"Звуки музыки"


Автор: Калинкова Елена Алексеевна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

"Звуки музыки"

Краткое описание работы: Все родители желают своим детям благополучной и счастливой жизни, хотят, чтобы она была наполнена богатыми и интересными событиями, и чтобы в ней непременно было место музыке.

Влияние музыки на психику ребенка

         Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает эмоциональные различные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства или агрессии).

         Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой лишает человека (и взрослого, и ребенка) состояния уравновешенности, спокойствия, побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым,  расторможенным детям.

         Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.

         Музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь, с трудом засыпающему ребенку, успокоиться и расслабиться. Когда ребенок ляжет в постель, включите спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и попросите его закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в другом месте, которое вызывает у него положительные эмоции. Обратите внимание ребенка на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть его тела.

         Еще с древних времен люди заметили, что человеческий голос и звук вообще обладают сильным воздействием. Вибрация человеческого голоса в одном случае имеет лечебное действие (что издавна использовалось народными целителями), а в другом - причиняет человеку вред.

         Речь человека является сильнейшим фактором воздействия, как на окружающих, так и на самого говорящего. Наше внутреннее состояние, наши мысли, отношение к миру проявляются в содержании речи и в ее интонационной окраске.  А то, что мы говорим, и как это произносим, в свою очередь, откладывает отпечаток на психологическом состоянии слушающего, влияет на наши отношения с ним. Например, грубый, резкий голос взрослого, может вызвать у ребенка сильный испуг и состояние оцепенения. Постоянно раздраженный, недовольный голос говоряшего, порождает у слушателя ощущение, что его не любят и не принимают как личность.  А отказ в чем- либо, произнесенный спокойным, мягким, сочувствующим голосом помогает ребенку легче примириться с неудовлетворенностью его желания.

 

Пойте  детям перед сном.

         Сколько ласковых слов находит мать, убаюкивая свое дитя. Сколько нежности в пении, обращенном к ребенку!

         Малыш еще не знает языка, не понимая  слов,  но слушая колыбельную, он успокаивается и засыпает. Это первая в его жизни музыка, она воспринимается малышом с магической силой, потому что исходит от самого родного, самого дорогого человека – матери.

         Ритм колыбельной песни, обычно соотнесенный с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка, играет важную роль в их духовном единении. При такой внутренней настройке слова – образы песни проникают в глубину души маленького человечка. Через колыбельную у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке. Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям, ребенок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладеть речью, понимать ее содержание. С колыбельной песней ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах.

         В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений. Для народной культуры характерно стремление дать ребенку основные ценностные ориентиры как можно раньше, впрок, задолго до того, как он будет  этот мир осваивать сам. Особое значение в песнях уделено колыбели – первому собственному месту ребенка в этом мире. Для полноценного развития, малышу  важно утвердиться в том, что место, занимаемое им, -  самое хорошее, его мама - самая лучшая, а дом – самый родной. А еще колыбельная песня знакомит ребенка с пространством окружающего мира.

         Сначала это пространство выстраивается вокруг ребенка, как бы противопоставляя теплоту, защищенность дома опасностям внешнего мира. Эти два мира разделены границей, которую не должен переступать ребенок. Она (граница) понятием «край»: Баю, баюшки – баю, не ложись ты на краю, придет серенький волчок и ухватит за бочок, и потащит во лесок, и положит под кусток.

         Колыбельные песни слушали не только младенцы, но и дети постарше, которые уже имели опыт собственных падений, познавшие обоснованность родительских запретов, связанных с реальным нахождением ребенка на краю чего – либо.

         Когда ребенок становится постарше, ему поют колыбельные сказочного  содержания, в текстах которых решаются новые психологические задачи.

         Во многих колыбельных песнях перед малышами разворачивается перспектива его будущей самостоятельной, взрослой жизни, где он обретет семью, будет работать и растить собственных детей. Таким образом, колыбельная песня заранее дает ребенку простейшую схему мира, знакомит с главными принципами, которыми должен руководствоваться человек, вступающий в жизнь.

