Консультация для воспитателей " Двигательная активность детей на музыкальных занятиях"


Автор: Старицина М.А.

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Консультация для воспитателей " Двигательная активность детей на музыкальных занятиях"

Краткое описание работы: Двигательная активность детей на музыкальных занятиях – это музыкально-ритмическая деятельность, которая является одним из основных и ведущих видов музыкальной деятельности в детском саду.

Консультация для воспитателей

«Двигательная активность детей на музыкальных занятиях»

                                 Возможно самое лучшее, самое совершенное и радостное,

                                 что есть в жизни – это свободное движение под музыку.

И научиться этому можно у ребёнка вместе с ним»
                                                                                    Анна Иосифовна Буренина

 

Двигательная активность детей на музыкальных занятиях – это музыкально-ритмическая деятельность, которая является одним из основных и ведущих видов музыкальной деятельности в детском саду. Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребёнка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе.

                 Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста. Телесные ощущения для ребенка первостепенны в освоении окружающего мира. Полноценное развитие всех психических процессов у ребенка происходит в опоре на его телесный опыт. Не случайно психологи говорят о том, что ребенок мыслит телом. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления происходит у него в опоре на практические действия. Возможность движения, практических действий для ребенка – одно из самых эффективных средств поддержания его интереса к какому-либо роду занятий, а звучащие музыкальные образы вызывают у  детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения.

Движения под музыку издавна  применялись в воспитании детей. Но впервые рассмотрел ритмику  и  обосновал её в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений. По его мнению, « с первых лет жизни ребёнка следовало бы начинать воспитание в нём «мышечного чувства», что в свою очередь, способствует «более живой и успешной работе мозга». При этом Далькроз считал важным и то, как организован сам процесс занятий с детьми, который должен «приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены».

Музыкально-ритмическое  воспитание детей   в нашей стране было построено  на основе ведущих положений системы  Э. Жак-Далькроза.

В детском саду  вместо термина «ритмика» вначале пользовались терминами «ритмические движения», «музыкально-двигательное воспитание», затем «движение под музыку», «музыкальное движение», «музыкально-ритмические движения». На протяжении многих лет шла дискуссия о наиболее точной формулировке.

Вопрос о соотношении  музыки и движения в ритмике был решён однозначно: музыке отводится ведущая роль, движению – второстепенная. Специалисты сделали важный вывод: только органическая связь музыки и движения обеспечивает полноценное музыкально-ритмическое воспитание детей. Дети вначале слушают музыку, у них возникают определенные эмоциональные переживания, под влиянием которых движения приобретают необходимый характер. Контрастные построения, темповые и динамические изменения, ладовая окрашенность, повторность, несложные ритмы, акценты, чередования фраз – всё это может передаваться в движении. Музыка способствует выразительности движений.

Возможность движения, практических действий для ребенка – одно из самых эффективных средств поддержания его интереса к какому-либо роду занятий

Материал, посредством которого осуществляется музыкально-ритмическое воспитание, должен отвечать интересам и возможностям ребенка. Необходимо, чтобы музыкальные произведения были доступны при восприятии и передаче движений.

Цель музыкально – ритмических движений: Углубление и дифференциация восприятия музыки, её образов и формирование на этой основе навыков выразительного движения

Задачи  музыкально – ритмических движений:

  • научить детей двигаться в характере музыки, передавая её темповые, динамические, метроритмические особенности. Точной, выразительной передачей посредством движений характера музыки достигается воплощение образного содержания музыкального произведения;
  • развивать музыкальный слух и память, чувство ритма, активизируют восприятия музыки;
  • Развивать художественно – творческие способности.

На музыкальных занятиях используют следующие виды ритмики:

  1. музыкально-ритмические упражнения;
  2. танцы, пляски, хороводы;
  3. музыкальные игры.

В музыкально-ритмических упражнениях дети осваивают отдельные виды движений: всевозможные повороты, вращения, кружения, наклоны, покачивания, разновидности шага, бега, прыжков, подскоков, а также  упражнения на разнообразные построения: движения по кругу, квадрату, диагонали, «змейками», цепочками, парами, тройками и т.д.

Перечисленные упражнения относятся к разряду общеразвивающих и связаны с физическим воспитанием ребенка, развитием его ловкости, координации, умения владеть своим телом и ориентироваться в пространстве.

Сюжетно – образные движения: движения упражнений связываются с яркими музыкальными образами (скачущие галопом лошадки, прыгающие зайчики, крадущиеся кошечки и т.п.), расцвечиваются фантазией детей, будят их творческое воображение. В этих упражнениях ребенок творчески познает возможности своего тела, соотносит свои действия с действиями других, приобретает навыки общения.

