Автор: Наталья Александровна Семенюк
Предмет: Музыка
Класс: Педагоги
Тип материала: Открытый урок
Краткое описание работы: Открытый урок на тему: «Работа над крупной формой в классе фортепиано»
Открытый урок по специальности фортепиано
Тема урока: «Работа над крупной формой в классе фортепиано»
Цель урока: Развитие и совершенствование знаний и исполнительских умений в
ходе работы над произведением крупной формы.
Задачи урока:
1. Формирование и закрепление знаний об особенностях старинной сонатной формы; осознание как структурной, так и художественной сторон музыкальной формы.
2. Развитие музыкального мышления, памяти, внимания, музыкально-слуховых представлений, умение последовательно «излагать» материал и собирать в единое целое.
3. Воспитание умения внимательно относиться к замыслу композитора, умения слушать и анализировать услышанное, способствовать развитию художественного вкуса на основе исполнения старинной музыки.
Методы: словесный, наглядно-слуховой, практический, анализа и сравнения, обобщения, эмоциональной отзывчивости.
Оборудование: фортепиано, ноты, карточки для анализа формы произведения.
Этапы урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово педагога.
3. Практическая часть (детальная работа над произведением).
4. Заключение.
Ход урока
1. Организационный момент: эмоциональный настрой ученицы, сообщение темы, цели, задач урока.
2. Вступительное слово педагога: Изучение произведений крупной формы позволяет учащимся осознать основы и закономерности строения и развития музыкального материала, стилевые особенности эпох. Работа над произведением – определение технических трудностей и необходимых пианистических приёмов для их преодоления, создание исполнительского замысла и подходы к реализации, работа над выразительностью исполнения – всё это связано с изучением музыкальной формы, с познанием самого процесса исполнения, способами приобретения пианистического мастерства.
3. Практическая часть.
Открытый урок проводится с ученицей 4 класса Ящуковской Аделиной. До открытого урока с ученицей проведена следующая работа:
1. Познакомились со стилистикой эпохи, в которую жил и писал Й.Бенда.
2. Рассмотрели иллюстрации клавесина и клавикорда; сравнили строение инструментов, одновременно прослушивая музыкальные примеры; сравнили звучание инструментов; выяснили, почему всё время чередуются форте и пиано.
3. Сделали разбор нотного текста.
Работа над сонатиной №3 а-moll Й.Бенда.
Педагог: Аделина, сегодня на уроке мы продолжим с тобой работу над сонатиной, для начала сыграй ее (ученица играет Сонатину ля минор Й. Бенда).
Педагог: Аделина, домой я задавала тебе почитать про творчество Йиржи Бенда
Ученица: Йиржи Антонин Бе́нда ( 1722- 1795) — чешский композитор периода классицизма. Представитель многочисленной семьи музыкантов. В своей музыке придерживался раннеклассического стиля. Был композитором, пианистом и скрипачом.
Педагог: Обрати внимание, ты сказала, что композитор писал в раннеклассическом стиле, значит его произведения могут отличаться от классических сонатин. Скажи, а каких знаменитых композиторов-класиков ты заешь?
Ученица: Й. Гайдн, В.А.Моцарт и Л.Бетховен.
Педагог: Верно. В прошлом году мы с тобой играли Сонатину Фа мажор Л.Бетховена, она была написана по классическим канонам сонатного аллегро. Сегодня мы с тобой проанализируем Сонатину Й.Бенда, тоже композитора эпохи классицизма, но раннего, посмотрим, придерживался ли он классических канонов. Скажи, что характерно для сонатины?
Ученица: Для сонатины характерны три части – экспозиция, разработка и реприза. В экспозиции представлены Главная партия и Побочная партия, также могут быть Связующая и Заключительная партии. В разработке они разрабатываются, меняется характер, тональный план. В репризе опять возвращается основная тональность и в ней проходят все партии.
Педагог: Верно. Сонатину можно сравнить с театральным действием, где экспозиция нас знакомит с главными героями, их характером, образом, иногда даже одеждой. В разработке завязывается само действие, главные герои преодолевают различные жизненные трудности. А в репризе происходит финал всего действия.
Нашу Сонатину я предлагаю тебе представить в виде сказки «Золушка». Покажи пожалуйста главных героев – Принца и Золушку.
Ученица: ГП представляет нам принца, а ПП – Золушка.
Педагог: Согласна, давай попробуем охарактеризовать Принца (ГП)
- Играем ГП, разбираем ее строение (период повторного строения), делаем характеристику. Принц у нас получился мужественным, стремительным, уверенным, возможно немного трагичный (минорный лад), но в тоже время романтичным (вздохи второго мелодического элемента).
Педагог: Теперь давай посмотрим на Золушку.
- Играем ПП. По характеру Золушка нежная, робкая, даже блестки на платье и камушки в туфельках видны (стаккато в левой руке). А в конце она на носочках спешит на бал (гаммообразные пассажи). А параллельная мажорная тональность (До мажор), говорит о том, что Золушка предвкушает бал, танцы, праздник.
Педагог: Вот экспозиция и закончилась. Дальше начинается разработка. ГП проходит в До мажоре, наш Принц веселится на балу. Затем мы слышим ПП, в какой тональности она проходит?
Ученица: В Ля мажор, одноименной для основной тональности.
Педагог: Верно, а посмотри следующее предложение в какой тональности?
Ученица: В Соль мажоре.
Педагог: Да, а Соль мажор для До мажора (тональности Принца в разработке) доминантовая тональность, наверно именно в этот момент Принц и Золушка встретились на балу. А что же случилось дальше, в этих напряженных аккордах?
Ученица: Близится полночь и Золушка убегает с бала. А дальше в репризе возвращается ГП в основной тональности, Принц по размеру туфельки ищет Золушку.
Педагог: Какие выводы мы можем сделать по форме Сонатины? Экспозиция состоит из ГП и ПП, связующая и заключительная партия отсутствуют, что часто характерно для Сонатин. Ведь Сонатина – это маленькая форма Сонаты. В разработке партии «гуляют» по тональностям До мажора, Ля мажора, Соль мажора и в конце Ми мажор как доминанта к основной ля минорной тональности. А реприза неполная, в ней звучит только Главная партия.
А сейчас давай выложим музыкальную форму Сонатины карточками.
4. Заключение.
После детального разбора формы, присвоении разным партиям характеров различных героев (Принца и Золушки) можем сделать выводы, что ГП нужно играть более решительно, на крещендо в восходящем пассаже, а второй элемент более мечтательно, синкопы должны придать характер задумчивости. А ПП нужно играть более изящно, прозрачно, стаккато более звонко, чтобы камушки на одежде Золушки начали блестеть.
Таким образом – форма, средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения и развитие художественного образа. А представляя крупную форму в виде сказки можно сложное произведение сделать доступным и понятным.