Автор: Головина Вера Анатольевна
Предмет: Музыка
Класс: Педагоги
Тип материала: Методические рекомендации
Краткое описание работы: Родители, как участники образовательного процесса по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.
Сегодня родительская роль в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста становится все более значимой. Родители не просто наблюдатели, но активные участники образовательного процесса, оказывая влияние на формирование музыкального восприятия и интереса у своих детей.
Музыка, как универсальный язык эмоций, способна обогатить внутренний мир ребенка, развивать его творческое мышление, слух и чувство ритма. Важно, чтобы родители создавали музыкальную среду в домашних условиях: включали разнообразную музыку, пели с детьми, использовали музыкальные игрушки и организовывали совместные музыкальные занятия.
В данный момент родители активно взаимодействуют с педагогами, участвуя в дополнительных мероприятиях, концертах и конкурсах, что способствует укреплению связи между семьей и образовательным учреждением. Совместные мероприятия помогают создать у ребенка чувство принадлежности к музыкальному сообществу, развивают навыки сотрудничества и коммуникации.
Родители, действуя в качестве партнеров в образовательном процессе, могут существенно повлиять на эмоциональное и творческое развитие своих детей, воспитывая в них любовь к музыке и искусству с раннего возраста.
Они также могут познакомить детей с различными музыкальными жанрами и стилями, расширяя их музыкальный кругозор. Это может быть достигнуто через простые действия, такие как создание музыкальных подборок для совместного прослушивания, участие в музыкальных фестивалях или даже путешествия в музыкальные театры. Чем больше разнообразия в музыкальных впечатлениях, тем более развитым становится музыкальное восприятие ребенка.
Не менее важно развивать у детей навыки импровизации и самовыражения. Родители могут организовывать домашние концерты, где дети смогут не только слушать, но и выступать. Такой опыт поможет им преодолеть стеснение и развивать уверенность в своих силах. Важным аспектом является поддержка и положительная обратная связь от родителей, что вдохновляет ребенка продолжать заниматься музыкой. В самостоятельной деятельности повышается инициативность у ребенка.
Кроме того, музыкальные занятия могут стать отличной возможностью для укрепления семейных уз. Совместное создание музыки, участие в песенных играх или ритмических упражнениях способствуют развитию доверия и близости между родителями и детьми. Это помогает ребенку почувствовать себя частью семьи и способствует созданию положительной эмоциональной атмосферы.
Также родители могут знакомить детей с музыкой разных культур, которая расширяет не только музыкальный кругозор, но и общее мировосприятие ребенка. Уважаемые коллеги, как вы думаете каким образом может осуществляться данное знакомство детей с фольклором разных культур в семье? (Знакомство с фольклором, традиционными инструментами и танцами разных народов помогает развить уважение и интерес к многообразию мира.) Все это формирует у детей открытость к новому и желание изучать культуру других людей.
Нельзя забывать и о терапевтическом аспекте музыки. Музыка может служить средством снятия стресса, улучшения настроения и развития эмоциональной интеллигентности. Родители, создавая музыкальные моменты в повседневной жизни, помогают детям лучше понимать и выражать свои чувства. В результате, музыкальное воспитание становится важной частью гармоничного развития ребенка, укрепляя не только его личность и здоровье, но и помогает установить взаимосвязь с окружающим миром.
Кроме того, музыка способствует развитию социальной коммуникации. Участие в ансамблях или оркестрах требует взаимодействия с другими музыкантами, что формирует навыки командной работы и управления конфликтами. Дети учатся слушать друг друга, проявлять терпимость и адаптироваться к различным стилям игры. Эти качества становятся важными не только в музыке, но и в других жизненных аспектах.
Музыка также создает уникальный опыт совместного творчества. Участие в музыкальных проектах, таких как концерты, выступления, конкурсы и фестивали, помогает детям развивать навыки публичных выступлений и уверенности в себе. Эти моменты взаимодействия с аудиторией укрепляют социальные связи и дают возможность делиться эмоциями и чувствами через искусство.
Не менее важно, что музыка является универсальным языком, который объединяет людей разных культур и возрастов. Через общение посредством музыки дети учатся уважать разнообразие и открываться новым идеям. Это содействует развитию толерантности и понимания, что, в свою очередь, помогает формировать более гармоничное общество.
