Автор: Ирина Владимировна Кондакова
Предмет: Фортепиано
Класс: Педагоги
Тип материала: Методические разработки
Краткое описание работы: Начальное обучение игры на фортепиано учащихся инструменталистов
Содержание:
Введение.
Заключение.
Введение.
Как известно, предмет общее фортепиано является дополнительным предметов в учебном плане музыкальных школ и школ искусств. Прохождение общего курса фортепианной игры должно содействовать поднятию общей музыкальной культуры учащегося. Курс общего фортепиано призван решить круг задач:
*Развитие фортепианной техники.
* Разучивание пьес разных стилей, фактуры.
* Игра в ансамбле, аккомпанементе.
* Чтение с листа.
Думается, что вышеназванные задачи остаются актуальные и в настоящее время и поскольку условия для их решения непростые(отсутствие инструмента, урок по 20 минут), то и настоящее сообщение является, на мой взгляд необходимым и своевременным.
В последнее время в класс общего фортепиано приходят малыши. При работе с ними необходимо учитывать их психофизические особенности. Дети, в большинстве своем эмоциональны, впечатлительны, подвижны и деятельны, при этом-неусидчивы, легко утомляемы. Их музыкально-слуховое восприятие отличается исключительной конкретностью музыкальных образов. Активно-двигательная природа моторики детей позволяет педагогу естественным путем с первого года обучения прививать им специальные навыки на основе развития двигательных функций. Гибкость мускулатуры, присущая возрасту благоприятствует формированию технических навыков и их быстрому закреплению в процессе учебы. Известно, что развитие музыкального мышления зависит, кроме музыкальных способностей от уровня общего развития, от таких свойств личности, как уровня интеллекта, способности к анализу, от темперамента и организации нервной системы. Успех в обучении начинающих в классе общего фортепиано определяется не только врожденными способностями ученика, но и умелым выбором репертуара. Самое главное – музыкальные произведения должны быть понятны и интересны ребенку. Очень важно, чтобы он не утратил ощущение того, что он принимает участие в увлекательной и познавательной игре. (в этом плане можно порекомендовать сборник О.Геталовой «В музыку с радостью», И.Королькова «Маленькому пианисту»). Важной задачей обучения учащихся обще эстетического образования остается личность преподавателя, профессиональный уровень его знаний.
Нина Александровна Бергер-доцент С-П6 ГК им.Римского Корсакова приезжала в 2003 г. В город Саратов для проведения семинара на тему: «Современная концепция и методика обучения музыке и «Способ обучения практическому музицированию», запатентованному в России, как изобретение. Суть способа состоит в том, чтобы ввести ребенка (или взрослого) в мир музыки путем комплексного основания музыкальной грамоты через практическое музицирование.
Цель- с помощью игры на клавишах научить ученика читать ноты, или, наоборот- с помощью чтения научить ориентироваться в пространстве клавиатуры.
Работа по этому методу позволяет начинать музыкальное обучение в очень раннем возрасте.
Некоторые особенности в работе с начинающими.
Музыка имеет вибрационную природу, воспринимается всем организмом, пробуждается двигательная активность, поэтому в основе обучения –опора на движение и уже сформировавшиеся от рождения рефлексы. Мы воспринимаем музыку как громкую и тихую, быструю и медленную, веселую и грустную. Музыкальное искусство существует во времени- это шаги, которые измеряют пространство, а представление о ритме складывается из количества действий о единице времени. Можно каждый шаг озвучить хлопком в ладоши. Известно, что в дошкольном возрасте любая информация воспринимается ребенком непосредственно через движения, при этом важно обратить внимание детей на то, что надо непросто двигаться, а слушать музыку и выполнять движения под музыкальный ритм.
При работе с учениками в классе общего фортепиано педагогу пианисту приходится сталкиваться со следующей проблемой, которая является одной из самых основных в вопросах технического и музыкального развития: непроизвольное перенесение на фортепиано определенных игровых навыков и приемов, наработанных в процессе занятий по своему специальному инструменту. У исполнителей не пианистов, будь то духовик или скрипач, баянист или домрист связь с инструментом осуществляется более непосредственным образом-инструмент находится постоянно в руках исполнителя и при игре требуются более мелкие движения. В связи с этим, можно выделить ряд специфических недостатков, характерных для исполнителей на различных инструментах, такие, как недостаточная свобода, чрезмерное напряжение мышц плеча, предплечья, шеи, спины и т.д. Тело пианиста должно иметь возможность свободно двигаться во всех направлениях, чтобы обеспечить движением рук полную свободу.