         Но самое важное в колыбельной песне – это сама материнская нежность, любовь, которая придает малышу уверенность в том, что жизнь хороша, и  если станет плохо – ему помогут, его не бросят.  На этом глубинном чувстве защищенности появляется оптимизм взрослого, его желание жить на свете вопреки всем невзгодам. Как неоценимо важна такая уверенность для ребенка, который войдет в наш сложный, противоречивый и обманчивый мир!

 

         А как важна привычка  постоянного общения с матерью!

         Прекрасно, если она сохраняется в семье и тогда, когда ребенок взрослеет. В такие минуты общения, к нежной песне присоединяется рассказывание сказок, историй, задушевные разговоры на сон грядущий. А сон, как известно, дан человеку не только для отдыха, но и для глубинной обработки той информации, которая накопилась за день. Поэтому все,  о чем говорится перед сном, закладывается  глубоко в душу человека и сохраняется там на всю жизнь.

         Доверительные отношения, которые возникают в моменты такого общения, будут важны для ребенка не только, пока он мал и ходит в детский садик, но и в школе. И даже тогда, когда ваш малыш вырастет, он будет знать, что у него есть человек, который всегда его выслушает, поймет, с которым так приятно общаться и просто положить голову на плечо.

         Пойте детям перед сном!

 

Дети и музыка

         Все родители желают своим детям благополучной и счастливой жизни, хотят, чтобы она была наполнена богатыми и интересными событиями, и чтобы в ней непременно было место музыке.

         Над этой задачей работают музыкальные руководители в детском саду, учителя музыки в школе, но чаще всего их усилия не приводят к ожидаемому результату. Очевидно, что только детский сад и школа не в состоянии решить проблему приобщения ребенка к музыке, развития его музыкальности. Более половины успеха  музыкального  воспитания ребенка, развития его музыкальных способностей зависит от участия в этом процессе родителей. С чего же следует начать? Когда появляются предпосылки музыкальности ребенка?

 

         Уже в первые месяцы жизни ребенок трепетно относится к звукам окружающего мира. Он радостно реагирует на голос матери, улыбается, услышав пение  взрослого.

 

         Как следует стимулировать музыкальные способности малыша?

         С самого рождения необходимо как можно больше петь ребенку. Ведь даже самые лучшие музыкальные игрушки не заменят нежные и ласковые интонации, красоту маминого голоса. Так ребенок получает первые музыкальные впечатления, значимость которых трудно переоценить. В русской народной культуре существует множество попевок, потешек и частушек, которые не трудно разучить взрослым и исполнять на мотив широко известных народных песен: «Ладушки», «Во поле береза стояла», «Я на речку шла» и др. Попробуйте сами придумать не сложные мелодии, ведь это очень занимательный процесс. Пение должно сопровождать самые разные действия взрослых по отношению к ребенку, а также  обогащайте слуховой опыт ребенка нежными, приятными звуками, извлекаемые при помощи детских музыкальных игрушек (погремушки, колокольчики).       Обращайте внимание на то, как ребенок реагирует на разные звуки, какие его радуют, веселят. Активные минуты жизни малыша следует сопровождать музыкальными произведениями, например лучшими образцами мировой музыки, мелодичными народными песнями, музыкой для детей и о детях.

         Малыш растет, устойчивее становится его интерес к звукам, к музыке. Родителям можно петь тихо или громко, высоким голосом или низким, одна и та же песенка  может быть грустной или веселой. Слушая музыку совместно с ребенком, активизируйте движения рук и ног малыша, можно потанцевать, держа малыша на руках. Необходимо покупать ребенку звучащие игрушки, музыкальные мячики, каталки, молоточки и другие. При покупке обращайте внимание на качество издаваемого игрушкой звука, его мелодику и тембр, он должен не раздражать, а ласкать и радовать слух.

