«Внедрение техники Вody Рercussion на музыкальных занятиях как одного из нетрадиционных методов оздоровления детей старшего дошкольного возраста»


Автор: Наталья Анатольевна Дерябина

Предмет: Иное

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

«Внедрение техники Вody Рercussion на музыкальных занятиях как одного из нетрадиционных методов оздоровления детей старшего дошкольного возраста»

Краткое описание работы: Главной целью Боди перкуссии является раскрытие творческого потенциала дошкольников через «музыку» тела. Боди перкуссия способствует развитию фантазии, импровизации, а так же проявлению индивидуальности. Все эти упражнения помогают детям прочувствовать своё тело, пропустить ритм сквозь него и научиться выражать «звучащими жестами» своё состояние.

Актуальность

Боди перкуссия (телесная перкуссия)  - это направление, где в качестве «инструмента» используется тело, а не голос.

Впервые телесно-перкуссионные ритмы появились задолго до того, как человек додумался  бить по барабану или  дереву и напевать мелодии.

Сегодня музыкальная боди перкуссия – это искусство, которое объединило  в себе мелодию, пение и танец.  Виртуозы – перкуссионисты  вплетают в базовую технику и звуки – свист, цоканье, разнообразное бренчание, возгласы, но неизменным остается «растирание» всех частей человеческого тела ладонями.  И чем больше людей задействовано в этом процессе, чем больше «звучащих жестов», тем  ярче и  впечатляюще  получается.

Вся наша жизнь – это пульсация  с разной интенсивностью и силой, или по- другому,  ритм.  Мы создаем музыку ежедневно, начиная с раннего детства. «Ладушки»,  «танец маленьких утят», различные считалки – все это примеры Body Percussion. Детям очень нравится заниматься телесной перкуссией – для них взаимодействие со всеми частями собственного тела так же естественно, как шагать,  или прыгать.

Импровизируя, мы исполняем различные ритмические рисунки на разных частях своего тела:

ü «топотушки» различной силы;

ü хлопки в ладоши,  по груди,  коленям или шлепки по бедрам одной или двумя руками;

ü «обнимашки» себя руками крест – накрест со шлепком;

ü щелчки пальцами;

ü хлопки тыльной стороной ладоней друг о друга и т.д.

После того, как азы освоены,  дошкольник  начинает  экспериментировать с добавлением звуков, и в его арсенале появляются:

ü постукивания по щекам с открытым и закрытым ртом;

ü цоканье и клацанье;

ü стук и посвистывания.

Все эти упражнения помогают прочувствовать своё тело, пропустить ритм сквозь него и научиться выражать «звучащими жестами» своё состояние.

Главной целью  Боди перкуссии является раскрытие творческого потенциала дошкольников через «музыку» тела. Боди перкуссия  способствует  развитию фантазии, импровизации,  а так же проявлению индивидуальности.

Традиционно в технике Боди перкуссии  используют  4 основных body – звука (от самого низкого до самого высокого):

ü stomp –  шагание по поверхности;

ü patsch- хлопки ладонями по груди или  бедрам;

ü clap- хлопки в ладоши;

ü click- щелчки пальцами.

 

В чём же заключены оздоровительные возможности BODY PERCUSSION?

Боди перкуссия  действует в трёх областях:

ü на уровне физического восприятия – она стимулирует  понимание тела, контролирует  движения и мышечную силу, координирует, стимулирует равновесие, а так же имеет эффект массажа.

ü на уровне психического восприятия – улучшает  внимание, концентрацию, память,  положительно влияет на  когнитивные способности в целом;

ü на эмоциональном уровне – снижает тревожность,  уровень беспокойства  при социальных взаимодействиях, помогает выстраивать позитивные отношения в микросоциуме.

