"Волшебные звуки дерева"


Автор: Егорова Татьяна Александровна

Предмет: Народные инструменты

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

"Волшебные звуки дерева"

Краткое описание работы: Методическая разработка открытого мероприятия для детей подготовительной к школе группы, целью которого является развитие познавательных и музыкальных способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству. исходный продукт- трещотка.

Тема: «Волшебные звуки дерева»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Форма совместной деятельности: музыкальная деятельность

Форма организации: групповая

Виды деятельности: ритмодекламация, мелодекламация, логоритмика, слушание музыки, продуктивная, игра на детских музыкальных инструментах, пение.

Цель: Создание условий, способствующих повышению творческой активности детей,  расширению их музыкального кругозора, пробуждению интереса ко всем видам музыкальной деятельности.

Задачи:

Образовательные: -продолжение формирования  представлений о русских народных инструментах, их тембровых возможностях ;

-углубление представлений о музыкальной культуре русского народа;

-продолжать формировать навыки игры на простейших детских музыкальных инструментах

Развивающие: -развитие музыкального слуха, его метроритмического

компонента через ознакомление с народным музыкальным репертуаром.  

Воспитательные:

воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке своего народа;

-воспитывать бережное отношение к лесу.

 

Дети входят в зал под русскую народную музыку.

Муз.рук.: Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть ваc. Хочу поделиться с вами хорошим настроением. Я наберу воздух носом и буду выдувать его через маленькую трубочку губ, а в конце улыбнусь вам. Теперь вместе. А теперь подарим свои улыбки вашему воспитателю, только дуть будем дольше, ведь Тамара Николаевна от нас дальше. А теперь – солнышку еще дольше.

Подвести детей к стульчикам, при этом таинственно произносить:

Тихо-тихо сядем рядом –

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

Вместе с музыкой хорошей,

К нам приходит волшебство.

Осторожней, осторожней –

Не спугнуть бы нам его.

Что-то доброе случится-

Сказка в гости к нам стучится,

Видно, хочет подружиться,

Скажем сказке – заходи!

-А сказка сегодня будет называться «Про Ивана- деревянных дел мастера…»

СЛАЙД 1(Иван в лесу)

-Давным- давно в Древней Руси жил деревянных дел мастер Иван. Он очень любил лес, потому что знал, что деревья могут сотворить два чуда! Дерево может обогреть человека(как?) и может помочь человеку в хозяйстве. Потому что было в доме у Ивана много умных и полезных деревянных вещей. С раннего утра и до позднего вечера эти вещи трудились вместе с Иваном. Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили Ивана вкусным обедом. Иван очень любил такие блюда:

СЛАЙД 2 (Каша, пирожок, блины, творог)

Дети называют блюдо, прохлопывая его ритмический рисунок, затем делают это под музыку любой польки.

Мелодекламация с движением «Каша –пирожок – блины - творожок»

-Рубель помогал хозяйке стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными.

СЛАЙД 3(Видео глажки белья с помощью рубеля)

Играю на рубеле, прошу озвучить голосом звук рубеля

А веселая погремушка успокаивала их маленького ребенка, когда он плакал.

Логоритмическое упражнение «Погремушка»

Мы купили погремушку —(хлопки справа)
Успокаивать Андрюшку.(хлопки слева)
Мы трясли — она гремела,(трясем кистью справа, слева)
Но успеха не имела.(ладони вперед, пожимаем плечами)
Оказалось, у Андрюшки (грозим пальцем)
Голос громче погремушки (зажать уши ладонями)

-Так и жили они ладно и дружно. Однажды в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Появились они под музыку.

СЛАЙД 4(Скоморохи)

Слушание «Плясовая»

Иван увидел, что в руках у них такие же умные и полезные вещи, как у него, только они издавали такие задорные звуки! Вернулся Иван домой, взял в руки ложки и стал стучать Так…(держась за ручки).И вот так…(прием «орешек»)И вот этак…(захват двух ложек пальцами одной руки). Жена увидела, взяла рубель да палочку и тоже заиграла с мужем. Тут и ребенок подхватил игру своей погремушкой. Весело у них получилось! И вспомнил Иван, что видел в руках скомороха инструмент невиданный, из деревянных планочек состоящий, которые

На веревке в ряд висят,

Сухо, весело трещат.

Ритм отстукивают четко

Звонкий инструмент (трещотка)

Смастерил он инструмент этот, а секрет изготовления мне передал. А я и вам покажу.

СЛАЙД 5(Алгоритм изготовления трещотки)

Материал(10 см деревянной линейки и деревянные бусины от массажного кресла для автомобиля) трогаем, стучим, нюхаем.

Дети нанизывают на шнурок поочередно планку и бусину

Делаем, приговаривая:

 -Ты трещи, моя трещотка,

Ты трещи, не умолкай.

Ты трещи, моя трещотка,

Детский ум ты развивай!

-А теперь предлагаю вам сыграть в настоящем «деревянном» оркестре.

Фонограмма русской народной частушки.

1 заигрыш- муз.руководитель- на ложках, проигрыш- дети трещотками,

2 заигрыш- муз.рук. рубелем, проигрыш- дети трещотками

3 заигрыш- муз.рук.погремушками, проигрыш-  дети трещотками.

-А знаете, что дальше было в истории про Ивана – деревянных дел мастера? Сделал он такую трещотку, поиграл на ней, да задумался: какую же еще пользу может принести эта вещь? И придумал! Он повесил ее в огороде, ветер дул, от ветра шевелились планки, и этот шум отпугивал птиц от грядок! Вот какой Иван-затейник! А еще понял Иван, что дерево может сотворить не два чуда (обогреть и помочь в хозяйстве), а ТРИ! Дерево может издавать чудесные музыкальные звуки и веселить людей!

-А теперь вспомним все то, о чем мы сегодня говорили. Только сделаем это с помощью песенки. Я буду петь вам фразу, если вы согласны с ней, то отвечаете мне «Да-да-да», играя трещоткой, если не согласны, то «нет-нет-нет».

М.Р.- Про Ивана слушали?

Дети: Да-да-да

МР: Яблоки мы кушали?

Нет-нет-нет

МР: Знаем, рубель что такое?

Смотрели мы кино смешное?

Звонко дерево стучит?

Всех ребяток веселит?

Дальше будем изучать?

И на сцене выступать?

Мы трещотку сделали?

Мы – ребята смелые?

Значит, мы гостей попросим,

Чтобы нам похлопали…

На память раздаю каждому ребенку свою ритмосхему на красивом листочке и прошу ее выучить дома на трещотке.