Мы чтить тебя привыкли с детских лет


Автор: Оксана Викторовна Разживина

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Сценарий мероприятия

Мы чтить тебя привыкли с детских лет

Краткое описание работы: Литературно-музыкальная гостиная посвященная 225-летию со дня рождения Пушкина. Цель этого мероприятия создать условие для формирование общекультурных навыков обучающимися с интеллектуальными нарушениями, развить творческий потенциал, через вовлечение в их совместную деятельность. Это мероприятие, по духовно-нравственному воспитанию, написано для сотрудничества и взаимодействия учителей, обучающихся с ОВЗ и преподавателей, учащихся ДШИ , ДМШ. Проблема, которая натолкнула на создание совместного мероприятия, состоит в отсутствие знаний, умений и навыков в общекультурных вопросов, не достаточно духовно нравственного развития. Задачи данного мероприятия обогатить духовный мир, коррекция эмоциональной сферы, привить интерес к классической музыки, привлечь к социальной адаптации ребят. Обучающиеся с ОВЗ знакомятся с биографией А. С. Пушкина, с его поэзией, с сочинениями композиторов на стихи поэта.Музыкальные иллюстрации, песни, романсы, помогли окунуться в атмосферу Пушкинской эпохи

 

 

Тип мероприятия: литературно-музыкальная гостиная для 8-9классов

 

Оборудование: компьютер, экран, проектор, музыкальное сопровождение, презентация Power Point.

 

Возраст участников:14 -19 лет

 

 Цель:

Создание условий для формирования общекультурных навыков обучающимися с интеллектуальными нарушениями, развития творческого потенциала через вовлечение их в совместную деятельность.

 

Задачи:

- обогощение духовного мира, коррекция их эмоциональной сферы;

-развитие у детей понимания особенностей образного языка произведений литературы и музыки;

-развитие творческих способностей;

-привитие интереса,вкуса к классической музыке и литературно-художественным произведениям;

-развитие навыков коммуникации и социализации обучающихся.

 

Предварительная работа:

выбор участников мероприятия, чтецов, танцоров, солистов,

- разучивание стихотворений,

- подбор костюмов для выступающих детей,

- выбор музыкального репертуара,

- оформление зала,

- создание презентации,

- создание выставки рисунков,выпуск газеты.

 

Ход мероприятия.

 

Ведущий 1: Здравствуйте ,дорогие ребята! Сегодня мы приглашаем вас в литературно-музыкальную гостиную,как говорили в XIX веке в салон ,который пользовался большой популярностью.В салонах вели разговоры о литературе, искусстве, ставили спектакли ,музицировали, танцевали. Наш вечер посвящен 225-летию со дня рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, а открывает нашу гостиную замечательный «Романс» Георгия Свиридова из «Музыкальных иллюстраций» к повести Пушкина «Метель». Этот романс стал уже достоянием народной музыки, он один из самых удачных воплощений прозы Пушкина в русской музыке XX века. У романса одна тема- любовь ,счастливая или неразделимая и несчастная, полная возвышающих или испепеляющих чувств, безотрадность страданий глубоких и благородных.

Прозвучит «Романс» Г. Свиридова в исполнении: партия скрипки- преподаватель «Детской Школы Искусств №1» Гладышева Екатерина Вячеславовны и ее ученик - Асонов Андрей ,партия фортепиано- Симбарская Елена Борисовна.

А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 году в Москве. Отец его-Сергей Львович Пушкин был военным в отставке из старинного дворянского рода. Мать Пушкина – Надежда Осиповна – была внучкой знаменитого Ибрагима Ганнибала, ставшего впоследствии русским генералом. В семье Пушкиных все увлекались литературой, поэзией. В их доме бывали знаменитые литераторы того времени: Карамзин, Жуковский, Батюшков. Дядя Пушкина, Василий Львович, был известным поэтом, да и сам Сергей Львович немного писал.

Ведущий 2: Воспитывали Александра Пушкина, как и всех детей в дворянских семьях, французские гувернёры. В доме господствовал французский язык, так что читать и писать будущий поэт выучился сначала по-французски.

