Автор: Миходенок Ольга Александровна
Предмет: Творческие работы и методические разработки
Класс: Дети
Тип материала: Сценарий мероприятия
Краткое описание работы: Познакомить с творчеством П. И. Чайковского, рассказать о сборнике пьес «Детский альбом». Закрепить умение детей анализировать музыкальное произведение. Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка через художественное творчество с использование музыкальных пьес «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Беседа о творчестве Петра Ильича Чайковского для детей старшего дошкольного возраста с применением ИКТ. «Детский альбом»
Цель:
Прививать любовь к классической музыке, к творчеству русского композитора П.И. Чайковского.
Задачи:
1. Познакомить с творчеством П. И. Чайковского, рассказать о сборнике пьес «Детский альбом».
2. Закрепить умение детей анализировать музыкальное произведение (определять характер, регистр, темп, форму).
3. Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка через художественное творчество с использование музыкальных пьес «Детского альбома» П. И. Чайковского.
4. Развивать умение слушать музыкальное произведение, умение выражать свои переживания в словах, в песне, в рисунке.
5. Воспитывать любовь к русской национальной культуре, к произведениям классической музыки.
Материалы:
Мультфильм «Детский альбом. П. И. Чайковский» Автор сценария и режиссёр И. Ковалевская, материалы для рисования, портрет композитора П.И. Чайковского, аудио запись «Полька» соч. 39: No. 14 П.И. Чайковского в исполнении Михаила Плетнёва
Ход мероприятия
Предварительная беседа.
1. Краткая биография (возможно использовать отдельные факты жизни)
Пётр Ильич Чайковский — русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик.
Родился 25 апреля [7 мая] 1840 в небольшом городке Воткинске на Урале. Его отец, Илья Петрович, работал горным инженером.
В детстве Пётр начал заниматься музыкой. Сначала его учила мать, потом ему наняли учительницу. Способности юного композитора проявились в раннем возрасте. Уже с 5 лет Чайковский свободно играл на фортепиано. А в восемь начал записывать свои первые музыкальные впечатления, подбирал по слуху песни и романсы, которые слышал в семье.
Родители хотели, чтобы Пётр стал юристом, поэтому отдали его учиться в Императорское училище правоведения в Санкт-Петербурге. В училище
Пётр продолжал заниматься музыкой, с удовольствием посещал оперы и балеты в Мариинском театре.
После успешного окончания училища будущего композитора приняли на работу в министерство юстиции. Несколько лет он совмещал работу и занятия музыкой, но потом решил уволиться и заниматься только музыкой.
Пётр Ильич поступил в Санкт-Петербургскую Консерваторию, которую окончил с большой серебряной медалью. Сразу после окончания консерватории Чайковский был приглашён на должность профессора Московской консерватории и переехал в Москву. В это время он писал много музыки: появились симфонии, оперы, фортепианные пьесы.
О таланте Чайковского узнала богатая меценатка Надежда фон Мекк. Она решила поддержать композитора и стала оплачивать его поездки в Европу, а также ежегодно платить ему сумму в 2 раза больше, чем зарплата в консерватории. Эта помощь дала возможность ярко раскрыться композиторскому таланту Чайковского.
Оставив работу в консерватории, Чайковский написал знаменитые оперы: «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта»; балеты: «Лебединое озеро» и «Щелкунчик».
Мировую славу композитора и дирижера оставил после себя Петр Ильич Чайковский. Его жизнь полностью посвящена музицированию. Более 80 произведений написано композитором. Это оперы и балеты, симфонии и концерты для фортепиано, сюиты и струнные квартеты.
Умер композитор 25 октября [6 ноября] 1893, внезапно от опасной инфекционной болезни — холеры. Похоронен Чайковский в Санкт-Петербурге, в Александро-Невской лавре.
2. «Детский альбом»
Ярким музыкальным языком обладает «Детский альбом» Чайковского. Содержание цикла напоминает один день ребенка, с его играми и огорчениями.