Начальное обучение игры на фортепиано.
При игре на фортепиано очень важную роль играет посадка за инструментом. Высота посадки определяется исходным игровым положением предплечья, локтя и плеча. Предплечье и локоть при поставленных на клавиши пальцах должны находится на уровне клавиатуры или чуть выше. Руки свободные, локти не прижимаются к туловищу. Ключевой момент: хорошая опора на ноги. Правильная посадка и освоение начальных игровых движений- это процесс, требующий, как правило, достаточно долгого времени. Во время игры необходимо ощущать, как энергия из нашего тела «переливается в инструмент». Эмоциональное содержание исполняемого произведения оказывает воздействие на все наши движения, в первую очередь на положение тела. Каждому эмоциональному состоянию соответствует определенное движение. Например, радость и приятные чувства выражаются в открытых, свободных движениях, а гнев, боль или скорбь в малых, закрытых движениях. Эмоциональное и музыкальное представление должно определять положение корпуса, а не наоборот. Как говорил Г. Нейгауз: «Для достижения наилучших технических результатов и владения разнообразными качествами звука надо использовать все возможности тела от пальца до всего туловища».
Первые навыки звукоизвлечения. Упражнения для рук.
Большой сложностью при обучении игре на фортепиано учащихся инструменталистов практически всех специальностей является особенность фортепианного звукоизвлечения. На фортепиано момент взятия начала звука определяет силу звучания. Основной сложностью является необходимость достижения мягкого, певучего и глубокого звука, при отсутствии излишнего давления на клавишу. И поэтому, процесс адаптации учащихся инструменталистов в классе фортепиано должен начинаться с уяснения ими природы фортепианного звукоизвлечения. Очень полезно объяснить ученику и показать устройство фортепиано: при ударе по клавише приходит в движение молоточек и ударяет по струне, таким образом, сразу обнаружится естественность игры по клавишам, а с помощью клавиш по струнам. Важно ощущать клавишу, осознавать зависимость между силой нажатия и силой звука. Момент соприкосновения пальцев с клавишей очень важен, так как в это время извлекается звук, что очень актуально для всех инструменталистов, потому что у них этой зависимости между силой нажатия и силой звука в такой степени не наблюдается, как у пианистов. У баянистов интенсивность звука зависит от работы меха, у домристов и балалаечников – от качества тремолирования, у струнников- от интенсивности и амплитуды работы смычком, у духовиков – от дыхания. До первого прикосновения к клавишам необходимо дать ребенку почувствовать «свои руки». Можно начать с простой гимнастики для рук и корпуса. Упражнение 1 «Дерево», 2 «Шалтай-болтай», 3 «Ветряные мельницы», 4 ««Птица», 5 «Лампочка». После гимнастики перейти к упражнениям рук на инструменте. Упражнение 1 «Цапля», 2 «Колобок», 3 «Крючок», 4 «Машинка». Знакомим ребенка с номерами пальцев и усваиваем несколько упражнений на «немой» клавиатуре или крышке стола. Эти упражнения представлены в сборнике Н.Перуновой и Л.Баренбойма «Путь к музыке». «Малышей нужно постепенно приучать к определенным аппликатурным формулам»- считает А. Гольдейвейзер. Это маленькая физкультурная пауза для пальцев и мозгов.
Целесообразно будет использование специальных упражнений для первого пальца, например, упражнения Е. Гнесиной, которые развивают свободные и самостоятельные движения первого пальца. В этот период перед педагогом стоит самая, пожалуй трудная и ответственная задача- «создать руки ребенка». С первого же прикосновения к клавишам необходимо стараться сделать их гибкими, свободными и естественными. На фортепиано от веса руки зависит качество звука, штриховые навыки, координационная свобода всей руки. Необходимо следить, чтобы каждая клавиша нажималась не изолированным пальцем, а при участии веса всей руки.
Освоение штрихов.
