Конспект открытого музыкального занятия "Мой родной Башкортостан"


Автор: Марина Борисовна Мухамедзянова

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Сценарий мероприятия

Конспект открытого музыкального занятия "Мой родной Башкортостан"

Краткое описание работы: Сценарий мероприятия, посвящённого Дню Республики Башкортостан

Конспект открытого музыкального занятия для старших дошкольников

«Мой родной Башкортостан»
 

Программное содержание:

·               Расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях людей разных национальностей, живущих в Башкортостане.

·               Продолжить формировать интерес к своему краю, вызывать чувство ответственности по отношению к родине.

·               Воспитывать любовь к родному краю.

Ход занятия:

          Звучит башкирская мелодия. Дети становятся в круг.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, мальчики! Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, взрослые! Давайте вместе порадуемся новому дню.

Музыкальное приветствие

Хорошо живется нам на нашей Родине. Давайте разбудим свои музыкальные голоса нашей распевкой.  Послушайте, как мы будем петь (пою и показываю рукой движение мелодии сверху вниз на слова: «Ро-ди-на, Ро-ди-на мо-я!» - несколько раз в восходящем движении)

 - Хорошо живется нам на нашей Родине в нашей стране. Скажите, как называется наша страна?

Дети. – Россия.

Музыкальный руководитель: Давайте вспомним, как наша Россия прекрасна и споём об этом песню. Петь будем напевно, протяжно и ласково, с любовью. На проигрыш будем махать флажками

Исполняют песню З. Роот «Как наша Россия прекрасна»

 

Муз.Рук: Наша страна Россия очень большая. А в большой стране у каждого человека есть своя малая Родина – это наша Республика. Скажите, как называется наша Республика?

Дети: Башкортостан.

Музыкальный руководитель: Но и в Республике Башкортостан есть самая малая наша Родина – это наш город. Скажите, как называется наш город?

Дети: Белорецк.

Музыкальный руководитель: А в городе Белорецке у каждого из нас есть своя улица. А на каждой улице есть дом, где вы живете.                                                              Музыкальный руководитель: Ребята, скажите какое сейчас время года?

Дети:  Осень!
Ведущая:  Правильно! В прекрасное время золотой осени, наш край был объявлен суверенной Республикой. Суверенная -  это значит свободная.

Песня «Сарафан надела осень», муз. Т. Попатенко

Под песню выполняют плавные движения с осенними листьями. По окончании песни листья убирают под стулья.

Каждый из нас называет Башкортостан своей Родиной. Но этого мало. Свою родную республику надо уметь еще и любить, какой бы национальности ты не был

Есть, возможно, уголок красивей,

Есть богаче, шире есть края.

Только мне из всей моей России,

Милей всего Башкирия моя!

Музыкальный руководитель: Каждое государство имеет свои государственные символы. Сегодня мы познакомим вас с ними.

Первый символ нашей республики – это гимн. Гимн – это торжественная хвалебная песня, посвященная Родине, которая исполняется во время важных государственных событий.

(Показ портрета)- Автор нашего гимна Фарит Фатихович Идрисов.

Во время исполнения гимна нельзя сидеть или лежать. Нужно его петь или слушать стоя.

Звучит Гимн РБ муз. Ф.Ф. Идрисова

Музыкальный руководитель: Край наш необыкновенно привлекателен разнообразием природы. Если посмотреть на Башкортостан с высоты, то можно увидеть и горы, и холмы, и крутые обрывы, и бескрайние хлебные просторы. Очень много у нас рек и озер!

Слайды «Природа Башкортостана»

Музыкальный руководитель: - А теперь я загадаю вам загадку:
Голос птиц, мелодии рассвета.                       
Все передает тростинка эта.                             
Он слов не говорил, наверняка,                                       
Хоть голос есть - да нету языка.  Что это такое, дети?
Дети: Курай.

Музыкальный руководитель: Это музыкальный инструмент башкирского народа. А сейчас послушаем башкирскую народную сказку о  курае.

Видео  - «Башкирская сказка о курае».

 

Музыкальный руководитель:  Ребята, у нас еще есть государственные символы – это герб и флаг.

Рассматривают Герб РБ

- А вот герб Республики Башкортостан. Кто изображен посередине герба? (Салават Юлаев).

Музыкальный руководитель: Кто такой Салават Юлаев?
(Национальный герой башкирского народа, поэт, воин-джигит)

- Герб Башкортостана у нас на стене:   
Салават Юлаев на лихом коне.
Храброго героя солнце освещает.                                             
И герой народный к миру призывает.

 

Музыкальный руководитель:   Ребята, а вот и следующий наш государственный символ – это флаг Башкортостана.

Назовите цвета башкирского флага. (Ответы)
Музыкальный руководитель:  

Три цвета носит флаг республики моей,            
Цвет синий - это ясность и чистота.                                            
Цвет белый – миролюбие, открытость.                                       
Зеленый-это цвет свободы вечной жизни.                                 
Цветок курая–символ дружбы. 
Музыкальный руководитель: А вы, ребята подготовительной группы, дружные дети? Мы с вами учили песню про то, какие мы друзья? Давайте эту песню вспомним! Мелодия этой песни достаточно сложная, она с волнообразными распевами, движется с изгибами, как наша главная Белая река.

 

Исполняют песню «Друзья», Муз. Б. Каримова

 

Музыкальный руководитель:  Башкирский народ всегда славился своими танцами. Сейчас мы исполним танец – игру «Озорная полька». Пока будете танцевать, подумайте, почему же его так назвали.

 

Дети парами исполняют танец-игру« Озорная полька»

 

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Получилась весёлая, настоящая озорная  полька!

- Ребята, а вы знаете, как называется жилище башкир? Да, юрта – это древнее жилище башкир. Она быстро собирается и легко разбирается. В юрте было очень удобно: прохладно в жару, тепло в холодное время года. А мы знаем игру.

Вышли дети на лужок

Встали дружно все в кружок

Строит  юрту детвора

« Юрта» - весёлая игра!

 

ИГРА «ЮРТА», муз. Гершовой

 

Музыкальный руководитель: Сегодня мы с вами говорили о нашей Родине. Что же такое Родина? Правильно, это наша огромная страна – Россия, наша Республика Башкортостан, наш город Белорецк. А еще мы познакомились с символами нашей республики. Назовите их. (Гимн, флаг, герб). Мы слушали башкирскую сказку о  народном инструменте курае, танцевали «Озорную польку», играли в игру «Юрта».

Хочется пожелать, чтобы в нашем благодатном крае царили мир и взаимопонимание, дружба.

- Вот и подошло к концу наше занятие, я вас поздравляю с наступающим Днём Республики Башкортостан, угощаю вас башкирским чак-чаком, и мы с хорошим настроением возвращаемся в группу.

 

Уходят в группу под песню «Мой Башкортостан» Сальманова