Автор: Старицина М.А.
Предмет: Творческие работы и методические разработки
Класс: Педагоги
Тип материала: Методические разработки
Краткое описание работы: Двигательная активность детей на музыкальных занятиях – это музыкально-ритмическая деятельность, которая является одним из основных и ведущих видов музыкальной деятельности в детском саду.
Консультация для воспитателей
«Двигательная активность детей на музыкальных занятиях»
Возможно самое лучшее, самое совершенное и радостное,
что есть в жизни – это свободное движение под музыку.
И научиться этому можно у ребёнка вместе с ним»
Анна Иосифовна Буренина
Двигательная активность детей на музыкальных занятиях – это музыкально-ритмическая деятельность, которая является одним из основных и ведущих видов музыкальной деятельности в детском саду. Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребёнка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе.
Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста. Телесные ощущения для ребенка первостепенны в освоении окружающего мира. Полноценное развитие всех психических процессов у ребенка происходит в опоре на его телесный опыт. Не случайно психологи говорят о том, что ребенок мыслит телом. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления происходит у него в опоре на практические действия. Возможность движения, практических действий для ребенка – одно из самых эффективных средств поддержания его интереса к какому-либо роду занятий, а звучащие музыкальные образы вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения.
Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей. Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал её в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений. По его мнению, « с первых лет жизни ребёнка следовало бы начинать воспитание в нём «мышечного чувства», что в свою очередь, способствует «более живой и успешной работе мозга». При этом Далькроз считал важным и то, как организован сам процесс занятий с детьми, который должен «приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены».
Музыкально-ритмическое воспитание детей в нашей стране было построено на основе ведущих положений системы Э. Жак-Далькроза.
В детском саду вместо термина «ритмика» вначале пользовались терминами «ритмические движения», «музыкально-двигательное воспитание», затем «движение под музыку», «музыкальное движение», «музыкально-ритмические движения». На протяжении многих лет шла дискуссия о наиболее точной формулировке.
Вопрос о соотношении музыки и движения в ритмике был решён однозначно: музыке отводится ведущая роль, движению – второстепенная. Специалисты сделали важный вывод: только органическая связь музыки и движения обеспечивает полноценное музыкально-ритмическое воспитание детей. Дети вначале слушают музыку, у них возникают определенные эмоциональные переживания, под влиянием которых движения приобретают необходимый характер. Контрастные построения, темповые и динамические изменения, ладовая окрашенность, повторность, несложные ритмы, акценты, чередования фраз – всё это может передаваться в движении. Музыка способствует выразительности движений.
Возможность движения, практических действий для ребенка – одно из самых эффективных средств поддержания его интереса к какому-либо роду занятий
Материал, посредством которого осуществляется музыкально-ритмическое воспитание, должен отвечать интересам и возможностям ребенка. Необходимо, чтобы музыкальные произведения были доступны при восприятии и передаче движений.
Цель музыкально – ритмических движений: Углубление и дифференциация восприятия музыки, её образов и формирование на этой основе навыков выразительного движения
Задачи музыкально – ритмических движений:
На музыкальных занятиях используют следующие виды ритмики:
В музыкально-ритмических упражнениях дети осваивают отдельные виды движений: всевозможные повороты, вращения, кружения, наклоны, покачивания, разновидности шага, бега, прыжков, подскоков, а также упражнения на разнообразные построения: движения по кругу, квадрату, диагонали, «змейками», цепочками, парами, тройками и т.д.
Перечисленные упражнения относятся к разряду общеразвивающих и связаны с физическим воспитанием ребенка, развитием его ловкости, координации, умения владеть своим телом и ориентироваться в пространстве.
Сюжетно – образные движения: движения упражнений связываются с яркими музыкальными образами (скачущие галопом лошадки, прыгающие зайчики, крадущиеся кошечки и т.п.), расцвечиваются фантазией детей, будят их творческое воображение. В этих упражнениях ребенок творчески познает возможности своего тела, соотносит свои действия с действиями других, приобретает навыки общения.