Работу над звукоизвлечением целесообразно начинать с non legato. Первым в этот процесс включается 3-й палец, как самый сильный и устойчивый, затем переходят ко 2-му и 4-му, применяя их по отдельности и вместе(одновременно дается понятие интервала и определение терции, исполняемой 2-4 пальцами и квиты 1-5 пальцами) и, наконец, 1 и 5 пальцы. Первоначальное освоение этого штриха воспитывает у ребенка координацию всех частей руки, позволяя добиться нужной степени освобождения мышц и вырабатывает полный звук «на опоре», который впоследствии послужит хорошей основой для певучего, полноценного legato. В качестве самых первых упражнений на non legato хорошо подойдут скачки по какой-нибудь определенной ноте через октаву. Это, во-первых, позволяет выучить местонахождение нот на клавиатуре, во-вторых, не требует специального запоминания. Когда, после проработки движений в обеих руках поочередно, ребенок почувствует себя достаточно уверенно, можно приступать к игре 2-мя руками(от «до» первой октавы в расходящемся движении). Такое (применение) использование всех регистров делает посадку более естественной и рациональной. Работая над этим штрихом, необходимо приучить ребенка слушать и оценивать звук, который у него получается-он не должен быть резким и сухим. Ребенку нужно привыкнуть связывать качество звука с соответствующими движениями: полноценный, опорный звук-с мягким опусканием кисти, с глубоким нацеленным погружением подушечки слегка округленного пальца в клавишу и небольшой кистевой пружинки-освобождения после этого погружения. Следует также предостеречь ученика от форсированного звука, ведь сила звучания зависит от веса руки, а она у ребенка не может быть большой. Следовательно, если малыш, подражая, возможно педагогу, пытается играть громко, то это опять же говорит о несвободе аппарата. А.Гондельвейзер говорил: «Детям свойственно играть слабым звуком, так же, как говорить детским голосом». Если ребенка приучить слишком рано добиваться полного звука, у него получится перенапряжение, и пальцы начнут гнуться». Большое значение в работе над отдельным звуком придавал Г.Г.Нейгауз: «Первым элементом я предлагаю считать взятие одной ноты, … это «алгебра» в царстве фортепианной игры. Если музыка-есть звук, то главной заботой, первой и важнейшей обязанностью является работа над звуком». Освоение штриха legato начинается с упражнений из 2,3,4 звуков. Очень важно связывать звучание с ощущением руки и пальцев, спокойно «переступающих» по клавишам. Б.Милич пишет: «Темп такого движения будет, конечно, очень медленным, но позволит ученику слышать короткую последовательность, сыгранную legato, как плавную мелодическую линию». Умение извлекать звук в подобных случаях-необходимая предпосылка для владения важным элементом фортепианной техники. Этот навык часто будет использоваться в дальнейшем при скачках, быстрой смене позиций при «разрешениях». «Уметь снимать руку с клавиатуры также важно, как и опускать ее. Первый навык является условием второго» - М.Лонг. Часто приходится напоминать ученику, чтобы он не играл на краю клавиатуры. Если при исполнении non legato это не особенно мешает, то при освоении legato становится проблемой, в связи с разной длиной пальцев. Прием, используемый при игре staccato исполняется «из клавиши», снизу- вверх, а не наоборот. В этом случае речь идет о кистевом staccato. Более сложный вид этого штриха-«пальцевое staccato» отрабатывается гораздо позднее. Начиная работу над штрихами, педагог должен дать ребенку слуховые аналоги. Очень хорошим примером в этом плане является детская песенка «Тень-тень», в которой много различных действующих лиц-зайчик, лиса, ежик, медведь, коза, каждый из которых исполняет одну и ту же мелодию разными штрихами. Штрихи нужно объяснять ребенку не отдельно каждый, а в сравнении. Работа над звуком есть самая трудная работа, так как она тесно связана со слуховыми и душевными качествами ученика. Действительно, определяющим моментом при работе над звукоизвлечением служит стремление решить определенную художественно-звуковую задачу.
Профессиональный уровень общения с учащимся формируется с первого урока при условии привлечения в обиход правильного применения понятий, наиболее точно характеризующих приемы звукоизвлечения на фортепиано. «Снять звук», «Поднять руку, кисть», «Опереться», «Прикосновение» и другие задания, от выполнения которых зависит звучание инструмента. Преподаватель не должен подменять весь лексикон одним общим словом «возьми» и «играй». Требование качества звука с первых уроков обязательно, на него должен быть направлен контроль слуха преподавателя и ученика.