          Постепенно музыка начинает сопровождать ребенка во многих проявлениях: физических упражнениях, песнях, танцах, игровых упражнениях. Приближаясь к первому году жизни, малыш приобщается к музыке, проявляет интерес к музыкальным игрушкам и инструментам, звучащим предметам, играет с ними. Он испытывает потребность в новых  музыкальных впечатлениях, требует исполнения попевок, потешек, песенок.

         Несложная организация общения ребенка с музыкой в семье  позволит нам увидеть в жизни малыша очень яркий результат  - потребность в музыке!

 

Музыка всюду живет.

         Музыка – одно из самых ярких и сильных впечатлений. Любая форма общения с музыкой вызывает у ребенка положительные эмоции, желание сопереживать, выражать свое отношение к музыкальным  произведениям.

         Музыка возникла очень давно, когда еще не было музыкальных инструментов, когда люди не знали, что такое ноты. Они работали, веселились или грустили, напевая определенные  мотивы. Первым музыкальным инструментом можно назвать человеческий голос, с помощью которого человек мог воспроизводить множество  различных звуков: речь, зов, клич, восклицания, шумы природы. Затем люди, подражая животным, стали воспроизводить музыкальные распевные звуки, научились ритмично двигаться, танцевать вскоре люди научились читать тексты нараспев, так появились сказания и легенды.

          Позднее появились простейшие музыкальные инструменты – барабаны, дудочки и инструменты, сопровождающие пение.

 

         Музыка очень влияет на человека. Известно, что древние греки использовали музыку  как средство врачевания от разных телесных и нервных болезней. И сейчас есть такое понятие – музыкотерапия. Музыка  заставляет каждого переживать, выражать свои чувства, .придает людям силы, воспитывает в них веру в жизнь, правду, мужество, красоту, обогащает чувства и интеллект. Музыка способна ярко и разнообразно передавать переживания человека, его волнения, эмоции. Музыка – понятие разностороннее: музыка чувств, музыка природы, музыка поэтического слов    .

         Чуткая музыка всюду живет, только прислушаться надо!       

 

Развитие музыкальных способностей.

         Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все разнообразие существующих вокруг звуковых красок.

         Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра люди учились различать интонацию, высоту, длительность звуков. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство.

 

Развитие музыкального слуха дошкольников.

Рекомендации родителям (по В.М. Бехтереву):

- Важна охрана детского слуха от резких эффектов.

-Устраняйте все, что нарушает правильное развитие слуха (громкие звуки, хаотическая речь и т.д.)

- Подумайте о правильном подборе игрушек. Они должны быть с нежным, мелодичным звучанием.

-Учите детей ориентироваться в ритме.

- Упражняйте детей в различении музыкальной окраски звуков.

         Вот стихи – песенки, которые помогут развить у детей  чувство ритма. Их можно использовать на прогулке, в часы досуга. Их можно петь, но можно и просто весело проговаривать. Они сами зададут правильный ритм.     

«Дождик»                                                                           «Зайка»

   Кап-кап, тук-тук-тук,                                                 Ушки длинные, куций хвост.                                                                                                                               

Дождик по дорожке!                                                     Небольшой у зайки рост.                                                   

Выбежали дети,                                                             В огороде побывал

Ловят капли эти,                                                            Там капусты пожевал

Выставив ладошки.                                                        Длинноногий, скок да скок,                                                                                                           

Г. Бойко.                                                                          Мы за ним, он на утёк!

                                                                                                           Г. Бойко.

      

Что такое музыкальное воспитание, музыкальное развитие, музыкальность?

Уважаемые родители!

Я хочу познакомить вас с работой по музыкальному воспитанию, которая проводится у нас в детском саду, чтобы помочь вам научиться влиять на развитие музыкальных способностей ваших детей.

Так что же такое музыкальное воспитание и музыкальное развитие?

 Музыкальное  воспитание - это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства - формирование интересов, потребностей, эстетического отношения к личности.

