Родители, как участники образовательного процесса по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.


Автор: Головина Вера Анатольевна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические рекомендации

Родители, как участники образовательного процесса по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.

Краткое описание работы: Родители, как участники образовательного процесса по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.

Сегодня родительская роль в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста становится все более значимой. Родители не просто наблюдатели, но активные участники образовательного процесса, оказывая влияние на формирование музыкального восприятия и интереса у своих детей.

Музыка, как универсальный язык эмоций, способна обогатить внутренний мир ребенка, развивать его творческое мышление, слух и чувство ритма. Важно, чтобы родители создавали музыкальную среду в домашних условиях: включали разнообразную музыку, пели с детьми, использовали музыкальные игрушки и организовывали совместные музыкальные занятия.

В данный момент родители    активно взаимодействуют с педагогами, участвуя в дополнительных мероприятиях, концертах и конкурсах, что способствует укреплению связи между семьей и образовательным учреждением. Совместные мероприятия помогают создать у ребенка чувство принадлежности к музыкальному сообществу, развивают навыки сотрудничества и коммуникации.

Родители, действуя в качестве партнеров в образовательном процессе, могут существенно повлиять на эмоциональное и творческое развитие своих детей, воспитывая в них любовь к музыке и искусству с раннего возраста.

Они также могут познакомить детей с различными музыкальными жанрами и стилями, расширяя их музыкальный кругозор. Это может быть достигнуто через простые действия, такие как создание музыкальных подборок для совместного прослушивания, участие в музыкальных фестивалях или даже путешествия в музыкальные театры. Чем больше разнообразия в музыкальных впечатлениях, тем более развитым становится музыкальное восприятие ребенка.

Не менее важно развивать у детей навыки импровизации и самовыражения. Родители могут организовывать домашние концерты, где дети смогут не только слушать, но и выступать. Такой опыт поможет им преодолеть стеснение и развивать уверенность в своих силах. Важным аспектом является поддержка и положительная обратная связь от родителей, что вдохновляет ребенка продолжать заниматься музыкой. В самостоятельной деятельности повышается инициативность у ребенка.

Кроме того, музыкальные занятия могут стать отличной возможностью для укрепления семейных уз. Совместное создание музыки, участие в песенных играх или ритмических упражнениях способствуют развитию доверия и близости между родителями и детьми. Это помогает ребенку почувствовать себя частью семьи и способствует созданию положительной эмоциональной атмосферы.

Также родители могут знакомить детей с музыкой разных культур, которая расширяет не только музыкальный кругозор, но и общее мировосприятие ребенка. Уважаемые коллеги, как вы думаете каким образом может осуществляться данное знакомство детей с фольклором разных культур в семье? (Знакомство с фольклором, традиционными инструментами и танцами разных народов помогает развить уважение и интерес к многообразию мира.) Все это формирует у детей открытость к новому и желание изучать культуру других людей.

Нельзя забывать и о терапевтическом аспекте музыки. Музыка может служить средством снятия стресса, улучшения настроения и развития эмоциональной интеллигентности. Родители, создавая музыкальные моменты в повседневной жизни, помогают детям лучше понимать и выражать свои чувства. В результате, музыкальное воспитание становится важной частью гармоничного развития ребенка, укрепляя не только его личность и здоровье, но и помогает установить взаимосвязь с окружающим миром.

Кроме того, музыка способствует развитию социальной коммуникации. Участие в ансамблях или оркестрах требует взаимодействия с другими музыкантами, что формирует навыки командной работы и управления конфликтами. Дети учатся слушать друг друга, проявлять терпимость и адаптироваться к различным стилям игры. Эти качества становятся важными не только в музыке, но и в других жизненных аспектах.

Музыка также создает уникальный опыт совместного творчества. Участие в музыкальных проектах, таких как концерты, выступления, конкурсы и фестивали, помогает детям развивать навыки публичных выступлений и уверенности в себе. Эти моменты взаимодействия с аудиторией укрепляют социальные связи и дают возможность делиться эмоциями и чувствами через искусство.

Не менее важно, что музыка является универсальным языком, который объединяет людей разных культур и возрастов. Через общение посредством музыки дети учатся уважать разнообразие и открываться новым идеям. Это содействует развитию толерантности и понимания, что, в свою очередь, помогает формировать более гармоничное общество.

