Автор: Марина Борисовна Мухамедзянова
Предмет: Творческие работы и методические разработки
Класс: Педагоги
Тип материала: Сценарий мероприятия
Краткое описание работы: Сценарий мероприятия, посвящённого Дню Республики Башкортостан
Конспект открытого музыкального занятия для старших дошкольников
«Мой родной Башкортостан»
Программное содержание:
· Расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях людей разных национальностей, живущих в Башкортостане.
· Продолжить формировать интерес к своему краю, вызывать чувство ответственности по отношению к родине.
· Воспитывать любовь к родному краю.
Ход занятия:
Звучит башкирская мелодия. Дети становятся в круг.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, мальчики! Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, взрослые! Давайте вместе порадуемся новому дню.
Музыкальное приветствие
Хорошо живется нам на нашей Родине. Давайте разбудим свои музыкальные голоса нашей распевкой. Послушайте, как мы будем петь (пою и показываю рукой движение мелодии сверху вниз на слова: «Ро-ди-на, Ро-ди-на мо-я!» - несколько раз в восходящем движении)
- Хорошо живется нам на нашей Родине в нашей стране. Скажите, как называется наша страна?
Дети. – Россия.
Музыкальный руководитель: Давайте вспомним, как наша Россия прекрасна и споём об этом песню. Петь будем напевно, протяжно и ласково, с любовью. На проигрыш будем махать флажками
Исполняют песню З. Роот «Как наша Россия прекрасна»
Муз.Рук: Наша страна Россия очень большая. А в большой стране у каждого человека есть своя малая Родина – это наша Республика. Скажите, как называется наша Республика?
Дети: Башкортостан.
Музыкальный руководитель: Но и в Республике Башкортостан есть самая малая наша Родина – это наш город. Скажите, как называется наш город?
Дети: Белорецк.
Музыкальный руководитель: А в городе Белорецке у каждого из нас есть своя улица. А на каждой улице есть дом, где вы живете. Музыкальный руководитель: Ребята, скажите какое сейчас время года?
Дети: Осень!
Ведущая: Правильно! В прекрасное время золотой осени, наш край был объявлен суверенной Республикой. Суверенная - это значит свободная.
Песня «Сарафан надела осень», муз. Т. Попатенко
Под песню выполняют плавные движения с осенними листьями. По окончании песни листья убирают под стулья.
Каждый из нас называет Башкортостан своей Родиной. Но этого мало. Свою родную республику надо уметь еще и любить, какой бы национальности ты не был
Есть, возможно, уголок красивей,
Есть богаче, шире есть края.
Только мне из всей моей России,
Милей всего Башкирия моя!
Музыкальный руководитель: Каждое государство имеет свои государственные символы. Сегодня мы познакомим вас с ними.
Первый символ нашей республики – это гимн. Гимн – это торжественная хвалебная песня, посвященная Родине, которая исполняется во время важных государственных событий.
(Показ портрета)- Автор нашего гимна Фарит Фатихович Идрисов.
Во время исполнения гимна нельзя сидеть или лежать. Нужно его петь или слушать стоя.
Звучит Гимн РБ муз. Ф.Ф. Идрисова
Музыкальный руководитель: Край наш необыкновенно привлекателен разнообразием природы. Если посмотреть на Башкортостан с высоты, то можно увидеть и горы, и холмы, и крутые обрывы, и бескрайние хлебные просторы. Очень много у нас рек и озер!
Слайды «Природа Башкортостана»
Музыкальный руководитель: - А теперь я загадаю вам загадку:
Голос птиц, мелодии рассвета.
Все передает тростинка эта.
Он слов не говорил, наверняка,
Хоть голос есть - да нету языка. Что это такое, дети?
Дети: Курай.
Музыкальный руководитель: Это музыкальный инструмент башкирского народа. А сейчас послушаем башкирскую народную сказку о курае.
Видео - «Башкирская сказка о курае».
Музыкальный руководитель: Ребята, у нас еще есть государственные символы – это герб и флаг.
Рассматривают Герб РБ
- А вот герб Республики Башкортостан. Кто изображен посередине герба? (Салават Юлаев).
Музыкальный руководитель: Кто такой Салават Юлаев?
(Национальный герой башкирского народа, поэт, воин-джигит)
- Герб Башкортостана у нас на стене:
Салават Юлаев на лихом коне.
Храброго героя солнце освещает.
И герой народный к миру призывает.
Музыкальный руководитель: Ребята, а вот и следующий наш государственный символ – это флаг Башкортостана.
Назовите цвета башкирского флага. (Ответы)
Музыкальный руководитель:
Три цвета носит флаг республики моей,
Цвет синий - это ясность и чистота.
Цвет белый – миролюбие, открытость.
Зеленый-это цвет свободы вечной жизни.
Цветок курая–символ дружбы.
Музыкальный руководитель: А вы, ребята подготовительной группы, дружные дети? Мы с вами учили песню про то, какие мы друзья? Давайте эту песню вспомним! Мелодия этой песни достаточно сложная, она с волнообразными распевами, движется с изгибами, как наша главная Белая река.
Исполняют песню «Друзья», Муз. Б. Каримова
Музыкальный руководитель: Башкирский народ всегда славился своими танцами. Сейчас мы исполним танец – игру «Озорная полька». Пока будете танцевать, подумайте, почему же его так назвали.
Дети парами исполняют танец-игру« Озорная полька»
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Получилась весёлая, настоящая озорная полька!
- Ребята, а вы знаете, как называется жилище башкир? Да, юрта – это древнее жилище башкир. Она быстро собирается и легко разбирается. В юрте было очень удобно: прохладно в жару, тепло в холодное время года. А мы знаем игру.
Вышли дети на лужок
Встали дружно все в кружок
Строит юрту детвора
« Юрта» - весёлая игра!
ИГРА «ЮРТА», муз. Гершовой
Музыкальный руководитель: Сегодня мы с вами говорили о нашей Родине. Что же такое Родина? Правильно, это наша огромная страна – Россия, наша Республика Башкортостан, наш город Белорецк. А еще мы познакомились с символами нашей республики. Назовите их. (Гимн, флаг, герб). Мы слушали башкирскую сказку о народном инструменте курае, танцевали «Озорную польку», играли в игру «Юрта».
Хочется пожелать, чтобы в нашем благодатном крае царили мир и взаимопонимание, дружба.
- Вот и подошло к концу наше занятие, я вас поздравляю с наступающим Днём Республики Башкортостан, угощаю вас башкирским чак-чаком, и мы с хорошим настроением возвращаемся в группу.
Уходят в группу под песню «Мой Башкортостан» Сальманова