Музыкальное развитие - это результат формирования ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. При развитии музыкальности психологи советуют учитывать особенности возраста детей.

Возрастные особенности детей 3-4 лет. Четвертый год жизни характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов «почему?» и «отчего?». Ребенок наблюдателен, способен определить:

- музыка - веселая, радостная, спокойная;

- звуки   - низкие, громкие, тихие;

- инструмент - на котором играют мелодию (рояль, скрипка, баян) ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске. Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Налаживается вокально-слуховая координация.

Что такое музыкальность?

Уважаемые родители! Ваш ребенок от природы музыкален. Так что же такое музыкальность?

Это комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве.

Эти, как их принято называть, специальные или основные способности включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство и чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.

Однако, главное, по мнению ученых, заключается в том, что эти способности не столько проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в процессе ее. Такая уж интересная и обязательная наблюдается закономерность. Поэтому и относят педагоги умение понимать музыку, умение выразительно петь и двигаться, заниматься музыкальным творчеством также к понятию «музыкальность». Итак, постарайтесь запомнить главное:

Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней. Ну, а если вам не приходилось никогда раньше читать специальной литературы и разбираться в музыкальной терминологии, не пугайтесь таких слов, как «чувство лада», «звуковысотный слух». Понять их содержание будет значительно легче, если немножко больше узнать о том, что собой представляют самые обычные, окружающие нас постоянно звуки, у которых, оказывается, имеются свои тайны и загадки.

 

Задачи музыкального воспитания:

Развитие детского музыкального восприятия через несложные музыкальные произведения разного характера: празднично-веселая, нежно-сочуственная и т.д.

Развитие навыков слуховой культуры - воспринимать музыку, дослушивать ее до конца.

Развивать навык запоминания песен или пьес.

Учить внимательно, заинтересовано слушать музыку, чувствовать ее характер.

Приобщая наших маленьких слушателей к истокам музыкаль­ной культуры, мы знакомим детей с русскими танцами, музыкаль­ными инструментами. Дети с удовольствием играют на ложках, на металлофоне, маракасах. Все это Вы, дорогие родители, видели на утренниках, где Ваши дети и поют, и танцуют, и играют на различных инструментах.

Задача взрослых - поддерживать этот интерес детей к музыке.

 

Кроме музыкальных занятий, которые проводятся 2 раза в неделю, в группе воспитатели продолжают участвовать в музыкальном развитии детей. У нас есть специальный «Музыкальный центр», в котором содержится все необходимое: игры, музыкальные инструменты, костюмы. Дети в свободной деятельности используют их в своих играх, поют, танцуют, т.е. реализовывают свои творческие способности и возможности.

Как вы, родители, можете повлиять на развитие музыкальных способностей ваших детей.

 Беседуйте с детьми о впечатлениях, полученных на    занятиях по музыке.

Поддерживайте интерес к музыке.

Посещайте с детьми театры, балеты, концерты.

Дома вы можете собрать домашнюю фонотеку

Участвуйте в мероприятиях дошкольного учреждения по проблемам музыкального развития.

Играйте в музыкальные игры. Например: «Пропой свое имя», «Какой инструмент звучит?», «Кто на каком инструменте играет?»

Все это поможет воспитать ваших детей творческими   личностями.

 

Рекомендации для родителей.

Постарайтесь наполнить жизнь детей высокохудожественной музыкой.

Беседуйте с детьми о впечатлениях, полученных на музыкальных занятиях.

Поддерживайте интерес к музыке и музыкальной деятельности в ДОУ и в семье.

Устраивайте совместные походы с детьми в театр, на концерты.

Создавайте дома детям условия для элементарного музицирования.

Создайте домашнюю фонотеку грамзаписей классической и народной музыки.

Обсуждайте с ребенком после прослушивания музыкальные произведения.

Участвуйте в мероприятиях дошкольного учреждения по проблемам музыкального развития ребенка.

Играйте с детьми в музыкальные игры и пойте песенки с ними каждый день.