Автор: Лубнина Алевтина Анатольевна, Хасанова Айгуль Мухаметха
Предмет: Музыка
Класс: Дети
Тип материала: Сценарий мероприятия
Краткое описание работы: Квест проводится в осенее время года в виде путешествия по Картинной галерее
Конспект Квест – игры по художественно-эстетическому развитию
«Путешествие в красочное осеннее Зазеркалье»
для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Раскрытие форм художественного единства образного содержания поэзии, живописи, музыки.
Задачи:
Образовательная:
- Обогатить словарный запас учащихся;
- Учить детей получать радость от общения с искусством;
- Показать тесную связь, близость искусства слова, живописи и музыки;
- Учить детей рассматривать репродукции картин, слушать музыку, обращая внимание на средства выразительности, использованные поэтами, художниками и композиторами.
Развивающая:
- Развивать логическое и пространственное мышление, сенсорные эталоны, мелкую и общую моторику, культуру музыкального и зрительного восприятия;
- Развивать чувственное восприятие, творческую фантазию и воображение;
- Развивать умение рассуждать и обосновывать свои суждения.
Закрепляющая: Обобщить знания о выразительных средствах, терминологии и понятий музыкального и изобразительного искусства; умение выделять отличительные особенности музыкальных произведений разных жанров; умение выстраивать ассоциативные связи между определенными деталями и знакомыми картинами и их настроением в музыке.
Воспитывающая:
- Воспитывать интерес к музыкальному и изобразительному искусству;
- Воспитывать чувство прекрасного, любовь к произведениям искусства;
- Воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
Материалы: набор разноцветных капелек, альбомные листы бумаги, цветные карандаши, краски.
Репродукции художников:
(И. Левитан «Золотая осень» 1895, И. Бродский «Опавшие листья» 1913, В. Поленов «Золотая осень» 1893, И. Шишкин «Осень» 1892, И. Шишкин «Золотая осень» 1888, И. Остроухов «Золотая осень» 1886 г.)
Музыкальный материал для слушания:
(А.Вивальди, цикл «Времена года» (»Осень»), П.И.Чайковский, цикл «Времена года» («Осенняя песнь», «Осенний вальс», муз. А. Петрова из кинофильма «Берегись автомобиля», «Осенний блюз», А. Ермолов).
«Осень в городе», муз. А. Петрова из кинофильма «Служебный роман»).
Литературные произведения:
А.С. Пушкин Ф. Тютчев Н.А. Некрасов С. Есенин М.Ю. Лермонтов А.Н. Плещеев А. Майков А.А. Фет А.К. Толстой И. Бунин |
“Унылая пора! Очей очарование”, “Уж небо, осенью дышало” “Есть в осени первоначальной” “Несжатая полоса”, “Славная осень” “Нивы сжаты. Рощи голы” “На севере диком стоит одиноко” “Осень наступила, высохли цветы” “Кроет уж лист золотой” “Ласточки пропали” “Осень обсыпается весь наш бедный сад”, “Осень” “Чаща леса” |
Дидактические игры: «Музыкальные загадки», «Музыкальные картинки», «Собери натюрморт», «Музыкальная галерея» «Создай картину», «Составь портрет».
Ведущие - Акварелька и Королева Кисточка.
Ход:
Сегодня мы отправимся в путешествие по Красочному осеннему Зазеркалью.
Прежде чем отправиться, нам нужно захватить с собой краски (разноцветные карточки в форме капелек). Художник очень любит рисовать осенние разноцветные картины. Чем, подскажите? (Карандаши, цветные восковые мелки, краски, гуашь).
Ой, а что это происходит с нашими разноцветными красками, они испарились.
Здесь какое-то письмо:
«Всем привет! Чтобы получить разноцветные краски назад вам придется потрудиться. Я приготовила препятствия на вашем пути. Надеюсь, что вы не справитесь с моими заданиями. И все подарки достанутся мне.
Ваша Клякса»
-Ну что постараемся справиться со всеми трудностями? (Да). Давайте внимательно посмотрим на карту (на проекторе появляется карта с маршрутом).
Сначала мы должны побывать в галерее Музыкальных осенних картинок, в холле осенних репродукций Каляки-Маляки, затем через сад Волшебства попасть в Мастерскую художника, а дальше в зал Оживших осенних красок и в конце мы окажемся в Красочном осеннем Зазеркалье.
Давайте сначала разомнемся, проверим, готовы ли вы к трудностям.
Звучит «Осенняя песнь» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.
Обратите внимание: верные помощники Художника обозначены цифрами, перед вами – лист бумаги с клеточками, и в них те же цифры.
-Что же это такое? (Кроссворд).
- Если мы правильно отгадаем все предметы, которыми пользуется художник, то узнаем, как называется комната, где он работает. Мы составили кроссворд.
- Мы с вами в мастерской художника.
- Молодцы! Тогда в путь. И первый пункт на карте Галерея музыкальных картинок. Будьте внимательны, здесь Клякса расставила ловушки.
