Системный подход в организации работы над вокальным произведением»


Автор: Хиль Екатерина Алексеевна

Предмет: Вокал

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

Системный подход в организации работы над вокальным произведением»

Краткое описание работы: Открытое занятие готовилось на высшую категорию

Цель урока: создание условий для эмоционального раскрытия потенциала учащегося, через последовательный алгоритм работы над вокальным произведением.

Задачи урока:

Образовательные:

 - использование высокой певческой позиции

- работа над ясным и четким произношением текста (дикция)

- проигрывание на инструменте и пропевание сложных интонационных    элементов мелодии;

 - освоение навыков чтения с листа вокальной партии;

Развивающие:

- раскрыть новые грани творческой индивидуальности учащегося;

- развить интеллектуальные способности (память, мышление, воображение);

- помочь понять художественный замысел вокального произведения;

Воспитательные:

- формирование речевой культуры

- эмоциональности

- воспитать любовь к музыке

Педагогические технологии:

-       технология личностно-ориентированного обучения;

-       технология развивающего обучения;

-       технология учебного диалога и сотрудничества;

-       технология здоровьесберегающего обучения;

-       технология нетрадиционного учебного занятия;

-       информационно-коммуникационные технологии.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: индивидуальная.

Методы обучения:

- наглядный (слуховой, зрительный)

- словесный (рассказ, объяснения, диалог)

- иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальный показ педагога и воспроизведение услышанного учеником)

- эмпирический (метод практического опытного поиска понятных для ребёнка слов и определений для описания вокальных приёмов)

Репертуарный план урока:

«Я маму очень люблю» музыка и слова Ольги Климятовой

План урока:

I. Организационный момент (2 мин.)                                                                                              (сообщение темы урока, представление учащегося)

II. Основной этап:

  1. Подготовка голосового аппарата (настройка) (10 мин.)                             (упражнения на активизацию дыхания)                             
  2. Работа над вокальной техникой. (10 мин.)                                                                                                                          (комплекс вокально-интонационных упражнений)

          III. Практическая часть:

  1. Алгоритм работы над песней. (20 мин.)  

 «Я маму очень люблю» муз. и сл. О. Климятовой

 

а) просмотр рисунка учащихся, беседа о содержании, о характере музыки

б) выразительное чтение поэтического текста

в) разбор нотного текста по средствам музыкальной выразительности.

г) разбор динамического развития, определение кульминаций (динамической, смысловой), исполнение песни «Я маму очень люблю» муз. и сл. О. Климятовой

 

          IV. Итог урока (рефлексия), домашнее задание (3 мин.)

В результате комплексного урока, на котором приобретаются вокально-слуховые, исполнительские и воспитательные навыки, учащиеся постепенно начинают понимать, что пение не механическое раскрывание рта, а искусство, требующее большой углубленной работы. Цель его – доставлять удовольствие слушателю и раскрывать перед ним художественные образы, воспитывающие как у исполнителя, так и у слушателя вкус, любовь к Родине, своему народу и природе. 

 

 

Ход урока:

I. Организационный момент (2 мин.)                                                                                              (приветствие, сообщение темы урока, представление учащегося)

Добрый день, уважаемые коллеги!

Педагог: я преподаватель вокала, Хиль Екатерина Алексеевна. Сегодня на уроке, постараемся продемонстрировать последовательный алгоритм работы над музыкальным произведением.

Лиза, расскажи о себе.  (Представься пожалуйста)! (Ответ) Меня зовут Касымова Елизавета, мне 10 лет, учусь в Лицее, в 3 классе. В школе искусств в 1 классе.

Педагог: Как ты понимаешь слово «алгоритм»? (Ответ) Алгоритм — это чётко определённая последовательность действий, предназначенная для решения определённой задачи. Лиза, любишь ли ты петь? (Ответ) Да!  Если «да», то какие песни, весёлые или грустные, быстрые или медленные?(Ответ)  

Что такое пение в твоём понимании? (Ответ) Пение- исполнение музыки

Педагог: да, исполнение!  Верно. А чем мы исполняем музыку? (Ответ)  (певческим) голосом. Пение – исполнение музыки выразительными средствами певческого голоса.

Педагог: перед началом пения, чтоб наш голос звучал легко, свободно, нам необходимо… (Ответ) принять певческую установку, нужно сесть или встать прямо, голову высоко не поднимать, ноги поставить ровно.   

