Возможности элементарного музицирования в инклюзивном образовании


Автор: Басангова Валентина Борисовна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

"Возможности элементарного музицирования в инклюзивном образовании"

Краткое описание работы: Для работы музыкальных руководителей с детьми ОВЗ.

 

 «Для того, чтобы было легко жить

с каждым человеком, думай о том,

что тебя соединяет, а не о том,

что тебя разъединяет с ним».

Л. Н. Толстой.

 

 

Важным элементом работы воспитателей и педагогов является создание условий для всестороннего развития и получения образования воспитанниками. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» был подписан Президентом РФ 29 декабря 2012 г. Принятие этого закона открыло качественно новый этап правового регулирования образования в нашей стране.

В Законе об образовании (п. 16 ст. 2) дается понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». Это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Следует отметить, что этот термин распространяется как на лиц, признанных инвалидами, так и на лиц, не являющихся инвалидами. Также могут быть инвалиды (в основном страдающие соматическими заболеваниями, не являющиеся обучающимися с ограниченными возможностями здоровья).

Согласно п. 4 ст. 79 Закона об образовании образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими воспитанниками, так и в отдельных группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Таким образом, закон заложил правовую основу для существования как инклюзивного, так и интегрированного и специального (коррекционного) образования. В развитии любого ребенка однажды наступает такой этап, когда ему становится мало общения только в домашней среде (с родителями, бабушкой и т. д.) и ему необходимы контакты в детском коллективе, а особенно ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество.

Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России. Замечено, что с каждым годом увеличивается количество детей, приходящих в школу с серьёзными эмоциональными и логопедическими расстройствами, слабыми психическими процессами.

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей. А иногда и элементарного образования, хотя ребёнок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей. Родители испытывают чувство ущербности, смотрят на проблему, как на свой «крест». Главное принятие родителями себя и своих детей такими, какие они есть.

Главной своей целью мы видим – сохранение психологического здоровья детей; понять особый, порой хрупкий мир ребёнка и, развивая, укреплять его с помощью богатейшего потенциала искусства. Перспективная область в профессиональной деятельности педагога – социально-реабилитационная деятельность. Основная его задача – обеспечить подготовку детей к полноценной жизни в обществе, их социальная адаптация.

Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:

- создать условия для интегрированного включения детей в образовательную среду, социум;

- отработать модель социально-психологической адаптации детей-инвалидов к воспитательно-образовательной среде.

- разработать нормативную и методическую документацию, сопровождающую воспитательно-образовательный процесс.

- воспитывать толерантное отношение здоровых детей и их родителей к «особенным» детям.

При выполнении поставленных задач повышается профессиональная компетентность в области воспитания и обучения детей с особенностями поведения и развития. Помочь таким детям могут не только узкие специалисты, но и воспитатели групп, музыкальные руководители дошкольных учреждений.

В моей практике есть опыт воспитания детей  с ограниченными возможностями.    Два ребенка в детском саду считаются инвалидами, это Саша К. и  Ульяна. У детей  оформлены все документы  на инвалидность.

  Но многие  родители  не оформляют  инвалидность  своим детям, но у детей задержка речевого развития, сочетающаяся с задержкой интеллектуального развития. И это явно видно без любого заключения врача.

 Как помочь таким детям социализироваться в коллективе детей с сохранным интеллектом. Скажем сразу, без специальной подготовки педагогов трудно. Мы очень много беседовали с детьми, рассказывали о том, что среди нас живут люди с ограниченными возможностями. Создавали игровые ситуации и вместе искали пути выхода из них. Главное правило не жалость к ним, а принятие их в нашем коллективе. Постепенно дети привыкли к тому, что девочка очень маленькая, что ее нельзя не то что бы обижать, но даже толкать. Так как она сразу падает.   А она внимательно за всем наблюдала, затем  стала давать руку детям, и они ее водили по группе, далее по участку и т.д. Восторг был с обеих сторон. Маленькими шажками мы совместно двигались вперед. Девочки брали ее в сюжетные игры, помогали ей передвигаться, одеваться.  Дети  самостоятельно помогали ей. Когда девочка уставала, ее переключали на другие виды деятельности. Дети с нормой прошли так называемую «азбуку нравственной культуры», овладевая которой они постигали сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости. Воспитательный процесс, строился таким образом, что в нем предусматривались ситуации, в которых ребёнок ставился перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Моральные ситуации для детей всех возрастов были представлены или выглядели не как обучающие, или контролирующие, а как совершенно естесственные, иначе их воспитательное значение могло быть сведено на нет.

Первые шаги в образовательной деятельности девочка начала делать на музыкальных занятиях: посещает их с удовольствием, поет, играет на доступных музыкальных инструментах (маракас, колокольчик). Используя методику элементарного музицирования на занятиях музыкой, наблюдается положительная динамика в развитии ребенка.

Музыкальные занятия оказывают на детей значительное психотерапевтическое действие, снимая нервно-психологическое напряжение, вызванное другими видами деятельности. Не случайно по требованиям Сан Пи Нов музыкальные занятия, изобразительного искусства, физической культуры планируются в режиме дня последними. Арттерапевтические примы, применяемые на музыкальных занятиях по элементарному музицированию, не только сохраняют здоровье детей, но и помогают развивать творческую свободу, полёт фантазии, пробуждают процессы воображения и представления. Происходит осознание детьми самого себя, своего внутреннего мира. Чтобы взаимодействовать с современными детьми, педагогу самому необходимо быть современным. Не отрицая традиционные приемы и методы, все же находить новые способы сотрудничества. Ответы на эти вопросы нужно искать в такой «педагогике», которая не ребенка приспосабливает к методике, а методику к ребенку, имея в виду его интерес к игре и творчеству, как внутренней сути детского познания мира.