 

Но в доме поэта были люди, которые помогли Саше узнать и полюбить родной русский язык, живой, образный и богатый. Это дядька Никита Козлов, няня Арина Родионовна и бабушка Мария Алексеевна Ганнибал. Бабушка Мария Алексеевна научила его читать и писать по-русски. В комнате бабушки Саша нередко забирался в большую корзину, предназначенную для принадлежностей шитья и вязания, которая стояла рядом с креслом бабушки, и, тихонько сидя в ней, слушал полные живых подробностей рассказы о старине.

 

Чтец: Липатова Снежана 8в кл

Мастерица ведь была, И откуда что брала!           1
И куда разумны шутки, Поговорки прибаутки,
Небылицы, былины Православной старины!
Слушать так душе отрадно, И не пил бы, и не ел,

Все бы слушал да сидел.

Ведущий 2: Так писал Пушкин о своей бабушке.

 

Ведущий 1: Большое влияние на духовного развитие Пушкина оказала и няня Арина Родионовна, которая была настоящей представительницей русских нянь, знала народные поверья, пословицы, поговорки. В одном из своих ранних стихотворений Пушкин так вспоминает о своей няне, называя ее, как в старину, “мамушкой”:

 

Ах, умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы…

 

Ведущий 2: Бабушка и няня рассказывали маленькому Саше интересные сказки, познакомили с Иванушкой - дурачком, Бовой - королевичем, Кощеем, Бабой Ягой, добрыми волшебниками и злыми колдунами.

 

Ты детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила…

И меж пелен оставила свирель…

Которую сама заворожила… (о няне)

 

Большую роль сыграла эта простая русская женщина в судьбе поэта. Она нежно любила своего воспитанника, поддерживала его в особо трудные минуты. И Пушкин отвечал ей такой же глубокой привязанностью. Уже известный всей России, всеми признанный поэт не стеснялся открыто высказать самые высокие чувства любви, душевного родства, взаимопонимания в стихотворении, посвященном простой крестьянке, недавней крепостной.

 

Чтец: Тимощук Владимир 9б кл

Подруга дней моих суровых,                               
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня

Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь

 

Ведущий 1: Когда Саше исполнилось 12 лет, родители решили определить его в Царскосельский лицей. Летом 1811 года в сопровождении дяди – Василия Львовича Пушкин отправился в Петербург.  Детство кончилось. Он ехал в Лицей.

30 мальчиков-ровесников сдружились между собой, полюбили своих учителей, свою “лицейскую республику”.

Лицеистам преподавали математику, физику, географию, историю, право, иностранные языки. Воспитанники учились рисовать, танцевать и фехтовать. Из спортивных дисциплин преподавали верховую езду и плавание.

Ведущий 2: Можете ли вы себе представить, чтобы оценкой за отличное знание предмета была бы единица? А лицеистам и представлять не надо, ведь у них была совсем другая система оценок: отличники получали единицы, хорошисты – двойки, те, кто показал удовлетворительный результат – тройки, слабые ученики – четвёрки, а отсутствие всяких знаний каралось нулём.

Уже в лицейские годы А.С. Пушкин понял, что главное дело его жизни – поэзия. Он начинает писать стихи, и слава юного поэта быстро распространяется в литературных кругах. За время учебы в Лицее Пушкиным было написано более 130 стихотворных произведений, многие были тогда же и напечатаны

Именно в Лицее у Пушкина возник замысел его знаменитой поэмы-сказки “Руслан и Людмила”.

Ведущий 1: Шесть лет, проведенные в Лицее, навсегда остались для Пушкина самыми светлыми. Вспоминая впоследствии о лицейских годах, в своем послании к бывшим лицеистам, поэт так характеризует лицейское “святое братство”:

Чтец: Шапошников Руслан 9а кл

Друзья мои, прекрасен наш союз!                      
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Святое понятие “дружба” лицеисты сохранили на всю жизнь. Когда Пушкин находился в ссылке и тосковал по свободе, друзья не забыли его. Иван Пущин, Александр Горчаков, Антон Дельвиг навестили своего друга, поддержали и ободрили в трудную минуту. А.С. Пушкин платил своим друзьям такой же любовью и привязанностью.