В формировании технических навыков, двигательной свободы, существенную роль играет работа над гаммами. Усвоение гамм, аккордов и арпеджио необходимо ученику для овладения основными формулами, из которых развиваются разнообразные варианты фортепианной фактуры. Нельзя допускать чисто формального изучения гамм, так как осмысленное и правильное их использование способствует развитию ровности и беглости пальцев, пространственной свободе, владению нюансировкой и различными способами звукоизвлечения. На первом этапе следует играть гаммы сначала отдельными руками в две октавы. Работу двумя руками целесообразно начинать с расходящихся гамм с симметричной аппликатурой. Основной сложностью, как на первом этапе, так и в дальнейшем является подкладывание первого пальца. При игре гамм надо стремиться к ровному звучанию, пальцевому legato и играть в спокойном темпе. Затем можно поработать и над аккордами и переходить к арпеджио. В работе с учащимися над гаммами, арпеджио и аккордами полезно применять динамические оттенки. В практической работе с учащимися каждый педагог будет вносить собственную инициативу, прибегая к самым различным вариантам упражнений и применяя их в зависимости от конкретных условий педагогического процесса.
Особенности работы над координацией.
Одна из особенностей игры на фортепиано, в отличие от большинства других инструментов, состоит в том, что исполнитель один, без помощи сопровождения, должен не только охватить все элементы ткани, но и выявить мельчайшие детали. Можно сравнить пианиста с целым оркестром, в котором он является и дирижёром и исполнителем всех партий. Чтобы выполнить эти задачи, учащийся должен обладать координацией. Это особенно важно для учащихся класса общего фортепиано. Существует ряд причин, который усложняет процесс развития координации при игре на фортепиано учащимися – инструменталистами. Фортепианный текст представляет значительную трудность, которая заключается в необходимости одновременной читки двух нотоносцев в разных ключах, в ином обозначении аппликатуры. По мере усложнения пианистических задач следует закреплять у ученика умение следить за горизонтальным развитием музыкальной ткани. Здесь может помочь проведение различных аналогий с исполнением на основном инструменте ученика: духовику предложить сыграть мелодию «на полном дыхании», исполнителям на струнно-смычковых инструментах- как бы «на одном смычке» и т.д. Так как все учащиеся инструменталисты играют в ансамблях, то помочь им овладеть верным сочетанием мелодической линии и аккомпанемента может аналогия с соотношением звучания в ансамбле мелодии, исполняемой солирующей группой инструментов и аккомпанемента сопровождающей группы. Этот путь для них наиболее краток и доходчив, так как слуховое восприятие достаточным образом сформировано.
Заключение.
В работе с начинающими очень важно правильно выстроить урок. На каждом уроке ученик получает новые знания и умения, урок организует его работу и должен стимулировать желание заниматься. Поэтому урок должен быть оживленным, бодрым, а атмосфера, царящая на нем должна быть приятной и располагать к общению. Прилагать усилия- значит преодолевать сопротивление внешнее или внутреннее, чтобы справиться с возникшей трудностью или достичь намеченной цели. Когда ребенок старается и в результате достигает желаемого, он становится более самостоятельным и уверенным в себе. Постепенно он учится предвидеть результаты своих усилий, а затем к детям приходит осознание того, что существует будущее и то, каким оно будет зависит и от них тоже.
Хочется закончить работу словами А.Артоболевской: Начав путь музыкального обучения, ведите ребенка по царству музыки спокойно, без окриков, красиво и терпеливо. Музыка не терпит в занятиях ничего скучного пошлого и некрасивого. Ее язык-это, может быть , единственный в мире язык, на котором человеческая душа может выразить самое тонкое, самое возвышенное, ничем, кроме звуков музыки невыразимое».
Список литературы:
1. Артоболевская А.Д. «Учебное пособие»
2. Иванова О. «Музыкальный букварь»
3. Королькова И. «Крохе музыканту»
4. Милич Б. «Воспитание ученика –пианиста»
5. Шмидт-Школовская А. «Воспитание пианистических навыков».