Автор: Козенко Галина Владимировна
Предмет: Музыка
Класс: Педагоги
Тип материала: Методическое пособие
Краткое описание работы: Музыка, образ, движение
Предисловие.
Музыка и движение такие же взаимосвязанные понятия, как звук и его ритмическая организация. Разного характера танцы, музыкальные игры, двигательные игровые упражнения помогают ребёнку понять содержание музыки, освоить её не простой язык.
Чтобы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, в занятиях можно использовать и такой педагогический материал, как игры со словом. Особенностью является то, что все эти игры можно проводить и без музыкального сопровождения, под мелодизированный текст, который в определённой степени как бы заменяет собой мелодичный напев.
В основе большинства игр – народные тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования). Текст любой игры можно специально использовать для развития у ребёнка ритма.
«Солнышко».
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко:
Твои детки плачут,
По камушкам скачут.
Исходное положение. Дети стоят врассыпную.
Ход игры. На 1-ю и 2-ю строчки текста взрослый вместе с ребёнком выполняет частые полуприседания – «пружинки» - и одновременно хлопает в ладоши. Под текст 3 –й и 4 – й строчек выполняются лёгкие прыжки с одновременными хлопками в ладошки.
Пояснение. Текст произносится в медленном темпе, нараспев, с ярко выраженной метрической пульсацией, без остановок, ускорений и замедлений. Нисходящая интонация голоса приходится на каждую сильную долю.
«Радуга».
Исходное положение. Дети стоят врассыпную.
Ход игры. На весь текст дети выполняют лёгкие и частые прыжки на двух ногах с небольшим покачиванием корпуса вправо и влево.
Ритмизация текста на слоги «та» и «ти» будет выглядеть следующим образом:
Ти-ти-ти-ти та
Ти-ти-ти-ти та
Ти-ти-ти-ти та
Ти-ти-ти-ти та
Пояснение. В процессе игры происходит развитие ритмического чувства и совершенствование прыжкового движения. Окончание произнесения текста должно быть точно зафиксировано прыжком с прекращением движения.
«Две тетери»
Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели…
Ш-ш-ш-ш….
Исходное положение. Играющие стоят, взявшись за руки; за кругом – двое детей, изображающих тетерь, и ребёнок, изображающий охотника.
Ход игры. На текст первых двух строк дети выполняют ритмичные полуприседания и раскачивают руками вперёд-назад. На третью и четвёртую строчки текста в круг поскоком «влетают тетери», присаживаются, «клюют» и улетают. «Охотник» догоняет «тетерь». С окончанием текста дети, стоящие в кругу, поднимают руки вверх и имитируют движения веточек шумящих на ветру деревьев.
Пояснения. Текст должен произноситься протяжно, но очень выразительно. В ходе игры совершенствуются пружинящие движения ног, лёгкого поскока, стремительного бега.