Чтец: Мельников Семен 9а кл

И ныне здесь, в забытой сей глуши,                       
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил.

Чтец:Калинин Денис 9а кл

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,           
Хвала тебе – фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Все тот же ты для чести и друзей.

Чтец: Юрина Софья 8в кл

И ты пришел, сын лени вдохновенный,                  
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.

Ведущий2: Он послал сосланному в Сибирь Ивану Пущину проникновенные строки.

 

Чтец:Невский Даниил 8в кл

Мой первый друг, мой друг бесценный!               
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!

Выпускники Лицея пообещали друг другу помнить годы, проведенные вместе, хранить верность лицейской дружбе. Первый выпуск, состоявшийся 9июля 1817 года подарил России дипломатов, мореплавателей, офицеров высшего командного состава, литераторов, декабристов.

Ведущий 1: Многие композиторы обращались к поэзии Пушкина, конкретно, к стихотворению "Зимний вечер".Один из его лицейских друзей- поэт, композитор, певец, секретарь ежегодных собраний лицеистов Михаил Лукьянович Яковлев тоже написал три романса на слова А.С.Пушкина: «Слеза», « Признание», «Зимний вечер». Романс «Зимний вечер» был создан через 7 лет после того, как Александр Сергеевич написал стихотворение, будучи, в ссылке в поместье Михайловское. Это стихотворение поэт посвятил своей старенькой няне Арине Родионовне, с которой приходилось коротать долгие морозные вечера в Михайловском. В этом произведении раскрывается тема одиночества героя, в окружающем его враждебном мире, одиночество, которое скрашивается общением с близким человеком и воспоминаниями юности. Тема «Одиночество» появляется в творчестве поэта не случайно. Общительный, обаятельный Пушкин легко приобретал друзей, но к сожалению, так же легко наживал врагов, иногда и весьма влиятельных. Наивная, печальная мелодия передаёт слушателю грусть и тоску изгнанника-поэта.

 Сейчас вы услышите песню "Зимний вечер" известную по первой строке"Буря мглою небо кроет» в исполнении солистки, ученицы «Детской Школы Искусств №1» отделение «Академический вокал» Тимченко Анастасии,партия фортепиано -Волкова Лилия Юрьевна.

Ведущий 1: После окончания лицея Пушкин переезжает в Петербург. Он был определен на службу в Коллегию иностранных дел. А.С. Пушкин государственной службой тяготился. Главным делом его жизни стала литература, в которой он оставил след как выдающийся поэт, прозаик, драматург.

Вольнолюбивые стихи Пушкина дошли до Александра I. Император назвал их «возмутительными». За это Пушкин был несколько раз сослан в ссылку.

Ведущий 1: Александр Сергеевич Пушкин был прекрасным танцором и очень любил балы. На одном из них поэт познакомился со своей будущей женой Натальей Гончаровой. В эпоху Пушкина бал открывался танцем полонез, пришедшим на смену манерному менуэту восемнадцатого столетия. Чаще всего балы давали зимой, начиная с ноября. Танцевали ежедневно, иногда на нескольких балах за день. Сейчас вы услышите замечательную музыку Петра Ильича Чайковского  танец «Полонез» из оперы « Евгений Онегин». В своём романе « Евгений Онегин» Пушкин упоминает 23 раза о танцах, только семь раз о мазурках, которые как вальсы пользовались большой популярностью:

Толпа мазуркой занята

Кругом и шум и теснота

Музыки грохот, свеч блистанье,

Мельканье, вихрь быстрых пар.

Благодаря танцам, Пушкин оживил свой роман, ярко передал эпоху того времени и наиболее полно раскрыл характеры героев. Ребята из 8а и 12а классов исполнят небольшую танцевальную композицию «Полонез».