Положительными сторонами  телесной перкуссии являются:

ü заниматься боди перкуссией может каждый  ребенок, даже  ребенок с нарушением опорно – двигательного аппарата;

ü « инструмент» не требует особой настройки, всегда под рукой, удобно работать как индивидуально, так и группами;

ü привлекает внимание детей доступностью и «понятностью»;

ü дает возможность  услышать себя и других во время синхронной работы;

ü снимает напряжение, физические и эмоциональные зажимы;

ü дает возможность самовыразиться, высказаться без слов, проявить себя;

ü развивает все социально – коммуникативные навыки;

ü дарит уверенность в себе, в своих силах, своей «неповторимости», значимости в коллективе, что особенно важно для детей – дошкольников.

Детям нравится заниматься Body Percussion – для них так естественно взаимодействовать с различными частями своего тела, в отличие от взрослых, которым зачастую мешает скованность и зажимы. В детском саду каждый ребенок первоначально осваивает такие музыкальные элементы как ритм, темп и именно движения собственного тела помогают ему в этом (отбивает ритм ладонями, ногой и др.).

Мне очень понравилась идея использования этой технологии на музыкальных занятиях, для которой не нужны инструменты.     Решила эту идею реализовать через проект «Внедрение техники Вody Рercussion на музыкальных занятиях как одного  из нетрадиционных  методов оздоровления  детей старшего дошкольного возраста».

Считаю, что эта технология, безусловно, интересна и продуктивна, т. к. позволяет сделать музыкальные занятия интересными и динамичными. Исполняя и создавая музыку вместе, дети познают ее в реальном действии. Ребенок - соавтор и создатель собственного музыкального мира. В этом заложена успешность в обучении и воспитании активной творческой личности, стремящейся создавать и совершенствовать окружающий мир. Дети естественны, раскованы и искренне увлечены всем происходящим. Здесь нет места скуке и однообразию, зато всегда желанны фантазия и выдумка.

 

Цель: развитие интереса к оздоровительным технологиям у дошкольников через знакомство на музыкальных занятиях с элементами Вody Рercussion.

Задачи:

ü познакомить детей с элементами телесной перкуссии;

ü дать им возможность развивать свой творческий потенциал;

ü способствовать  их раскрепощению и самовыражению;

ü развивать стремление использовать элементы телесной перкуссии в повседневной жизни.

ü развивать чувство ритма, музыкальный слух, музыкальную память, творческое воображение, слуховую фантазию, музыкальные способности.

 

Сроки и этапы реализации проекта

1 этап: организационно-подготовительный  - август - сентябрь 20.... года.

2 этап: основной (внедренческий)  - октябрь 20...г. по апрель 20....г.

3  этап: заключительный (обобщающий)   - май 20....г.

 

Участники проекта: воспитанники старших дошкольных групп, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

 

Основные формы реализации проекта на этапах:

Работа с детьми:

включение элементов Вody Рercussion в содержание музыкальных занятий:

·        игры народные, хороводные, игры вопросно-ответного типа, речевые игры с движениями);

·        музыкальное приветствие;

·        использование в распевках, попевках;

·        выполнение музыкально-ритмических движений;

·        разучивание песен;

·        театрализованные игры (кружок «Скоморошка»);

·        работа с ритмическими рисунками, цепочками с помощью body звука;

·        игра- миниатюры, игры- этюды.

Работа с педагогами:

·        Мастер-класс с педагогами с показом эффективных приемов развития чувства ритма.

·        Мастер-класс  «Использование приема Вody Рercussion при разучивании народных потешек»

 

Работа с родителями:

семинар-практикум «Телесная перкуссия как нетрадиционный метод оздоровления»;

буклет «Музыка тела».

 

Ожидаемые результаты реализации  проекта:

1. дети познакомятся с элементами телесной перкуссии;

2. дети будут уметь раскрепощаться и самовыражаться в движениях;

3. дети будут использовать элементы телесной перкуссии в повседневной жизни;

4. у детей развиты чувство ритма, музыкальный слух, музыкальная память, творческое воображение, слуховая  фантазия, музыкальные способности.