Звучащая музыка помогает ему в этом, ритмически организуя деятельность, делает познаваемый ребенком мир ярким и эмоционально насыщенным.

Танцы, пляски и хороводы – также весьма привлекательный для детей раздел занятий ритмикой. Основу программ музыкально-ритмического воспитания в ДОУ составляют несложные танцы разных народов, характерные танцы.

            Музыкальная форма, структура народного танца, как правило, ясная, четкая, доступная детскому восприятию.

В характерных танцах плясовые элементы соответствуют манере движений различных персонажей (снежинок, куколок, клоунов, пингвинов и т.п.).

К свободным танцам относятся пляски и хороводы, которые  придумывают сами дети. В них используются знакомые элементы танцев.

Вначале я активно помогаю, советую ребятам, какие движения лучше подобрать  под ту или иную музыку в соответствии с её характером, формой. Затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без подсказки взрослого  создают «свою» пляску.

Музыкальная игра - разновидность игровой  деятельности в детском саду.

Музыка усиливает эмоциональную  сторону игры, погружает ребёнка в мир сказочных персонажей, знакомит с народными традициями – всё  это углубляет восприятие и понимание  музыкального произведения, помогает сформировать музыкально-ритмические  и двигательные навыки.

Музыкальные игры делятся  на игры под инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные) и игры под  пение (хороводы и инсценировки).

В  сюжетных играх  нужно  выразительно передать образы музыки, а в несюжетных – выполнить задание, связанное  с общим настроением музыки, её выразительными средствами (темп, динамичные оттенки, метроритм, форма произведения). Например, в сюжетных музыкальных  играх «Зайцы и лиса» муз. Г. Финаровского, «Хитрый кот» р.н.м., дети должны образно выполнять движения, характерные для данных персонажей.

В несюжетных играх - необходимо выполнять задание, связанное с общим

настроением музыки, её выразительными средствами (темп, динамические

   оттенки, форма произведения, и т.д.) Например, в игре «Ищи игрушку» р.н.м.,

   ребята меняют движения на малоконтрастные части пьесы и динамические

   оттенки. В игре «Жмурки» муз. Флотова основное место занимает момент ловли.

В играх с пением композиция движений зависит от характера, образов  музыки, текста. Здесь используются элементы народных плясок, разнообразных  хороводных построений (парами, шеренгами, кругами со сменой направления). Например, в игре «Ворон» (русская народная прибаутка) основная задача – передать сказочный образ ворона «в красных  сапогах, позолоченных серьгах» в пляску которого включены элементы русского народного танца: кружение дробным  шагом, выставление ноги на пятку. В  игре использовано также построение в круг, сужение и расширение круга дробным шагом.

На музыкальных занятиях я применяю и элементы Логоритмики.

   Логоритмика - это комплекс двигательных упражнений, в которых разные

   движения (туловища, головы, рук, ног) сопровождаются произношением

   специального речевого материала с музыкальным сопровождением

Логоритмическая  деятельность на музыкальных  занятиях включает в себя 

следующие элементы:

  • Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики), оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы;

 Например : «Бабушка очки надела» (мл. гр.), «Капуста» (ср. гр.) т .др.;

  • Дыхательная и артикуляционная гимнастика. (Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса);

Например : «Сильный , слабый ветерок» и др.;

  • Речевые игры («Хвостатый- хитроватый» и др.)
  • Игровой массаж («У жирафа пятна» и т.д.);

и другие элементы

 

Моя задача состоит в том, чтобы используя на занятии разные виды музыкально-ритмических движений, не только научить детей двигаться в характере музыки, передавая её темповые, динамические, метроритмические особенности, но и переносить это в свободную деятельность.

Дети с удовольствием играют в любимые игры на прогулке, повторяют речевые игры с движениями дома.

Вместе с тем, ритмические упражнения служат и задачам физического воспитания. Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения. Профессор Крестовников в своей книге «Очерки о физиологии физических упражнений» писал, что движения, совершаемые под музыку, выполняются легче, дыхательный аппарат работает более энергично, увеличивается глубина дыхания, повышается поглощение кислорода.

Таким образом, в музыкально-ритмической деятельности происходит   

     тренировка  многих умений ребёнка:
   - Запоминание отдельных движений и движений в комплексе;
   - Координацию движений;
   - Умение двигаться с предметом;
   - Способность слушать музыку и повторять под неё движения.

 

       Пусть ребёнок растёт здоровым, весёлым, и музыка

                сопровождает его всю жизнь