«Детский альбом», история создания которого связана с семьей сестры композитора, заслуживает того, чтобы называться шедевром... Он посвящен племяннику, Володе Давыдову.
Содержание цикла выстроено композитором в определенной последовательности: на утро, день и вечер детского дня.
3. Мультфильм «Детский альбом. П. И. Чайковский»
«Сладкая греза». И снова спокойная задумчивость мелодии, красота и простота звучания миниатюры. Словно ребенок, глядя в окно на морозные узоры, сочиняет свою незатейливую сказку в вечерних сумерках..
«Игра в лошадки». Озорная мелодия пьесы передает веселье проснувшегося ребенка, его желание играть и бегать. Точно изобразил композитор цокот копыт игрушечной лошадки. Сказочные препятствия, смена декораций во время игры нашли свое отражение в богатой гармонии пьесы.
«Марш деревянных солдатиков». Четкость, легкость, упругость мальчишеской игры отражена в пьесе. Игрушечное шествие солдатиков или целого войска рисует композитор строгим ритмическим рисунком.
«Вальс». Детские переживания быстро сменяются веселым, живым танцем. Ощущение домашнего праздника, всеобщей радости передает Чайковский, которая увлекает в кружение танца.
«Шарманщик поет». Протяжные звуки старинного инструмента, движение мелодии по кругу словно символизируют бесконечность движения жизни. Психологически сложный музыкальный образ пьесы напоминает о недетских мыслях в голове самого обычного ребенка.
Чайковский много путешествовал, он побывал во Франции и Италии, Турции и Швейцарии.
ШАРМА́НКА - это небольшой уличный переносный механический орган без клавишного механизма, приводимый в действие вращением ручки, в виде ящика с лямкой, надеваемой на плечо.
Песни дальних стран
«Итальянская песенка». В ней Чайковский средствами музыкальной выразительности точно передает аккомпанемент гитары или мандолины, столь любимых в Италии. Энергичная, игривая песенка напоминает вальс. Но в ней нет плавности танца, а есть южная оживленность и порывистость.
«Старинная французская песенка». Грустный народный мотив звучит в пьесе. Задумчивая мечтательность была присуща средневековой Франции с ее менестрелями (музыкантами). Пьеса напоминает минорную балладу, сдержанную и задушевную.
«Немецкая песенка». Галантная и веселая пьеса, гармония которой напоминает звучание шарманки. В «Немецкой песенке» встречаются интонации йодля. Такая манера исполнения песен свойственна жителям Альп.
«Неаполитанская песенка». Звучание народных инструментов слышится в этой пьесе. Неаполь – один из городов Италии. Энергия ритма и живость мелодии передают горячность южан.
«Нянина сказка». Композитор рисует сказочный образ, весь проникнутый неожиданными паузами и акцентами. Светлая, спокойная мелодия переходят в тревогу и переживание за героев сказки.
«Баба Яга». Мечтательность и детскую фантазию передает «Детский альбом» Чайковского. Баба Яга в пьесе словно летит в ступе под свист ветра – настолько резка, отрывиста мелодия миниатюры. Движение вперед и постепенное удаление сказочного персонажа передает музыка.
«Русская песня». Мелодия пьесы – обработка русской народной песни «Голова ль ты, моя головушка». Ладовые изменения с мажора на минор Чайковский отмечал как национальную особенность русских песен и применил их в своей обработке.
«Камаринская». Это народная плясовая песня и пляска под эту песню.
Слово «камаринская» произошло от словосочетания «камаринский мужик». Предположительно оно возникло от топонима Камаричи — названия одной из волостей в Орловской губернии.
В основе танца лежат шаговые движения. Нога ставится то на пятку, то на носок. Руки ставятся на пояс, затем разводятся в стороны. Также присутствуют элементы присядки, подскока, верчения и хождения по кругу. Во время пляски танцор хлопает в ладоши, по животу и по пяткам.
4. Творческая мастерская.
Рисование иллюстрация к пьесам из «Детского альбома».
5. Создание Видеоряда из рисунков детей.