Все наверняка знают, что этот год объявлен президентом Российской Федерации В. В. Путиным «Годом Семьи», и появилась потребность в изменении отношений между педагогом и родителями. Ответом на эту задачу стал детско-родительский проект - «Музыкальный клуб «Бузявочки». Цель которого - встречи детей, родителей, педагога и их общение на языке Музыки. В Музыкальном клубе дети не только слушают классическую музыку, исполняют сами выученные музыкальные номера, но и пробуют вместе с родителями музицировать на орф-инструментах знакомые детские прибаутки, песни, театрализовать известные народные сказки «здесь и сейчас», без предварительной подготовки. В такой момент в аудитории ощущается единое творческое пространство юных музыкантов, родителей и педагога. В этот время зрителей нет, есть только исполнители, маленькие и большие творцы! Происходит активизация процесса взаимодействия детей и взрослых, где ВСЕ являются равноправными, заинтересованными участниками коллективной творческой деятельности.
Чтобы всех заинтересовать, 1 – я встреча началась с Волшебного урока «БАМБАРА-ЧУФАРА». Целью которого являлось развитие воображения и фантазии детей и взрослых.
Совместно с участниками к этому занятию был нетрадиционно украшен зал, добавлена светящиеся фонарики.
Сейчас я всем предлагаю окунуться в волшебство: возьмите и съешьте маленькую «волшебную конфету», которая поможет всем стать волшебниками и самим создавать волшебству.
Теперь, чтобы зал стал «еще волшебнее», нужно сказать волшебные слова
СЛАЙД 1 - ВИДЕО «ВОЛШЕБСТВО НАЧИНАЕТСЯ!»
Вместе:
ФУНДЕЛЬ-ДУНДЕЛЬ,
ЗАГУ-ДУНДЕЛЬ,
ФУТЫ-НУТЫ
НОСОРОГ
Побудем в тишине и ПОЧУВСТВУЙТЕ, как совершается «волшебство»: зал становиться все красивее и красивее…
Далее мы придумывали и импровизировали, в этом нам помогла речевая игра на воображение «Нет, не палочки», но прежде для детей был сюрпризный момент - необычно раздали детям палочки – глаза у них были закрыты и как они получат свои палочки для них было сюрпризом…
СЛАЙД 2 - ВИДЕО «ПОЯВЛЕНИЕ ПАЛОЧЕК»
Мы фантазировали, чем еще могут быть эти палочки…
СЛАЙД 3 - ВИДЕО «НЕТ, НЕ ПАЛОЧКИ!»
Следующий фрагмент занятия – полезная для дошкольников лингвистическая игра «Смешной алфавит». Мы предложили детям и родителям называть зверушек на все буквы алфавита: на букву Б – будет Бузявочка, на букву В - Вузявочка, на букву Г - ?...и так до конца.
СЛАЙД 4 - ВИДЕО «ИГРАЕМ И УЧИМСЯ»
И конечно, у нас был небольшой театр для родителей. Использовали стихотворение В. Берестова «Дракон». В зале должны были появиться маленькие чудесные существа, похожие на гномиков, совершенно безобидные, но вместо них со страшным грохотом в зал влетает Дракон.
СЛАЙД 5 - ВИДЕО «ТЕАТР ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»
В процессе занятия мы настолько сплотились и зарядились положительными эмоциями, что вместе решили снять современный рилс, учитывая, что все идут в ногу со временем.
СЛАЙД 6 - ВИДЕО «ПЕДРО»
«Мораль сей сказки такова…» Когда все - и дети и взрослые наигрались, натанцевались, мы успокоились, сели в круг и поговорили о том, как просто можно сотворить волшебство своими руками, если захотеть: улыбнуться грустному, сделать маленький подарок, попробовать развеселить, приготовить сюрприз и т.д. и т.п.
Хочешь Чудо-Юдой стать? – мало только помечтать!
Надо просто что-то делать, а не к маме приставать.
Хочешь Цамбой-Драмбой стать? – мало только помечтать!
Чтобы все на свете мочь, отгоняй-ка скуку прочь!
Не стони, что уж невмочь, да трудись и день и ночь!
Если хочешь ты летать, мало только помечтать!
Надо очень захотеть – словом, взять и полететь!
Музыка в повседневной жизни — это возможность создавать эмоционально насыщенные моменты: от семейных посиделок до праздников. Так, вовлечение всей семьи в музыкальные занятия укрепляет семейные узы и создает позитивную атмосферу, в которой ребенок чувствует поддержку и любовь.