Все наверняка знают, что этот год объявлен президентом Российской Федерации В. В. Путиным «Годом Семьи», и  появилась потребность в изменении отношений между педагогом и родителями. Ответом на эту задачу стал детско-родительский проект - «Музыкальный клуб «Бузявочки». Цель которого - встречи детей, родителей, педагога и их общение на языке Музыки.  В Музыкальном клубе дети не только слушают классическую музыку, исполняют сами выученные музыкальные номера, но и пробуют вместе с родителями музицировать на орф-инструментах знакомые детские прибаутки, песни, театрализовать известные народные сказки «здесь и сейчас», без предварительной подготовки. В такой момент в аудитории ощущается единое творческое пространство юных музыкантов, родителей и педагога. В этот время зрителей нет, есть только исполнители, маленькие и большие творцы! Происходит активизация процесса взаимодействия детей и взрослых, где ВСЕ являются равноправными, заинтересованными участниками коллективной творческой деятельности.

Чтобы всех заинтересовать, 1 – я встреча началась с Волшебного урока «БАМБАРА-ЧУФАРА». Целью которого являлось развитие воображения и фантазии детей и взрослых.

Совместно с участниками к этому занятию был нетрадиционно украшен зал, добавлена светящиеся фонарики.

Сейчас я всем предлагаю окунуться в волшебство: возьмите     и съешьте маленькую «волшебную конфету», которая поможет всем стать волшебниками и самим создавать волшебству.

Теперь, чтобы зал стал  «еще волшебнее», нужно сказать волшебные слова

СЛАЙД 1 - ВИДЕО «ВОЛШЕБСТВО НАЧИНАЕТСЯ!»

Вместе:

ФУНДЕЛЬ-ДУНДЕЛЬ,

ЗАГУ-ДУНДЕЛЬ,

ФУТЫ-НУТЫ

НОСОРОГ

 

Побудем  в тишине и ПОЧУВСТВУЙТЕ, как совершается «волшебство»: зал становиться все красивее и красивее…

Далее мы придумывали и импровизировали, в этом нам помогла речевая игра на воображение «Нет, не палочки», но прежде для детей был сюрпризный момент -  необычно раздали детям палочки – глаза у них были закрыты и как они получат свои палочки для них было сюрпризом…

СЛАЙД 2 - ВИДЕО «ПОЯВЛЕНИЕ ПАЛОЧЕК»

Мы фантазировали, чем еще могут быть эти палочки…

СЛАЙД 3 - ВИДЕО «НЕТ, НЕ ПАЛОЧКИ!»

Следующий фрагмент занятия – полезная для дошкольников лингвистическая игра «Смешной алфавит». Мы предложили детям и родителям называть зверушек на все буквы алфавита: на букву Б – будет Бузявочка, на букву В  - Вузявочка, на букву Г - ?...и так до конца.

СЛАЙД 4 - ВИДЕО «ИГРАЕМ И УЧИМСЯ»

И конечно, у нас был небольшой театр для родителей. Использовали стихотворение В. Берестова «Дракон». В зале должны были появиться маленькие чудесные существа, похожие на гномиков, совершенно безобидные, но вместо них со страшным грохотом в зал влетает Дракон.

СЛАЙД 5 - ВИДЕО «ТЕАТР ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»

В процессе занятия мы настолько сплотились и зарядились положительными эмоциями, что вместе решили снять современный рилс, учитывая, что все идут в ногу со временем.

СЛАЙД 6 - ВИДЕО «ПЕДРО»

«Мораль сей сказки такова…» Когда все -  и дети и взрослые наигрались, натанцевались, мы успокоились, сели в круг и поговорили о том, как просто можно сотворить волшебство своими руками, если захотеть: улыбнуться грустному, сделать маленький подарок, попробовать развеселить, приготовить сюрприз и т.д. и т.п.

Хочешь Чудо-Юдой стать? – мало только помечтать!

Надо просто что-то делать, а не к маме приставать.

Хочешь Цамбой-Драмбой стать? – мало только помечтать!

Чтобы все на свете мочь, отгоняй-ка скуку прочь!

Не стони, что уж невмочь, да трудись и день и ночь!

Если хочешь ты летать, мало только помечтать!

Надо очень захотеть – словом, взять и полететь!

 

Музыка в повседневной жизни — это возможность создавать эмоционально насыщенные моменты: от семейных посиделок до праздников. Так, вовлечение всей семьи в музыкальные занятия укрепляет семейные узы и создает позитивную атмосферу, в которой ребенок чувствует поддержку и любовь.