Автор: Леонтьева Диана Владимировна
Предмет: Вокал
Класс: Педагоги
Тип материала: Открытый урок
Краткое описание работы: совершенствание над воальными данными
Урок проводится с Репиной Анитой 3 класс
Цель урока: обеспечить усвоение учащейся основных вокально –технических навыков (дыхание, чувство ритма, дикция, интонация), систематизировать знания и умения учащейся.
Образовательная: совершенствовать вокально- технические навыки в классе сольного пения (дыхание, чувство ритма, дикция, интонация)
Развивающая: сформировать слуховой контроль, внимание, эмоциональную сферу.
Воспитательная: укреплять мотивацию к обучению в классе эстрадного вокала; воспитать эмоциональную отзывчивость, стремление к самосовершенствованию и творческой самореализации.
Тип урока: комбинированный
Методы: словесный , наглядный , практический.
Абт «Вокализ»№ 4 .
А.Кудряшов «Школьная тропинка»,
В.Калинников «Звездочки»
План урока
1. Организационный момент (приветствие, сообщение темы и цели урока, певческая установка ).
2. Тренировочный комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата и дыхания (сделать 5 упражнений по 2-3 повторения ).
3. Распевание.
(Беседа с ученицей – что такое вокализ, для чего они пишутся )
4.Вокализ №4 (чёткая беглая дикция, активная артикуляция )
5. Работа над художественным раскрытием содержания песни, с помощью вокально-технических навыков. А.Кудряшов «Школьная тропинка»
Задача работы над песней: добиться чистой интонации,ровного голосоведения,анализируя музыкальный и литературный текст песни, подвести ученицу к музыкальному осмысленно-эмоциональному исполнению каждой музыкальной фразы, добиться хорошей подачи художественного слова, используя вокально –технические навыки ,которыми владеет ученица .
1. Организационный момент (приветствие , певческая установка )
2. Тренировочный комплекс (упражнения для дыхания и артикуляционного аппарата)
- Активно вдохнуть и выдохнуть через нос (3-6 раз) . Перед этим упражнением предложить опустошить от лишнего воздуха лёгкие.
-энергично вдохнуть через нос ,выдохнуть через рот (3-6 раз ).
- Спокойный вдох через нос , задержать дыхание . Медленный выдох через букву «С». Выдох должен быть медленным и спокойным.
Цель упражнения : укрепить мышцы диафрагмы и её мелкой моторики.
-Рот закрыть , языком нарисовать круг , касаясь при этом верхнего нёба и нижних зубов.
Цель упражнения : подготовить гортань к высокой позиции.
Открыть и закрыть нижнюю челюсть , медленно потом ускоряя.
Распевание . Задача вокальных упражнений:
разогрев всех мышц голосового аппарата ;
формирование и закрепление вокально-технических навыков,активировать артикуляцию и голосовой аппарат;
-способствовать развитию ровного звука,расширению диапазона ;
-настроить ученицу к постепенному осмыслению своих вокальных действий и самостоятельному их использованию, применяя зрительный, вибрационный, тактильный самоконтроль.
4. «Вокализ » происходит от латинского «vocalis» т.е. гласный и обозначает музыкальное произведение , написанное с целью выработки определённых вокально – технических навыков певца.
Вокализ – это песня, но без «слов». В нём есть яркая мелодическая линия , понятная музыкальная фразировка, интересное гармоническое сопровождение , характер и даже художественный образ.
В процессе постановки певческого голоса вокализы являются связующим звеном между пением вокальных упражнений и началом работы над самостоятельными крупными произведениями.
Вокализы исполняют на различные гласные , звуки или слоги , также методом сольфеджирования.
Вокализы развивают музыкальный слух , чувство ритма , правильную интонацию, вырабатывают чувство лада, а так же сосредотачивают внимание на интонационных трудностях, развивают гибкость голосового аппарата и общую музыкальностью
При разработке и написании вокализа ставились определенные вокальные задачи, которые должны будут выполнить исполнители - вокалисты .
- Абт. Вокализ №4
Прослушивание вокализа с проверкой и анализом. Вокализ исполняется в умеренном темпе. Нисходящее и восходящее движение мелодии создает ощущение легкости и воздушности. Чтобы достичь нужного результата следует обращать внимание на синхронность и четкость темпа и метра. Вокализ направлен на развитие четкой, беглой дикции и активной артикуляции. Рекомендуется исполнять легко и свободно, не утяжеляя звук.
Как мы уже говорили, вокализ является связующим звеном между пением вокальных упражнений и началом работы над самостоятельным вокальным произведением .Не будем прерывать нашу цепочку и перейдем к нашему вокальному произведению .
5.Песня «Школьная тропинка» сл. и муз.А.Кудряшова
Перед исполнением песни ставим задачи: добиться чистой интонации, чёткого ритма ,следить за дыханием, оно способствует не только красивому звучанию голоса, но и хорошей дикции .В свою очередь, лёгкая и отчётливая, координорованная с дыханием артикуляция поможет сделать опору звука более крепкой.
-Исполнение песни, анализ, рекомендации ,отработка сложный мест .
-Контрольное прослушивание, с использованием вокально- технических навыков, которыми владеет ученица.
Повторение песни «Звездочки» муз.В.Калинникова. Песня имеет четкую 3 – х частную форму. В средней части отклонение в минор. Фразы в верхнем регистре написаны удобно.
6.Подведение итогов. Рефлексия
7.Домашнее задание.
Продолжить работу над усовершенствованием вокально технических навыков. Разобрать Вокализ №4. Поработать над художественным образом.