы, характеры и поведение животных) и изображение некоторых

пространственно – звуковых характеристик окружающего мира. Через

конкретные звуковые характеристики ребёнок постигает смысл звуковой

речи и более сложную для него область – музыкальное выражение.

     Особое место здесь занимает опыт построения учеником (совместно с

педагогом) элементарной программы исполняемой пьесы, опираясь на

название, текст и пр. Желательно найти яркие , меткие характеристики

различных явлений. Для этого при анализе содержания репертуара

учащегося используются аналогии с впечатлениями, сложившимися у

ребёнка на основании его жизненного опыта. Произведения, которые не

имеют названия, например этюды, стоит озаглавить, дать возможность

ученику самому определить образ. В сонатинах, предварительно разобрав

форму, вместе с преподавателем придумать небольшую историю (день

рождения, Новый год, отдых на каникулах и пр.)

     Мы должны помнить о том, что внутренний мир ребёнка складывается

благодаря нашему участию, игра на инструменте и есть тот опыт, который

закладывается в память ученика. Поэтому стоит приносить на урок

репродукции, советовать определённые книги, мультфильмы,  слушать

музыку. Какая по окраске гармония,  почему так характерно звучат

интервалы, выбор лада? Все эти вопросы решаются вместе с учителем при

разборе и анализе произведения. Дети с радостью изображают знакомые им

образы: ручей, дождь, шаги кошки, восторг от получения подарков, свет и

мрак, смелость и испуг.

     Музыкальный материал, который ребёнок «пропустил через себя»,

звучит ярко и убедительно. Работать с «понятным» менее скучно, чем с

отвлечённым от жизни, «сухим» нотным текстом. Расширяя художественные

задачи воспитания мышления, следует постоянно заботиться об

исполнительских средствах воплощения этих задач.

 

                              Использованные материалы:

                    Е. М. Тимакин  «Воспитание пианиста»