Звучащая музыка помогает ему в этом, ритмически организуя деятельность, делает познаваемый ребенком мир ярким и эмоционально насыщенным.
Танцы, пляски и хороводы – также весьма привлекательный для детей раздел занятий ритмикой. Основу программ музыкально-ритмического воспитания в ДОУ составляют несложные танцы разных народов, характерные танцы.
Музыкальная форма, структура народного танца, как правило, ясная, четкая, доступная детскому восприятию.
В характерных танцах плясовые элементы соответствуют манере движений различных персонажей (снежинок, куколок, клоунов, пингвинов и т.п.).
К свободным танцам относятся пляски и хороводы, которые придумывают сами дети. В них используются знакомые элементы танцев.
Вначале я активно помогаю, советую ребятам, какие движения лучше подобрать под ту или иную музыку в соответствии с её характером, формой. Затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без подсказки взрослого создают «свою» пляску.
Музыкальная игра - разновидность игровой деятельности в детском саду.
Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребёнка в мир сказочных персонажей, знакомит с народными традициями – всё это углубляет восприятие и понимание музыкального произведения, помогает сформировать музыкально-ритмические и двигательные навыки.
Музыкальные игры делятся на игры под инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные) и игры под пение (хороводы и инсценировки).
В сюжетных играх нужно выразительно передать образы музыки, а в несюжетных – выполнить задание, связанное с общим настроением музыки, её выразительными средствами (темп, динамичные оттенки, метроритм, форма произведения). Например, в сюжетных музыкальных играх «Зайцы и лиса» муз. Г. Финаровского, «Хитрый кот» р.н.м., дети должны образно выполнять движения, характерные для данных персонажей.
В несюжетных играх - необходимо выполнять задание, связанное с общим
настроением музыки, её выразительными средствами (темп, динамические
оттенки, форма произведения, и т.д.) Например, в игре «Ищи игрушку» р.н.м.,
ребята меняют движения на малоконтрастные части пьесы и динамические
оттенки. В игре «Жмурки» муз. Флотова основное место занимает момент ловли.
В играх с пением композиция движений зависит от характера, образов музыки, текста. Здесь используются элементы народных плясок, разнообразных хороводных построений (парами, шеренгами, кругами со сменой направления). Например, в игре «Ворон» (русская народная прибаутка) основная задача – передать сказочный образ ворона «в красных сапогах, позолоченных серьгах» в пляску которого включены элементы русского народного танца: кружение дробным шагом, выставление ноги на пятку. В игре использовано также построение в круг, сужение и расширение круга дробным шагом.
На музыкальных занятиях я применяю и элементы Логоритмики.
Логоритмика - это комплекс двигательных упражнений, в которых разные
движения (туловища, головы, рук, ног) сопровождаются произношением
специального речевого материала с музыкальным сопровождением
Логоритмическая деятельность на музыкальных занятиях включает в себя
следующие элементы:
Например : «Бабушка очки надела» (мл. гр.), «Капуста» (ср. гр.) т .др.;
Например : «Сильный , слабый ветерок» и др.;
и другие элементы
Моя задача состоит в том, чтобы используя на занятии разные виды музыкально-ритмических движений, не только научить детей двигаться в характере музыки, передавая её темповые, динамические, метроритмические особенности, но и переносить это в свободную деятельность.
Дети с удовольствием играют в любимые игры на прогулке, повторяют речевые игры с движениями дома.
Вместе с тем, ритмические упражнения служат и задачам физического воспитания. Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения. Профессор Крестовников в своей книге «Очерки о физиологии физических упражнений» писал, что движения, совершаемые под музыку, выполняются легче, дыхательный аппарат работает более энергично, увеличивается глубина дыхания, повышается поглощение кислорода.
Таким образом, в музыкально-ритмической деятельности происходит
тренировка многих умений ребёнка:
- Запоминание отдельных движений и движений в комплексе;
- Координацию движений;
- Умение двигаться с предметом;
- Способность слушать музыку и повторять под неё движения.
Пусть ребёнок растёт здоровым, весёлым, и музыка
сопровождает его всю жизнь