Педагог: чтобы петь красиво, нужно знать ещё одно важное правило. Какое? (Ответ) Нужно уметь правильно дышать

Педагог: Совершенно верно.  Дыхание играет важную роль в пении. Существует выражение: Искусство пения-искусство дыхания.  От дыхания зависит точность интонации, звуковедение, атака звука и красота голоса. Из чего состоит певческое дыхание? (Ответ) состоит из вдоха, задержки дыхания и выдоха.

Вдох через нос и рот, бесшумно, плечи не поднимаем (животик идёт вперед)     

 Педагог: вдох делаем более глубоким по сравнению с обычным дыханием.                                                                                                     

(Ответ) задержка дыхания готовит голосовой аппарат к началу пения,                                                                         выдох должен быть спокойным, но достаточно активным (на выдохе  животик возвращается в и.п.)

 

II. Основной этап:

Подготовка голосового аппарата (настройка) (10 мин.)                             (упражнения на активизацию дыхания)                             

Педагог: На дыхание упражнений огромное количество, мы продемонстрируем дыхательное упражнение под музыку.

  1. УПРАЖНЕНИЕ «ВОЗДУШНЫЙ ШАР» (звуковое )
  2. УПРАЖНЕНИЕ «БАБОЧКА» (на укрепление дыхательных мышц) на фоне классической музыки

Благодаря правильному дыханию наш голос зазвучит более качественно и профессионально.

  1. УПРАЖНЕНИЕ «ПАРОВОЗ» (закрепляет навык активной работы диафрагмы)

Педагог: Замечательно. Плавно переходим к артикуляции Что это такое, артикуляция? (Ответ) основа речи и пения.                                                                                                                                      Педагог: Наш артикуляционный аппарат состоит из органов ротовой полости. Каких? (Ответ) щёк, губ, зубов, языка, нижней челюсти, нёба, глотки и гортани.

 Педагог: Да, совершенно верно. Чтобы снять с нижней челюсти напряжение, скованность артикуляционных мышц, выполним гимнастику (авторская разработка)

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА                                                         (авторская разработка)

Повернулся язычок                               гладят языком щёчки –правую и левую                                                                                                               Вправо-влево, на бочок.                                                                                                    Ротик открываем,                                   упражнение «Уточка»                                                                                       Язычком болтаем.                                  упражнение «Болтушка»                                                                            А теперь друзья, без шутки                                                                                                               Язычком почистим зубки.                   проводят языком несколько раз                                                                    Улыбнемся всем друзьям,                    по верхним зубам, затем по нижним                                                                                               Без улыбки петь нельзя.                       улыбаются, широко растягивая губы.

Педагог: Лиза, а  закрепим нашу артикуляционную гимнастику мы, скороговоркой.

СКОРОГОВОРКА: «Три сороки», «Веники»

 Педагог: Замечательно. В результате чего возникает певческий звук? (Ответ) певческий звук возникает в результате колебания голосовых связок.

Педагог: Когда мы поём в правильной певческой позиции, нам комфортно. Наш звук идёт куда? (Ответ) в верхнее нёбо, а с голосовых связок снимается что? (Ответ) напряжение. Внешне мы немного улыбаемся. Поём также, как и говорим, - максимально легко и просто.

  1.  Закроем рот и ощутим резонирование звука «М-М-М», на спокойном протяжном выдохе. Это упражнение помогает в выработке точной интонации.

     «Губная вибрация» исполняется по восходящей и нисходящей хроматической секвенции (в диапазоне лям— ми2)  

  1.  Перейдём к открытому звуку. У нас есть 5 основных гласных, которые мы чаще всего используем в пении «И-Я-Э-О-У»                                               Пропоём их вместе как мелодию – на одной ноте, в одной позиции. (Карточки помогают показать правильное положение рта при пении гласных)
  2. Упражнение «ВЕТЕР», Песенка-гамма, упражнение «ЭХО» и т.д.

          III. Практическая часть:

Алгоритм работы над песней. (20 мин.)  