Такой «педагогикой» и стало для нас «элементарное музицирование» - система музыкального воспитания детей, которая основывается на педагогику Карла Орфа, основными принципами которой являются: уважительное отношение к личности ребенка; с ребенком, а не над ребенком; дети сами участники, а не сторонние наблюдатели или слушатели.   Грамотное построение музыкально-творческого процесса в дошкольном учреждении способствует оптимизации эмоционального состояния и характера самооценки дошкольника, эффективному развитию его личностных качеств, гармонизации межличностных взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми. Речевые упражнения, ритмодекламации и мелодекламация, различные творческие задания способствуют как развитию чувства ритма, так и творческому началу в деятельности детей.

Детский сад начинается с добра, любви и уважения к детям. Мы хотим, чтобы каждому нашему воспитаннику детского сада было уютно, спокойно, радостно и интересно, чтобы каждого любили, уважали и ценили. В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.

       Особенность работы с  такими детьми состоит:

  • не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка с ОВЗ;
  • не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний;
  •  не  в разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству.

      Главное и самое важное на занятиях с  инклюзивными детьми – это атмосфера, которая создается особым качеством общения равных партнеров – детей и педагога. Это общение с полным правом можно назвать игровым. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. Своеобразная ритуализация (повторяющая структура занятия) помогать детям с ОВЗ быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим и радоваться их успехами и удачным находкам.

     Принимая во внимание, что при нарушении речи часто наблюдаются отклонения в двигательной сфере ребенка, задача состоит в том, чтобы путем особых музыкально – ритмических упражнений, приемов исправить моторику и речь, обеспечить полноценное развитие ребенка.

    Для этого нами осуществляются следующие условия:

  • Дифференцированный подход к детям;
  • Обеспечивается преемственность в усвоении материала и формирования умений и навыков.
  • Активизация самостоятельных проявлений детей в музыкальной деятельности и творчестве;
  • Обеспечение вариативности в структуре и содержании занятия.

Также мы используем педагогические технологии, адекватные имеющимся нарушениям развития и включающие различные виды опор при усвоении материала (наглядную, звуковую, словесную, тактильную) и различные виды помощи взрослого.

     Большое внимание уделяю  обучению игре на детских музыкальных инструментах, понимая значимость этого вида музыкальной деятельности.

Но это не самоцель, а скорее средство решения коррекционных задач, к которым относятся следующие:

  • развитие внимания и памяти, которые потребуются каждому ребенку играющему в оркестре, чтобы вовремя вступить и правильно сыграть свою партию.
  • развитие координации движений при игре на таких музыкальных инструментах, как бубен, барабан, погремушка, металлофон и т.д.
  • развитие мелкой моторики пальцев рук при игре на дудочках, колокольчиках и т.д.
  • развитие дыхания при игре на духовых инструментах.
  • развитие координации пения с движением пальцев рук (ребенок поет и «играет» на неозвученном пианино)
  • развитие музыкально – ритмического чувства. Довольно часто у детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются нарушения темпа и ритма не только речи, но и движений. В преодоление этих нарушений большую помощь оказывает игра на музыкальных инструментах.

       И, наконец, одной из важнейших задач музыкального воспитания детей с ОВЗ, является развитие ритмических движений. Движения под музыку используются очень широко и как средство творческого, музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, а также как средство коррекции при различных нарушениях.

         Известно, что движения являются основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Движения повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма. В ходе формирования у детей музыкально – ритмических  движений интенсивно происходит эмоционально – эстетическое развитие детей, а также коррекция недостатков двигательной сферы. На этих занятиях создаются особые условия для работы над преодолением таких недостатков движений, как плохая координация, недостаточная переключаемость и целенаправленность, невыразительность.

       При организации работы по изучению, повторению, воспроизведению танца важным условием является индивидуальный подход к детям с ОВЗ. Неотъемлемым компонентом музыкально – ритмического развития с ОВЗ необходимо помнить о нагрузке, о степени активности и подвижности. Каждому ребенку должны быть подобранны индивидуальные движения, которые дают возможность быть включенным в общую композицию танца.

Музыкальное движение мы рассматриваем как средство развития эмоциональной отзывчивости на музыку, ритмичности, выразительности движений, внимания, памяти. Считаем, что для ребёнка необходимо музыкальное движение, так как оно развивает и укрепляет весь детский организм - укрепляет мышцы, улучшает кровообращение, дыхательные процессы, развивает мускулатуру. Видим, что сам процесс движения под музыку приносит детям радость, положительно сказывается на психическом здоровье детей, помогает раскрепоститься, обрести уверенность в себе. Деятельность педагога строится в соответствие с принципами «для ребенка, с ребенком, исходя из ребенка» и созвучна одной из идей, лежащих в основе системы детского музыкального воспитания«Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать»(Песталоцци).

       Праздничные утренники, развлечения занимают особое место в системе эстетического воспитания детей. Все праздники,  построены с условием включения детей с ОВЗ в составе основной группы, а также с учетом психофизических особенностей детей. Они способствуют эмоциональной разрядке, предупреждают ситуацию безразличия к окружающему, повышают эмоциональный тонус.

     Дети тесно контактируют друг с другом в ходе подготовки и проведения праздников и развлечений. Вся проводимая работа способствует созданию дружного, жизнерадостного и работоспособного детского коллектива, воспитанию толерантности и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников.

    В процессе музыкально - досуговой деятельности ребенок с проблемами получает яркие незабываемые впечатления, приобретает художественно-эстетический опыт, получает возможности для самореализации, раскрытия своих способностей в различных видах художественной деятельности, восприятия музыки.