Инновационные формы работы с родителями


Автор: Сорокина Марина Викторовна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Инновационные формы работы с родителями

Краткое описание работы: Создание условий для возникновения интереса родителя к успехам и достижениям своего ребенка.

 

В современных условиях родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей, а также имеют право знакомиться с содержанием образования, методами обучения и воспитания. Дошкольная образовательная организация призвана помогать им в этом. Работники детского сада готовы консультировать родителей по любым вопросам, но эффект будет только тогда, когда эти вопросы актуальны для самих родителей и если родители будут сами активны и инициативны в их решении. Для того, чтобы взаимодействие и сотрудничество стало актуальным для родителя, необходимо создать условия для возникновения интереса родителя к успехам и достижениям своего ребёнка.

Т.е. необходимо продумать такие формы организации сотрудничества, при которых центром сотрудничества педагога и родителя станет их ребёнок. В нашем саду осуществляется сотрудничество с семьями воспитанников по реализации образовательной программы ДОУ через вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в рамках проектов, клубов, кружков и других досуговых мероприятий.

Музыкально-театральные проекты – это цикл долгосрочных педагогических проектов «С игрой по сказке». В группах были поставлены спектакли, в котором участвовали педагоги, родители и дети. Родители помогали в изготовлении шапочек, костюмов к спектаклю.

Так в результате реализации проекта появилась родительская команда, в рамках которого родители не только создавали условия, но и стали полноправными участниками спектакля – актёрами, костюмерами, декораторами.

От театральной деятельности перешли к организации семейных встреч в группах. Такие встречи важны для родителей особенно ясельной группы, т.к. дети ярко откликаются на музыку и проявляют большой интерес к играм под музыку. В первой младшей группе были проведены встречи: «Теремок», «Путешествие с колобком». Во 2 младшей – «Курочка Ряба», В старшей/ подготовительной (разновозрастной) группе – «Репка».

 В старшей и подготовительной группах реализовывалась авторская программа «Волшебные звуки музыки» по развитию интереса к классической музыке у детей. Занятия проводились в форме музыкальной гостиной с введением интеграции  видов искусства: музыки, литературы, живописи. Со временем на гостиные стали приходить члены семей воспитанников. Встречи строились на основе искусствоведческого рассказа по картинам, который сопровождался слушанием классической музыки композиторов разных эпох.

Занятия по информационной насыщенности являются итоговыми. Подготовка к ним включает в себя деятельность музыкального руководителя,  воспитателей.

Воспитатели в совместной работе обогащают детей знаниями о мире природы, социальном окружении, знакомят с литературными произведениями. В образовательных ситуациях по продуктивным видам деятельности дают представления о художественных средствах выразительности. Именно воспитатели в индивидуальной работе с детьми имеют возможность узнать о переживаниях и чувствах ребёнка, вызванных тем или иным произведением искусства, поэтому мы при подготовке к итоговому занятию ориентируемся на возможности детей, о которых сообщают воспитатели. Музыкальный руководитель знакомит детей с творчеством русских и зарубежных композиторов, с видами различных оркестров, с их составом. Дети с удовольствием музицируют на инструментах Карла Орфа в детском оркестре.  Педагог-психолог проводит эмоционально-развивающие занятия с введением игр и игровых этюдов по ознакомлению с эмоциями и чувствами человека. Каждая такая встреча завершается совместным выполнением творческого задания, например, «Открытка для мамы», «Снеговики и снеговички», «Цветы для мамы» и др. Родители всегда благодарят нас за возможность окунуться в мир искусства вместе с детьми. Из всего сказанного можно сделать вывод: только увлечённые и эмоционально-чуткие взрослые могут помочь ребёнку открыть мир большого искусства, которое будет способствовать развитию любви к Родине.

Большую роль в поддержке интереса родителей к обучению детей играет исполнительская деятельность ребёнка.

Использование этих форм сотрудничества с родителями оказывает большую помощь в организации утренников, развлечений, комплексных и интегрированных занятий, общесадиковских мероприятий, таких, как «День знаний», музыкальный квест, «Музыкальная гостинная» и т. п.

Так как родители заинтересованы в музыкальной деятельности ребёнка, то мы принимали участие в различных музыкальных конкурсах. Это ежегодный районный к-с «Битва хоров» - 3 место, районный экологический к-с – 2 место.

Благодаря такой системе работы, дети с удовольствием ходят в детский сад и родители нам за это благодарны. Любая инновационная форма работы обогащает всю систему работы педагога.

 

Литература

•        Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Сфера, 2002. – 96 с.

•        Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. – М.: Сфера, 2005. – 88 с.

•        Артобалевская А. Первая встреча с музыкой. – М.: Советский композитор, 1989.

•        Баренбойм Л., Брянская Ф., Перунова Н. Путь к музицированию. Ленинград: Советский композитор, 1980. – 183 с.

•        Барсукова С. А. Азбука игры на фортепиано для учащихся подготовительного и первого класса ДМШ. – Р н/Д: Феникс, 2001. – 120 с.

•        Дьяченко Н. Музыкальные картинки. – М.: Музыка, 1992.

•        Игнатьев В., Игнатьева Л. Я музыкантом стать хочу. – Ленинград: Советский композитор,1986. – 67 с.

•        Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.

•        Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: Владос, 1997.

•        Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с.