Галерея музыкальных картинок.
В музыкальной галерее нам необходимо определить жанр живописи и отгадать загадку.
Звучит песня Г. Гладкова «Если видишь на картине»
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина -
Называется (Дети хором: ПЕЙЗАЖ).
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это - (Дети хором: НАТЮРМОРТ).
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик, или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется (Дети хором: ПОРТРЕТ).
- Значит, чтобы нарисовать портрет, надо знать черты лица человека.
Посмотрите, опять Клякса что-то натворила! Как это можно исправить?
Игра: «Найди недостаток в портрете» (Детям предлагают разбиться на 5- 6 подгрупп. Раздают пазлы с изображением лиц людей разного возраста и разных профессий на картинах с осенней тематикой (А. Богданов-Бельский «Девушка с шалью», В. Крылатов «Портрет матери осенью», Л. Русов «Портрет девочки», Ан. Атрошенко «Девушка - Осень», И. Морозова «Девочка в осеннем лесу», В. Гусев «На Патриарших прудах…»). Детям необходимо определить недостающие части и найти подходящие пазлы).
Мы справились с заданием и Клякса отдала нам желтую краску.
Холл Каляки-Маляки
Мы попали в загадочный холл художника Каляки –Маляки (репродукции художников). На разных музыкальных занятиях мы знакомились с произведениями русских поэтов и композиторов, и сегодня, мы обобщим наши знания и узнаем, что не только в поэзии, музыке, но и в живописи представлено прекрасное время года. А какое, вы узнаете, отгадав загадку.
Грачи улетели. Леса пожелтели.
Одни зеленеют лишь сосны, да ели.
Дни стали короче, длинней стали ночи.
Кто скажет, кто знает,
Когда такое бывает? (осенью)
Поэты пишут свои стихи словами, выражая свои чувства, любовь к Родине, природе, а художники создают свои картины красками. Свою любовь к русской природе композиторы выражают с помощью музыкальных звуков.
Звучит фоном классическая музыка А. Вивальди. П.И. Чайковского, А. Петрова. Дети рассматривают картины русских художников.
Акварелька обращает внимание детей на незнакомую картину с изображением забора, который красит маляр.
- Как называется художник, который красит забор? (Это проделки Кляксы).
Вы молодцы! За ваше внимание и ответы на вопросы Клякса отдала нам оранжевую краску. Отправляемся дальше в Мастерскую Художника.
Мастерская Художника.
В мастерской нам необходимо определить жанр живописи и выполнить следующее задание.
На смарт-доске демонстрируются репродукции художников в жанре натюрморта в сопровождении классической музыки.
- В этих картинах изображена «неживая природа»? Такая картина называется - Натюрморт. Клякса придумала для вас задание: составить свои осенние натюрморты.
Игра: «Составь натюрморт».
Набор изображений неживой природы (цветы, посуда, овощи, фрукты, снедь, корзинки с грибами и шишками, разноцветные листья и веточки, гипсовые геометрические фигуры, вазы и т. д) и живой природы, в том числе людей, животных. Дети составляют на столах осенние натюрморты под звучание классической музыки и дают название своей работе.
Дети получают от Кляксы зеленую капельку.
Зал Оживших красок.
- Будьте внимательны, здесь Клякса чувствует себя как дома.
(Педагог пытается достать из коробки иллюстрацию и роняет на пол разрезанные картины)
- Какая неудача! Клякса подтолкнула коробку и картины «рассыпались» на кусочки! Ничего, ребята, вы мне поможете. Есть такие художники, которые по маленьким кусочкам терпеливо восстанавливают картины, реставрируют, а профессия этих людей называется реставратор. Вот и мы сейчас «вылечим заболевшие картины».
Игра: «Художники-реставраторы» (Дети делятся на 5-6 подгрупп и собирают из отдельных кусочков картины, читают название и определяют жанр).
Картины: «Три богатыря», «Баб-Яга», «Витязь на распутье», «Девочка с персиками», «Золотая осень», «Натюрморт с фруктами».
- Ура! Мы справились. И за это Клякса отдала нам еще золотую капельку. Давайте проверим, все ли краски нам вернула Клякса. Сосчитаем. Замечательно!
Ребятам предлагают взять осенние листочки и станцевать «Вальс осенних листьев» (музыка «Осенний блюз» А. Ермолова).
- Вот мы и попали в Красочное осеннее Зазеркалье.
За акварельной радужной стойкой дети замечают яркий красочный сундук.
- Чтобы открыть сундук с подарком мы должны назвать основные цвета радуги. Сколько их? (Дети называют цвета красок радуги (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан). Молодцы и вот ваш приз (краски, гуашь, карандаши, альбомы для рисования, раскраски).
- Понравилось вам путешествие? Где мы с вами побывали? Что интересного увидели? Что делали? Чем занимались? Что больше всего понравилось? (Ответы детей).
Акварелька и Королева Кисточка прощаются с детьми и под музыку все выходят из зала.