Музыкально-педагогические, здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Горбунова Светлана Леонидовна

Предмет: Иное

Класс: Дети

Тип материала: Мастер-класс

Музыкально – педагогические, здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Краткое описание работы: Применение музыкальных технологий в работе с детьми.

Музыкально – педагогические, здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Применение в работе здоровьесберегающих, образовательных технологий повышает результативность музыкального развития детей.

В работе с детьми, в т.ч. и  с ОВЗ очень важна системная работа, которая:

• способствует обеспечению устойчивого интереса ребёнка к образовательной деятельности;
• способствует формированию потребности в двигательной активности;
• способствует укреплению и сохранению психофизического здоровья;
• позволяет качественно решать задачи обеспечения комфорта детей;
• формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

 

Мастер-класс по использованию здоровьесберегающих технологий.

 

            Предлагаю вашему вниманию современные развивающие  игры, технологии,  которые вы можете использовать на занятиях, развлечениях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей.

 М. Р. У каждого из нас найдется маленькая шкатулка, куда мы можем складывать  различные мелочи.

                                     В руки возьму я шкатулку старинную

Ключик в замке поверну.

Что-то забытое, а может быть новое

Я вам сейчас покажу.

 

Для того чтобы начать- надо слова приветствия сказать!

1.Распевание: "Добрый день!"

1.Добрый, добрый, добрый день!

Добрый день, Добрый день!

Нам здороваться не лень, нет совсем не лень.

Здравствуйте!

2. Добрый, добрый, добрый день!

Добрый день, Добрый день!

Нам знакомиться не лень, нет совсем не лень!

Быстро имя называй, не зевай, не зевай

Быстро имя называй, имя называй! (дети пропевают своё имя полным ответом)

3. Добрый, добрый, добрый день!

Добрый день, Добрый день!

Заниматься нам не лень, нет совсем не лень.

Будем песни распевать ля,ля,ля,ля, ля,ля

Будем в игры мы играть, танцы танцевать.

М.Р. Мы шкатулку открываем и заданья получаем.

                                           

Не сравнить ни с чем кураж,

Когда делают... (массаж).

2. Массаж  грецкими орехами.

Мишка по лесу ходил, (Двумя пальцами ведем вперед орехи.)
Он орехи находил, (Другой рукой.)
Он орехи находил, (Еще раз с одной рукой)
В детский сад нам приносил. (Другой рукой те же движения.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Перекладываем из руки в руку.)
Будем с орехом мы играть. (Катаем орехом по одной ладони.)
Будем с орехом мы играть, (По другой.)
По ладошечке катать. (По тексту движения.)
В ручку правую возьмем
И сильней ее сожмем.
Руку быстро разжимаем,
На столе ее катаем.
В ручку левую возьмем
И сильней ее сожмем.
Руку быстро разжимаем,
На столе ее катаем.
Пальчики свои встряхнем
И немного отдохнем.

3. Музыкальная кинезиологическая игра:"Орешки"

Цель: Игра улучшает мыслительную деятельность, синхронизирует работу полушарий, способствует улучшению запоминания, повышает устойчивость внимания, умение действовать коллективно, развивается координация движений.

 

Наши жесты пусть звучат,

И поём мы, и играем:

Координацию движений,

Ритм в упражнениях развиваем.

 

                  (Дети сидят в кругу на полу , один орех лежит перед ребёнком.)

                  Второй  грецкий орех в левой руке.

                  У себя ,(закрывают орех правой рукой)

                  У соседа, (закрывают орех правой рукой)

                  У себя ,(закрывают орех правой рукой)

                  У соседа, (закрывают орех правой рукой)

                  Взял, (правой рукой взял у себя и передал соседу)

                  Отдал.

                  (простукивание ритма орехами)

                   Та, та, ти, ти, та.

                  М.Р. Шкатулку нашу открываем и заданье получаем.

 

Наши жесты пусть звучат,

И поём мы, и играем:

Координацию движений,

Ритм в упражнениях развиваем.

4."Хор рук".

Технология Т. Боровик развивает двигательное двухголосие,  координационную свободу движения, чувства ритма, внимания, ансамблевую слаженность, способность к двигательной импровизации. В области художественно-эстетического развития детей  нами успешно апробирована технология «Хор рук». Это одна из инновационных музыкально-педагогических технологий Татьяны Анатольевны Боровик - русского музыковеда, педагога, исследователя.

Технология "Хор рук" является одной из форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, активной релаксации.

Ее применение в работе с детьми направлено на развитие двигательной фантазии, способствует развитию чувства ритма, развития чувства ансамбля, развивает слуховое восприятие и творческое воображение. Кроме этого, она развивает все психические процессы: внимание, память, мышление, произвольность, самостоятельность, способствует формированию ориентировки в пространстве, развитию пространственных представлений  с детьми различных категорий здоровья.

Особенно данная форма работы интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в которой все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров».

При создании ансамблевого многоголосия по данной технологии предполагается использование атрибутов – снежинки, листья, овощи и фрукты, посуда, цветы, бабочки и т. д. В зависимости от темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес», «Снежный вальс», «Вальс цветов и бабочек», «Самовар», «Танец птиц»  и др.). 

Работа по данной технологии подчинена определенному алгоритму:

I этап - предварительная работа:дети прослушивают музыкальное произведение, высказываются о его характере, музыкальном образе. Каждому ребенку предлагается изобразить музыкальный образ руками, поучаствовать в "хоре рук".

II этап - работа над партитурой: «Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего ведущего - «дирижера», «вторую двигательную партию» - другая группа детей (стоящая позади них), соответственно копируя движения стоящего ведущего - «дирижера». На первоначальном этапе разучивания партитуры ведущими - «дирижерами» выступают взрослые. По мере накопления детьми двигательных навыков эту роль с удовольствием берут на себя дети.

М. Р. Мы шкатулку открываем в "театре пантомимы" побываем.

 5. «Сказочные человечки»

Цель: Эта технология помогает снять повышенное мышечное напряжение, улучшает работу мышц, способствует подвижности двигательного аппарата, расслаблению детей, развитию воображения, преодолению двигательной неловкости, развитию общей, мелкой моторики.

Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя, тем более что некоторые роли (или партии) могут исполнять несколько детей одновременно.

Напряжение снимаем,

работу мышц мы улучшаем,

неловкость  преодолеваем,

воображенье развиваем.

-Деревянные человечки, как Буратино - двигают руками, ногами  как на шарнирах;

-Стеклянные человечки - идут осторожно, на носочках, боятся «разбиться»;

-Веревочные человечки - двигаются хаотично,  расслабленны мышцы рук, ног, головы;

-Чугунные человечки- двигаются тяжело переступая, напряженно, медленно, суставы неподвижны.

М.Р. Шкатулку открываем последнее задание выполняем.

6.Игра: «Найди свое место». 

Цель: Научить детей ориентироваться в пространстве, выполнять перестроения разные геометрические  правильно и быстро, легко двигаться.

Одним из эффективных приемов - использование карточек-схем. (Круг, шеренга, построение двух кругов, диагональ)

М.Р. На столе лежат цветы желтого и красного цвета. Дети выбирают цветы. Под музыку цветы кружатся, как только музыка остановится, дети строятся в геометрическую фигуру, которую показывает  педагог.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе музыкальная здоровьесберегающая деятельность формирует у ребенка привычку к здоровому образу жизни. Оригинальность, простота, привлекательность, доступность технологий создают особую атмосферу в процессе детской деятельности,  способствуют раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, раскрепощают, позволяют быть в роли ведущего  (лидера) любому ребенку, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не выказывать личной инициативы.