«Я маму очень люблю» муз. и сл. О. Климятовой

 

Педагог: Лиза, я попросила дома  найти информацию о композиторе и авторе песни «Я маму очень люблю», краткое содержание, о ком поётся?  (Ответ) коротко об авторе и содержании                                                                                                                       Педагог: Прослушивание песни (фонограмма, живое исполнение педагогом). Какой характер песни? (Ответ) характер музыкального произведения —весёлый, оптимистичный и жизнеутверждающий. Мажорная окраска и быстрый темп передают радость.  Ещё я дома нарисовала рисунок к песне (показывает)

Педагог: молодец, хорошо! Не задумываясь, ты назвала средства музыкальной выразительности произведения:                                                                  Лад –мажорный, тональность си бемоль маж., темп –быстрый,                                                                                        ритм – неровный, встречается синкопа, мелодия плавная, но есть скачки на терцию, кварту.                                                                                                 Педагог: что необычного на первый взгляд в данном произведении? (Ответ) Речитатив.                                                                                                                            Педагог: Совершенно верно. Многие авторы включают речитатив для разнообразия вокально - мелодической линии. Речитатив можно услышать в заданном ритмическом рисунке, а также в свободном. Лиза, ты как исполнительница, данной песни, где бы хотелось тебе сделать акцент, т.е. кульминацию? (Ответ) мне бы хотелось сделать акцент на целой фразе речитатива.

Педагог: Прохлопай и пропой речитатив. Не забывай про чёткую дикцию, выразительность и мелодичность речи! (Ответ) хорошо.

РЕЧИТАТИВ: 

Педагог: Давай поработаем над текстом! Поразмышляем! Лиза, ты можешь представить свой дом, семью, родителей?  Всё то, о чём говорится в тексте, происходит у вас дома!Текст запомнится быстрее?                                                                                                        (Ответ) да.

Что происходит с ритмом? (Ответ) неровный, в 3,7,11,15,24 тактах.  Разберём такты с неровным ритмом. Прохлопываем и пропоём с текстом.

Педагог:  такты одинаковы по ритмическому рисунку, но разные мелодически. Хорошо, неплохо.                                                                                      Сконцентрируемся на звучании мелодии.                                                             Разберём 1куплет по фразам (4 строчки) 8 тактов, затем 9,10, такт мелодия повторяется, последняя нота 11 такта другая. Направление мелодии вверх. Следующая фраза «вздыхает папа» начинается с высокой ноты «си». В припеве не забываем про пунктирный ритм.  Мелодия второго куплета та же.

Педагог: Лиза, исполнение двух одинаковых по музыке куплетов и речитатива не вызовут большого интереса у слушающих людей.  К окончанию песни станет скучно. Необходимо добиться разнообразия в исполнении. Как ты предлагаешь это сделать? (Ответ)                                       В 1 куплете мы должны заинтересовать зрителя, очень выразительно, с чёткой дикцией рассказать, как здорово  что папа самый главный, всё знает, чтобы зритель поверил, что действительно это так.

Во 2 куплете поётся о маме, которая всегда поможет и поймёт и поддержит в любую минуту, поэтому и настроение будет радостным и хорошим.                                                                                                               Педагог: Правильно. А ещё внести элемент неожиданности, яркости нам поможет речитатив. Как мы будем его исполнять? (Ответ) чётко, звонко, выделяя каждое слово)

исполнение песни «Я маму  очень люблю»:

Педагог: Вот теперь, когда мы разобрали все средства музыкальной выразительности, когда вокальная партия и текст песни приобрели при исполнении динамичность, характер, осмысленность, давайте исполним песню ещё раз.  Не забудь  добавить улыбку, выразительный взгляд, мимику лица, помоги себе движениями рук.

Педагог: Молодец! Замечательно! На следующих занятиях мы продолжим работу над песней, уделяя особое внимание вокальной работе и работе над танцевальными движениями, которые помогут сделать песню ещё более яркой

Рефлексия:

 

Педагог: Лиза, сегодня ты постаралась выполнить большую и очень важную работу - раскрасила песню разноцветными красками.  Подводя итог занятия, скажи, пожалуйста, у тебя получилось?(Ответ) я думая, что «да».

Что сегодня было для тебя новым? (ответ:)

сегодня новым  для меня было:

  1. Новые слова, термины  о средствах музыкальной выразительных в песне «Я маму очень люблю»: мелодия, темп, ритм, размер, лад, динамика;
  2. Как правильно работать над произведением. С чего начинать, т.е. последовательность действий. 
  3. Определение кульминации в произведении, как сделать акцент на целой фразе речитатива.

Домашнее задание: проанализируй свою работу на уроке.  Всё ли ты делала хорошо или могла расслабиться и исполнить лучше?