Ведущий 1:Особая роль в развитии русского романса принадлежит поэзии Александра Сергеевича Пушкина.Михаил Иванович Глинка стал основоположником русской классической музыки, как и Пушкин открыл своим творчеством эпоху русской литературы. Глинку называют "Пушкиным русской музыки». На стихи поэта Михаил Иванович Глинкой написано опера «Руслан и Людмила» и десять романсов. Наибольшую любовь у слушателей ,у певцов завоевали романсы: «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил», «В крови горит огонь желанья».

Сейчас прозвучит  романс  М.И.Глинки «Не пой,красавица ,при мне».Эта грузинская песня написана в восточном колорите.

Интересна история создания романса. Поэт, музыкант Александр Грибоедов, путешествие по Кавказу, услышал грустную грузинскую мелодию, которая очень тронул его. В 1828 году в имении директора Императорской Публичный библиотеки Санкт-Петербурга У Алексея Николаевича Оленина собрался весь цвет общества: А.Пушкин,И.Крылов,М.Глинка,В. Жуковский, Вяземский. И Александр Грибоедовна одном из вечеров напел мелодию и предложил  обработать ее М.А.Глинкии. Композитор тотчас же написал пьесу. Кто то из гостей услышал сочинение Глинки и сказал: « Неплохо бы написать слова на эту мелодию. Может быть Пушкин, напишет? Вот был бы романс!»  И Пушкин сделал это! Это редкий случай, когда не на стихи сочинялась музыка, а наоборот на мелодию были написаны стихи. На рукописи романса есть надпись: "Пушкин написал слова все песни, нарочно, под саму мелодию". В стихах заложен в глубокий смысл и обращение сразу к двум женским образам. Пройдёт времени к этим стихам Пушкина будут обращаться разные композиторы:   Н.А.Римский-Корсаков, М.А.Балакирев, С.В.Рахманинов.

Ведущий 1:

М.И.Глинка романс «Не пой,красавица ,при мне».

На сцене преподаватель академического вокала «ДШИ №1»

Прокофьева К.Н.,партия фортепиано Кошелева С.А.

 Ещё один композитор тёзка Александра Сергеевича Пушкина- это Александр Сергеевич Даргомыжский.Он тоже в своём творчестве обращался к поэзии Пушкина. т Почти четверть романсов 17 штук и песен написано на слова поэта, а из четырёх опер-три на Пушкинские сюжеты: "Русалка", "Каменный гость", "Торжество Вакха". Все романсы пронизаны возвышенностью понятных близких чувств. Среди романсов выделяется "Я вас любил"-это не просто любовные признания в нём выражены и любовь ,и большая человеческая дружба, и уважение к женщине, когда то любимой. Очень тонко  композитор передал эти чувства.

Исполнит нам этот романс ученик «Детской Школы Искусств№1»  Паташкин Марк ,концертмейстер ученица четвёртого класса Еньшина Полина.

 Ведущий 1:Ещё один из лирических романсов сейчас прозвучит на сцене. Это романс на музыку Николая Андреевича Римского-Корсакова "На холмах Грузии". Это стихотворение Пушкин завершил в селе Михайловское, куда он вернулся из ссылки. По решению царя он был отправлен в Грузию, после участия  в декабристском восстании.

В романсе Александр Сергеевич Пушкин связывает не только поэтическое отражение природы и культуры Кавказа, но и глубокое личное исповедание.

Давайте послушаем романс « На холмах Грузии» в исполнении преподавателя «Детской Школы Искусств№1» Прокофьевой Ксении Николаевны, партия фортепиано Кошелева Светлана Александровна.

 Один из романсов Михаил Ивановича Глинки "В крови горит огонь желанья»  родился буквально на ходу. Глинка проводил вечер у своих друзей Панаевых. Отец семейства по доброй традиции декламировал стихи, среди которых было и это произведение Пушкина.Глиника задумчиво расхаживала по комнате, слушайя друга, окружающие даже не заметили, как  уселся за рояль и стал что-то напевать. Неожиданно композитор крикнул: « Панаев, замолчи!» и зазвучала музыка.

 В этом романсе Пушкин предстаёт как певец страстно влюблённости, романтического восторга. В музыке подчёркнут момент радостного волнения, каким охвачен влюблённый на заре своего расцветающего чувства.

Ведущий 1:   Романс "В крови горит огонь желанья»

Исполняет преподаватель «Детской Школы Искусств№1» Прокофьева К. Н., партия фортепиано Кошелева С. А.

Ведущий2:Болдинская осень (сентябрь — ноябрь 1830 года) — трёхмесячный период в жизни     А. С. Пушкина, когда он был вынужден оставаться на карантине в родовом имении Болдино Нижегородской губернии из-за эпидемии холеры.

 Ведущий 1: Из всех времен года А.С. Пушкин отдавал предпочтение осени: Осень приятна и дорога поэту не только своей красотой: она располагала поэта к творчеству. Именно осенью были написаны многие замечательные произведения.

1-й чтец:

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча, еще бежит за мельницу ручей.

2-й чтец:

Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю ее снега.

3-й чтец:

Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

4-й чтец:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.

5-й чтец:

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
И с каждой осенью я расцветаю вновь.

Ведущий 1:

Ребята из 9бкласса (Кл. рук. Киреева Е.В.)приготовили  презентацию под музыкальную иллюстрацию замечательного трио «ДШИ№1» в составе: партия скрипки-Стенникова Софья,партия виолончели -Веревкина Варвара,партия фортепиано-ВоронинаМария. А.Дворжак «Мелодия».

(стихотворение А. Плещеева «Памяти Пушкина» 1880)

Чтец: Антонова Кристина 8в кл

Мы чтить тебя привыкли с детских лет,           
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк; но в памяти народной
Ты не умрёшь, возлюбленный поэт!

 

Чтец: Зимиров Максим 9а кл

Бессмертен тот, чья муза до конца                      
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу;

Чтец: Филатов Даниил 9а кл
Кто сердцем чист средь пошлости людской,        
Средь лжи кто верен правде оставался
И кто берег ревниво светоч свой,
Когда на мир унылый мрак спускался.

Чтец: Филатов Никита 8б кл
И всё ещё горит нам светоч тот,                           
Всё гений твой пути нам освещает;
Чтоб духом мы не пали средь невзгод,
О красоте и правде он вещает.

Чтец: Выборнов Илья 8б кл

Все лучшие порывы посвятить                                
Отчизне ты зовёшь нас из могилы;
В продажный век, век лжи и грубой силы
Зовёшь добру и истине служить.
Чтец: Вершкова Оля 8в кл
Вот почему, возлюбленный поэт,                           
Так дорог нам твой образ благородный;
Вот почему неизгладимый след

Тобой оставлен в памяти народной!
Ведущий 1:   Наша музыкальная литературная гостиная прошла в преддверии тридцать восьмого Всероссийского фестиваля оперного и балетного искусства  «Болдинская осень», которая порадуют зрителей насыщенной программой. В неё войдут классические спектакли, яркие премьеры, симфонические и камерные концерты .Фестиваль пройдет с19 октября по 4 ноября в Нижнем Новгороде. По традиции фестиваль позволит нижегородцам и гостям города насладиться пушкинскими сюжетами, увидеть самый яркий постановки любимых артистов. Откроется фестиваль оперой  П.И.Чайковского "Пиковая дама" на сюжет Александр Сергеевича Пушкина, на площадке концертного центра «Пакгауз» прозвучит музыкальная иллюстрация к повести Пушкина «Метель» Г.Свиридова. На стрелке состоятся концерты вокальной музыки, где вы можете услышать и другие романсы на стихи поэта.Первый фестиваль «Болдинская осень»  состоялся в 1986 году ,а с 1988 года проводится ежегодно. Александр Сергеевич Пушкин останется гениальным поэтом, учителем, критиком, сказочником  весёлым смелым человеком,который умел создавать прекрасное,радоваться от души,умел любить.Пушкин- самое дорогое,самое родное и близкое для каждого из нас.Он всегда с нами.

Ведущий 2:   А мы с вами прощаемся ,друзья, до новых встреч!

Рефлексия (на осенних листочках написать свои впечатления о мероприятии)